Дело будет шито-крыто
Власть решила засекретить отчет о том, кто и как разорил молдавские банки
Объем информации потрем проблемным банкам нарастает, как снежный ком. Во вторник, например, когда парламент на пленарном заседании слушал отчет специальной комиссии по расследованию, новые данные появлялись чуть ли не каждые два часа. Версии звучат самые разные – от весьма близких к реальности до конспирологических, совсем уж неправдоподобных. Но обо всем по порядку.
C точки зрения Шора
В прошлом номере «МК» мы уже рассказывали, что бывший председатель Административного совета Banca de Economii Илан Шор после многочасового допроса в Национальном центре по борьбе с коррупцией сохранил статус подозреваемого в злоупотреблении служебным положением и покинул Молдову. Но через сутки, как и обещала пресс-служба бизнесмена, вернулся и провел брифинг. Это были его первые публичные комментарии к ситуации со скандальным выводом из трех банков 18 млрд леев.
По словам Шора, все транзакции были законными, а информация о выводе денег – «ложь и спекуляции». Бизнесмен отметил, что в апреле 2014 года, когда он был назначен председателем правления BEM, 47% из всего пакета предлагаемых банком кредитов была безнадежной. А он якобы даже создал стратегию развития ВЕМ, и ему удалось реализовать часть поставленных целей по реанимированию учреждения, снизив долю проблемных кредитов до 20%.
Илан Шор предупредил, что инвестор Banca de Economii намерен обратиться в суд «с требованием восстановить справедливость и свои законные права после аннулирования по решению суда дополнительной эмиссии акций стоимостью 80 млн леев». Он напомнил, что инвестор вложил в банк значительные средства, выкупив проблемных кредитов на 300 млн леев, и выдал субординированный заем в размере 50 млн долларов. Эти суммы, а также собственно 80 млн леев, за которые были приобретены акции, и будут истребованы через международный суд.
Словом, сам Шор за собой никакой вины не чувствует, а возмещать ущерб инвестору в случае выигрыша им дела придется из госбюджета, то есть из карманов налогоплательщиков.
Кому кредиты доверили
Однако журналисты издания «Ziarul de Gardă» и интернет-портала NewsMaker, усомнившись в правдивости заявлений Шора, независимо друг от друга решили поближе познакомиться с заемщиками, которым подконтрольные Шору банки без колебания доверили весьма и весьма значительные суммы. Danmira SRL получила 3,062 млрд леев, Davema-Com SRL — 3,196 млрд леев, Voximar-Com — 2,470 млрд леев, Contrade — 2,339 млрд леев, Caritas Group — 2,607 млрд леев. Позже обязательства этих фирм перед банками выкупила британская оффшорная компания Fortuna United LP.
Результаты поисков удивили всех. Для начала: уставный капитал каждой из фирм составляет 5,4 тыс. леев (именно таким был установленный законом минимум до 2014 года). Зарегистрированы все заемщики по разным адресам, но у них одна общая черта: на момент получения кредита они арендовали помещения отнюдь не в фешенебельных районах Кишинева. Caritas Group прописана в комнатке площадью 6 кв. м за 600 леев арендной платы в месяц по адресу ул. Измаильская, 52. Запертое помещение, по словам журналистов, выглядит совершенно необитаемым. Учредитель фирмы Андрей Нирауца, как выяснило издание «Ziarul de Gardă», оказался наркозависимым пациентом Реабилитационного центра из Новых Анен, что подтвердил его отец. Своего сына он не видел уже несколько месяцев и, где его искать, не знает. Интересно, что до 30 июня 2014 года офис Caritas Group находился по улице Мештерул Маноле, 12, где сейчас зарегистрирован еще один получатель многомиллиардного кредита – Danmira. Но представителей фирмы там видят редко. Компания Voximar-Com с 1 мая 2013 года арендует офис площадью 17,5 кв. м за 50 евро в здании на Хынчештском шоссе, 142, практически за чертой города. Здесь тоже никто из работников не появляется, хотя оплата за аренду вносится. До 1 января 2014 года компания Contrade арендовала офис по адресу ул. Мунчешть, 271. Сейчас он пустует и опечатан. Освободила помещение в подвале высотного дома по бул. Дачия, 2 и компания Davema-Com. Числящийся ее учредителем и основателем Андрей Никита, бывший вице-комиссар Каларашского района, уже пять лет не живет в Молдове. На запрос представителей газеты он ответил, что никакой фирмой не владеет. По свидетельству арендодателей, представителей этих фирм в последнее время активно ищут сотрудники налоговой службы и других госструктур. Судя по всему, безуспешно.
По секрету всему свету
Собравшийся на пленарное заседание парламент голосами фракций ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ постановил, что заседание, на котором заслушивается доклад специальной комиссии, должно быть закрытым. Социалисты и либералы выступили против, но поддержаны не были. Однако жизнь давно доказала: в Молдове ничего тайного быть не может. И еще до начала заседания интернет-портал Deschide.md опубликовал «строго секретный» доклад, попавший в распоряжении редакции от неизвестного лица. За стопроцентную достоверность документа ручаться, конечно, нельзя, однако большинство фактов уже известны широкой общественности.
В докладе, в частности, подтверждается, что баснословный кредит получили именно те фирмы, названия которых на прошлой неделе обнародовал Игорь Додон, и именно они вывели средства из Молдовы. А причиной банковского кризиса назван неудовлетворительный менеджмент во всех трех финансовых учреждениях. Национальный банк не предпринял усилия для стабилизации ситуации. При этом, говорится в отчете, Нацбанк выделял трем проблемным банкам миллиарды леев кредитов в результате неформальных телефонных переговоров чиновников. «Комиссия констатирует отсутствие взаимодействия между правительством, НБМ и другими институтами государства в процессе прояснения негативных тенденций и роста рисков в секторе», – отмечается в документе. Авторы подчеркивают, что Национальный комитет по финансовой стабильности не принимал вовремя необходимых сложных решений.
… И порция альтернатив
Фракция Партии социалистов в знак протеста против засекречивания заседания отказалась в нем участвовать и представила собственный альтернативный доклад. Председатель ПСРМ Игорь Додон утверждает, что власть не знает, как разрешить банковский кризис. Он отмечает, что схема вывода десятков миллиардов леев тщательно готовилась, в том числе путем изменения законодательства. В 2013-2014 годах из банков выводились средства вкладчиков и клиентов. Государственные органы не только не попытались пресечь эти схемы, но и, параллельно с выводом денег из банков, приняли решение о выделении Нацбанком 10 млрд леев для покрытия финансовых дыр в Banca de Economii, Banca Socială и Unibank. Документы, подтверждающие все операции, сгорели, а видеозаписи уничтожены. Обесценивание национальной валюты произошло в большей степени из-за схем по выводу денег из банков. Более того, в период с ноября 2014-го по февраль 2015 года три проблемных банка заработали на разнице курсов свыше 1 млрд леев.
В альтернативном докладе констатируется: ситуация в финансово-банковском секторе страны ухудшается. 27 марта истекает срок, когда Banca de Economii, Banca Socială и Unibank должны вернуть выделенные НБМ 10 млрд леев. Однако, скорее всего, они не будут возвращены. В таком случае эти деньги превратятся в государственный долг, который ляжет на плечи налогоплательщиков.
Теперь Национальный банк предлагает два выхода: капитализацию или ликвидацию проблемных банков. Для капитализации требуется 33 млрд леев, ликвидации – 15,5 млрд.
Социалисты потребовали отставки руководства Нацбанка и привлечения организаторов аферы к уголовной ответственности, отстранения работников Национального центра по борьбе с коррупцией, допустивших нарушения. «Единственный выход – в национализации банков, – заявил Игорь Додон. – Необходимо конвертировать в акции 10 млрд леев, которые были предоставлены Нацбанком этим трем банкам. Таким образом, пакет государства станет практически мажоритарным, и можно будет начинать наводить там порядок». Лидер ПСРМ считает, что Илан Шор был всего лишь инструментом в руках власти: «Без участия Филата и Плахотнюка такое мошенничество было бы невозможно осуществить».
Еще один альтернативный доклад разработала фракция ЛП. Автор документа Юрий Киринчук оценивает выведенную в оффшорные зоны сумму в 1 трлн леев, ссылаясь на данные, полученные от Службы по борьбе с отмыванием денег при Национальном центре по борьбе с коррупцией. Либералы требуют от правительства в течение десяти дней рассекретить решения, принятые в отношении ситуации в Banca de Economii, Banca Socială и Unibank, а все материалы комиссии по расследованию направить европейской миссии для расследования хищения из трех банков. А в течение месяца должна быть обнародована суммам убытков, понесенных государством в результате сложившейся ситуации.
Экс-премьер-министр Юрий Лянкэ высказался в том духе, что не узнал из отчета официальной комиссии ничего нового и выразил мнение, что без участия международных экспертов правду узнать будет невозможно.
А эксперт Университетского фонда Черного моря Георгий Скарлат выдвинул и вовсе фантастическую гипотезу: миллиард ушел из Молдовы в Россию, чтобы спасти Газпромбанк, который власти РФ намереваются рекапитализировать для уменьшения последствий санкций Запада. На это требуется 2,3 млрд долларов, но в российском бюджете таких средств нет. Вот молдавский миллиард и пригодился…
Заседание парламента закончилось поздно вечером. Но история с банками далеко не закончена. Впереди еще результаты аудита, который проводит компания Kroll, и многое другое. В общем, к этой теме мы явно вернемся не раз.
Елена РОЙТБУРД.