Тайны банковского закулисья
Чем больше разоблачений, тем меньше ясности
Минувший вторник принес очередную новость в истории с расследованиемграндиозной аферы по выводу из Молдовы астрономической суммы в миллиард евро через Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank. Национальный центр по борьбе с коррупцией и Антикоррупционная прокуратура провели серию обысков в офисах Административного совета Banca de Economii, в том числе у председателя админсовета бизнесмена Илана Шора, и ряда компаний, получивших кредиты в этом банке. По версии следствия, именно с помощью кредитов и выводились деньги из банков. Шесть человек, включая самого Шора, пока пребывающих в статусе подозреваемых, были вызваны на допрос, продолжавшийся несколько часов. В результате два руководителя компаний, получавших по доверенности кредиты, задержаны на 72 часа.
Воровство денег в Banca de Economii продолжается
Это одна из самых свежих новостей на волнующую всех тему. Вообще же тайны банковского закулисья всплывают чуть ли не каждый день. К примеру, экс-председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав Ионицэ утверждает, что, несмотря на специальное управление, введенное Национальным банком в Banca de Economii, воровство денег оттуда продолжается. По его сведениям, конечным пользователем денег является фирма Caravita CO, которую возглавляет Владимир Русу, племянник лидера Либерально-демократической партии Владимира Филата. Схему краж Ионицэ описывает так: «На первом этапе деньги из Banca de Economii уходят в Banca Sociala в виде межбанковского кредита. После этого кредит выдается частной компании Alreda-Pro SRL. Дальше деньги уходят в оффшорную компанию Dastinger LLP. Она представляет собой так называемый кошелек, куда поступают украденные у нас всех деньги, которые впоследствии возвращаются обратно. В нашем случае обратно к Alreda-Pro SRL на счета в Moldindconbank. Потом эти деньги передаются Caravita CO — компании, которая аффилирована Филату». Ионицэ утверждает, что транзакция произошла 3 марта, а переведенная сумма составила 6,1 млн леев. Один подтверждающий озвученные факты документ он обнародовал и заверил, что располагает и другими бумагами. Филат все обвинения в причастности к краже из банков, в том числе и озвученные бывшим товарищем по партии ранее, отвергает и даже подал на Вячеслава Ионицэ в суд.
Кто первым забил тревогу
Сигналы о том, что в Banca de Economii происходит что-то неладное, поступали давно. Так, проведенные Счетной палатой в 2010-2012 годах аудиторские проверки выявили использование незаконных схем, в результате которых государству был нанесен ущерб в сотни миллионов леев. Было установлено, что еще в сентябре 2007 года бывший тогда директором Banca de Economii Григорий Гачкевич выдал кредит в 2 млн долларов Партии коммунистов для строительства новой штаб-квартиры. В 2008 году ВЕМ через свой филиал №1 заключил щедрый договор о пятилетней аренде здания площадью 1479 кв. метров в столице. Авансовое погашение ренты за первые три года составило 1,9 млн евро. Владельцы недвижимости, инвестировав в здание впятеро меньше обещанного, за три месяца полностью окупили его стоимость. Объект принадлежал четверым пенсионерам, которые приобрели здание за 4,7 млн леев. Через четыре дня после его покупки админсовет банка внес поправки в бизнес-план на текущий год, увеличив аренду с 9,2 до 13,1 млн леев. Арендный договор не был согласован с Министерством финансов и не был зарегистрирован в кадастре.
Отчеты Счетной палаты оставили без внимания. Как и результаты аудита, проведенного в 2012 году компанией Grant Thornton, которую тогда возглавлял нынешний вице-премьер, министр экономики Стефан Бриде. В документе, направленном вице-председателю, исполняющей обязанности руководителя BEМ Корине Бурлаку, указывалось: «Согласно договорам о выдаче кредитов на сумму 10 млн леев, они предназначались для закупки и импорта в Молдову ряда товаров. В документах о кредитовании отсутствуют доказательства того, что закупленное поступило в страну. При этом есть лишь документы, подтверждающие, что средства были переведены на счета некоторых нерезидентов. По нашему мнению, эти кредиты были использованы не по назначению».
Аудит выявил также, что часть фирм, взявших кредиты в BЕМ, не была зарегистрирована в качестве плательщиков НДС, хотя их доходы превышали минимально необходимый уровень. По мнению аудиторов, в такой ситуации импорт в Молдову товаров, для которых были взяты кредиты, не имел экономического смысла. Более того, проверка показала, что часть кредитов имела общих бенефициаров – оффшорные фирмы в Новой Зеландии, Панаме, Белизе, Виргинских островах. По данным на 30 сентября 2012 года у части из них имелись задолженности по оплате кредитов. Было выяснено также, что залог в виде недвижимости при выдаче пяти кредитов не соответствует реальной рыночной стоимости. Нынешний министр экономики просил встречи с руководством финансового учреждения для обсуждения этой проблемы. Просьбу проигнорировали.
Рукописи не горят!
Как, наверное, помнит читатель, в самый канун введения в Banca de Economii спецуправления была угнана и сожжена инкассаторская машина, в которой находился большой объем документов, касающихся транзакций между тремя проблемными банками. Но жизнь лишний раз подтвердила правоту классика: «Рукописи (в нашем случае документы) не горят!». И на днях председатель Партии социалистов, депутат парламента Игорь Додон обнародовал данные, которые, по его мнению, проливают свет на то, как были украдены миллиарды из Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank. Пакет документов в центральный офис Партии социалистов принес незнакомый человек. И это, судя по всему, именно те документы (или их копии), которые сгорели в той самой машине: письма бывшего сотрудника Banca Sociala; протокол чрезвычайного собрания акционеров Banca Sociala от 26 ноября 2014 года и список кредитных договоров.
Додон предупредил, что, поскольку эти документы не были представлены парламентской следственной комиссии ни одним из государственных учреждений, о каком-либо разглашении информации под грифом «секретно» не может быть и речи. Документы содержат информацию относительно выделения в период с декабря 2010-го до 17 ноября 2014 года кредитов 29 фирмам, большинство из которых напрямую или косвенно контролируется Иланом Шором. Эти кредиты были выданы в молдавских леях и в иностранной валюте, на общую сумму приблизительно в 4 млрд леев и, как можно предположить, с нарушением всех норм и правил кредитования, предусмотренных нормативными документами. Уже на этапе выдачи было ясно, что кредиты окажутся невозвращаемыми.
В соответствии с информацией, распространенной бывшим сотрудником банка, общее собрание акционеров Banca Sociala состоялось 26 ноября 2014 года в заочной форме для того, чтобы обязать исполняющего обязанности президента Banca Sociala Наталью Рахуба заключить контракт концессии. Из представленных документов следует, что 25 и 26 ноября банк выделил кредит пяти компаниям на общую сумму в 5,6 млрд леев, 333,5 млн долларов и 134 млн. евро. Общая сумма на момент выделения концессии составляла 13,3 млрд леев.
По решению общего собрания акционеров обязательства этих пяти фирм перед банками взяла на себя третья сторона, а именно британская оффшорная компания «FORTUNA UNITED LP». И тут след денег теряется.
Бывший сотрудник Banca Sociala информировал также, что 27 ноября 2014 года, в день, когда произошло большинство операций по выводу денег из страны, между 21-00 и полуночью в банке находилась вице-президент Нацбанка Эмма Тэбырцэ. Присматривала за операциями? Но назавтра все запечатлевшие ее видеозаписи бесследно исчезли.
Если Запад надавит
Лидер ПСРМ публично обратился к правоохранительным органам, а именно, к Генпрокуратуре, Национальному антикоррупционному центру и Службе информации и безопасности с призывом проверить достоверность данной информации и проинформировать общественность о предпринятых мерах.
Антикоррупционная прокуратура пообещала заняться такой проверкой и, в первую очередь, установить источник, от которого поступили документы. Однако эксперты высказывают мнение, что без прессинга международных структур мы рискуем так и не узнать имена героев «невидимого банковского фронта». Еще меньше вероятность, что кто-нибудь из них понесет реальное наказание. Остается уповать на то, что хотя бы в этом деле заграница нам реально поможет. Потому что на правоохранительные органы надежды, к сожалению, мало.
Елена РОЙТБУРД.