Газета "Кишиневские новости"

Экономика

«Картина была бы идиллической, но есть нюансы…»

«Картина была бы идиллической, но есть нюансы…»
26 марта
00:00 2015

Крупнейший производитель хлеба в Молдове «Франзелуца» надеется, что на рынке будут установлены правила, общие для всех «игроков»

«Хлеб» – понятие в нашей культуре по сей день почти сакральное. Много значит оно и в «культуре» политиче­ской – последнее, на что согласится среднестатистический госчиновник, это допустить массовое недовольство ценами на хлеб. Отом, как приходит­ся лавировать между экономическим молотом и социальной наковальней, в интервью «МК» в Молдове рассказал генеральный директор АО«Франзе­луца» Виктор Кожокару.

Область деликатных вопросов

– Виктор Георгиевич, давайте уточним, в какой мере ваш главный акционер – государство – регулиру­ет ныне ценообразование на продук­цию АО «Франзелуца»…

– Формально, государством сегод­ня так или иначе регламентируется всего несколько аспектов. Существу­ет решение правительства №335 от 24 мая 1994 года, ограничивающее десятью процентами рентабельность производства хлеба из муки перво­го и второго сорта, а также их смеси. По-прежнему действует принятое в августе 1995-го постановление за но­мером 547 о мерах государственного регулирования цен, которое, понятно, касается не только хлеба, там длин­ный перечень социально значимых продуктов. В целом же, никакой госу­дарственный чиновник не станет тре­бовать от АО «Франзелуца» работать себе в убыток.

Однако, всё не так просто. Упомяну­тая десятипроцентная рентабельность была бы достаточной при условии ис­полнения на практике целого ряда других «правил». Казалось бы, наше предприятие сегодня предлагает весь­ма широкий ассортимент – около 700 наименований продукции. Только хлеба мы выпускаем более 40 видов, но лишь единицы из них рентабельны. При этом, в общем объёме продаж хлеб и хлебо­булочные изделия занимают 73 процен­та. А ведь предприятие производит по-настоящему уникальные изделия – как, например, хлеба «Рижский», «Бородин­ский» – из самого высококачественного сырья, на которое не распространяются никакие ограничения. Но даже по этим позициям о пресловутых десяти про­центах мы можем только мечтать.

– Почему?

– Хотя бы потому, что себестоимость хлеба складывается из целого ряда ком­понентов. В нашем случае, около 50% составляет основное и дополнительное сырьё, плюс натуральные добавки, обо­гащающие компоненты – железо, фоли­евая кислота. В некоторых случаях это ещё и довольно сложная технология – тот же «Рижский» изготавливается ис­ключительно на живых заквасках, про­цесс длится 15 часов. Кроме того, АО «Франзелуца» принципиально избегает всякой химии, а натуральные компонен­ты, естественно, обходятся дороже…

– То есть к реальным ценам на хлеб не готов рынок?

– Тут мы с вами вступаем в область очень деликатных вопросов. Как пред­приятие, обличённое определённой социальной ответственностью, мы не можем работать, не оглядываясь одно­временно и на государство, и на свобод­ный рынок. Ещё десять лет назад АО «Франзелуца» выпускало 180 и более тонн хлеба в день (я уж не вспоминаю советские времена, когда эта цифра составляла 250 тонн). К сегодняшнему дню мы производим ежедневно не бо­лее 130 тонн хлеба. Куда делись «лиш­ние» 50 тонн?

Я ни в коем случае не склонен кри­тиковать принцип частной инициативы или, хуже того, считать чужие деньги. Да, в республике появилось много не­больших частных пекарен, цехов при торговых сетях, что несомненно под­держивает право потребителя выбирать по своему вкусу продукцию разных хле­бопёков. И слава Богу. Картина была бы совсем «идиллической», если бы ещё для всех производителей хлеба в ре­спублике – вне зависимости от формы собственности, ежедневных объёмов и т. д. – работали одни и те же правила и установки. А как раз этого сегодня в Молдове, увы, нет.

– Есть «более равные» произво­дители?

– Вот приди на «Франзелуцу» любая проверяющая инстанция, она немед­ленно получит все подтверждающие документы относительно качества ис­пользованного в производстве сырья, адекватности оборудования. Технологи­ческий процесс предприятия полностью и скрупулёзно контролируется – соб­ственной лабораторией, технологами. Не менее строгой проверке подверга­ется готовая продукция. Наконец, каж­дый из 2300 работников «Франзелуцы» получает зарплату «по-белому» – в этом вопросе мы также не приемлем никакой «химии». И естественно, вся продук­ция отгружается строго по накладным. Вместе с тем, «Франзелуца» не полу­чает от государства никаких субсидий, а в случае экономических неудач, вся ответственность ляжет на менеджмент предприятия.

А с другой стороны – некоторые пе­карни, умудряющиеся реализовывать свой хлеб по одним и тем же наклад­ным в течение нескольких дней, исполь­зующие муку чуть ли не из фуражного зерна, при этом устанавливая цены, из­вините, с потолка. Как прикажете с ними конкурировать?

Показательный момент. На два дня – 30 и 31 декабря прошлого года – обычные ежедневные объёмы про­изводства «Франзелуцы» подскочили до 200 тонн. Предполагаю, нам доста­лись заявки частных пекарен, которые в эти дни, видимо, остановились. Они могут позволить себе простой, когда работать невыгодно, мы – нет. АО «Франзелуца», что бы ни случилось, не имеет права оставить огромное число людей без хлеба – к этому обя­зывает не только статус, так сказать, флагмана отрасли, но и элементарное осознание возложенной на нас соци­альной ответственности. Хотелось бы только, чтобы чиновники, принимаю­щие решения, учитывали эту «особен­ность» предприятия.

Не просто парадокс

– Поскольку вы упомянули соци­альную ответственность… Существу­ет ведь ещё и понятие «социального хлеба». Только ли розничной ценой оно определяется?

– В плане ингредиентов, хлеб из дан­ной категории, согласно нормативам, должен изготавливаться из муки, дрож­жей, воды и соли. Сразу хочу развеять заблуждение, будто это априори про­дукт низкого качества. В «социальной» линейке АО «Франзелуца» сегодня во­семь видов хлебов, и самый, наверное, известный из них – хлеб «Кишинёвский» в смысле себестоимости обходится предприятию в шесть леев, а в рознице, между тем, продаётся по полтора лея.

Возможно, вы помните, как в январе этого года наш «Кишинёвский» прико­вал к себе всеобщее внимание, когда на предприятии на некоторое время вышла из строя линия по его выпечке. Нам пришлось долго объяснять обще­ственности, что этот сорт хлеба покинул прилавки магазинов не навсегда.

Разумеется, мы полностью осо­знаём, насколько важно, чтобы са­мые социально уязвимые слои на­селения могли приобретать хлеба вдоволь. Другой вопрос, насколько это справедливо – взваливать груз производства социального хлеба в Кишинёве со всеми неизбежными эко­номическими издержками (поверьте, немалыми) на одного-единственного, пусть и самого крупного производи­теля. Может быть, разумнее было бы просто обязать каждый хлебозавод, каждую пекарню выпускать по одному виду подобной продукции?

Здесь есть и ещё один, немаловаж­ный, на мой взгляд, нюанс. Принуждать посредством регламентированного це­нообразования того же пенсионера по­купать лишь определённые сорта хлеба – это несколько отдаёт дискриминацией, вы не находите? Ведь этот хлеб может не подходить ему ещё и элементарно по медицинским показаниям.

Посмотрите, среднестатистиче­ский человек потребляет в день около 220 граммов хлеба, это примерно пол­батона. Значит, рядовому пенсионеру требуется 15 батонов в месяц. Так по­чему бы частично не оплатить ему эти батоны посредством некоей адресной компенсации, наподобие того, как это сегодня практикуется в Кишинёве с услугами городского транспорта. Че­ловек получит гораздо более широкий выбор, производитель хлеба – допол­нительные возможности, скажем, для развития производства. Для решения этого вопроса не нужно выходить в какие-то заоблачные государственные выси, достаточно уровня городской власти Кишинёва, Муниципального совета.

– Определённые преференции в сфере государственных закупок могли бы стать некоей компенсацией для социально ответственного про­изводителя?

– Вот ещё одна проблема, о которой мы в последнее время говорим регуляр­но. В Молдове в системе государствен­ных закупок, при проведении конкурсов, главным, если не единственным, крите­рием является дешевизна. Выигрывает предложивший самую низкую цену. Что примечательно, именно по хлебу – это зачастую одна и та же, многим в от­расли известная фирма, годами полу­чающая заказы от государства. Но одно дело, когда речь идёт о приобретении канцелярских товаров для секретарши в приёмной государственного чиновни­ка, и совсем другое – продукты питания для детских садов, школ и больниц. АО «Франзелуца» сегодня выпускает нема­ло видов высококачественных хлебов, обогащённых полезными для здоровья элементами, которые были бы очень кстати в меню ребятишек и пациентов больниц. Однако сложность и дорого­визна их производства не позволяют нам даже надеяться на победу в госу­дарственных тендерах…

– Я слышал, что «Франзелуца» начала добавлять в определённые сорта хлеба железо и фолиевую кис­лоту. Верно ли, что это предпринято вами по собственной инициативе?

– Да. В 2011 году Минздрав забил тревогу по поводу йододефицита и не­достатка железа в организме у боль­шинства жителей республики. Побывав на одном из заседаний правительства, где этот вопрос поднимался, я приехал на предприятие, собрал своих сотруд­ников: давайте думать, что мы можем со своей стороны предложить. Резуль­татом стало появление в ассортименте предприятия таких хлебов как «Extra», «Cu Graham», «Orăşănească plus», «Morăreasca», линейка «La provincie», при выпечке которых используются до­бавки, обогащённые железом и фолие­вой кислотой.

Но получается парадокс. Минздрав, громко протрубивший о проблеме, заку­пать наши хлеба для своих учреждений отнюдь не спешит. Когда же я поднял этот вопрос перед Минфином, получил в ответ письмо: «Государственные закуп­ки обогащённого хлеба станут возмож­ны, когда и другие хлебопроизводители освоят выпуск подобной продукции и бу­дет соблюдён принцип конкуренции…». А если никто больше так и не «освоит»? Боюсь, это уже не просто парадокс…

Всех касается

– Виктор Георгиевич, насколько я понимаю, качество хлеба находится в прямой зависимости от качества сырья. В какой мере молдавские урожаи зерна соответствуют запро­сам предприятия?

– С точки зрения объёмов, молдав­ские хлеборобы получают неплохие уро­жаи, но, к сожалению, далеко не всегда то же самое можно сказать о качестве зерна. Мне жаль это произносить, но из молдавской муки очень непросто сде­лать красивый и качественный хлеб. Нижний допустимый предел процента клейковины для хлебопёков – 23, а я знаю, что некоторые пекарни сегодня работают с сырьём, в котором не более 19 процентов клейковины.

В то же время украинская мука, как правило, превосходна. Недоумеваю, неужели у соседей лучше чернозём или более трудолюбивые крестьяне? Думаю, всё-таки дело в молдавском семенном фонде и давно назревшей необходимости его обновлять. Кроме того, и земля требует соответствующего к себе отношения.

Ну и с давних пор есть моя, так ска­зать, голубая мечта – строительство собственной мельницы (и по возмож­ности, элеватора) «Франзелуцы». Это смогло бы обеспечить предприятию стабильное качество муки и более низ­кие цены на хлеб.

– В условиях объективных труд­ностей на рынке, грамотный руко­водитель обращается к внутренним резервам предприятия. Это ведь ваш случай?

– Несомненно. Именно поэтому три года назад мы приложили столько уси­лий для разработки подробной стра­тегия развития АО «Франзелуца» на 2013-2017 годы. С момента её приня­тия на предприятии внедряется инве­стиционная программа, предусматри­вающая объем капитальных вложений в размере 300 миллионов леев. В рав­ной пропорции задействуются креди­ты и наши собственные возможности. Уже сделано намного больше, чем было изначально запланировано, и на данный момент освоено 144 миллиона леев. К сегодняшнему дню приобрете­но внушительное количество самого современного оборудования лучших европейских производителей. Всё производство будет сконцентрирова­но на одной «платформе». В итоге на «Франзелуце» практически полностью поменяется техническая «начинка», что, надеюсь, позволит нам совершить определённый технологический рывок, ведущий к экономической отдаче. Од­новременно на предприятии запущен процесс жёсткой оптимизации. Исчез­нет ряд вспомогательных производств и служб – наши исследования показы­вают, что зачастую гораздо выгоднее пользоваться, например, сторонними транспортными услугами, нежели со­держать собственный гараж или целую группу строителей. А, скажем, механи­ческие мастерские, существующие при каждом нашем заводе, в ближайшем будущем сведутся в одну структуру.

Всё это для того, чтобы макси­мально сконцентрироваться на на­шем основном производстве, которое тоже активно рационализируется и модернизируется. Важное уточнение: ни один работник, занятый непосред­ственно на производстве хлеба, не был и не будет сокращён.

– Экспорт?

– Четыре года назад мы увлеклись идеей замораживания тортов. На одной из профильных выставок в Гер­мании мы продемонстрировали такого рода продукцию. И вот сегодня торты «Франзелуцы» уже продаются прак­тически по всей Европе – от Италии и Германии до Норвегии, Голландии, Британии и Ирландии, шагнули через океан – в Штаты и Канаду. Везде не­изменным спросом пользуются наши классические торты «Киевский», «Сме­танник», «Прага». Так же неплохо про­даются сегодня на экспорт пряники, печенье и особенно сушка.

Ещё одна интересная подробность. Когда выяснилось, что у нас наладил­ся неплохой экспорт в США, на пред­приятие прибыла комиссия тамошне­го Департамента продовольственной безопасности. Любопытно, что интере­совало её не только производство, но и бытовые условия – раздевалки, душ, туалеты. Уехали американцы удовлет­ворёнными, а мы в очередной раз убе­дились, что «второстепенных» вопросов на хлебном производстве не бывает.

– Статус «флагмана» предпола­гает, что АО «Франзелуца», волей или неволей, влияет на ситуацию во всей отрасли. Ещё одна мера от­ветственности?

– Проблемы, очевидные для «Фран­зелуцы», не могут не касаться каждого производителя хлебобулочных изде­лий в республике. А значит, и решить мы их можем только вместе. По боль­шому счёту, делить нам нечего. А вот принятие государством Закона о хлебе или создание научного института хле­ба – принесёт пользу всем. Думаю, на­стало время отстаивать и продвигать интересы отрасли сообща. Покупатель от этого только выиграет.

Олег ВЕТРОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,58–0,57%
EUR18,97–0,81%
GBP22,19–0,54%
UAH0,45–0,42%
RON3,82–0,78%
RUB0,19–0,73%

Курсы валют в MDL на 28.03.2024

Архив