Газета "Кишиневские новости"

Новости

«Населению Молдовы привили психологию раба»

«Населению Молдовы привили психологию раба»
05 марта
00:08 2015

В традиционной «Гостиной «МК» мы поговорили с экс-послом РМ в Китае, профессором Виктором Боршевичем.

Помимо громких регалий, Виктор Иванович располагает блестящей эрудицией, хорошим чувством юмора и… пессимистическим взглядом на современную Мол­дову. Мы предлагаем читателям выжимку из двухчасового разгово­ра: наиболее интересные, на наш взгляд, «цитаты из Боршевича».

Об истоках валютного кризиса

Это была классическая схема, ко­торая вполне могла бы войти в учеб­ники по мировой экономике.

Однако, чтобы понять истинные причины лавинообразного обвала лея, случившегося две недели назад, нужно выслушать официальную вер­сию. А она, устами Дорина Драгуцана и других ответственных товарищей, утверждает, что падение националь­ной валюты было спровоцировано ис­ключительно объективными фактора­ми: проблемами в экономике России, снижением объёмов молдавского экс­порта – в Россию же. Как видим, ког­да это выгодно, наши власти охотно признают, что две трети объёма всей валюты, приходящей в Молдову, по­ступает от гастарбайтеров из России. А самое интересное, что едва ли не главным виновником было объявлено население республики. Наши гражда­не, оказывается, все сплошь экономи­чески невежественные «паникёры» и вообще – «плохие патриоты». Словом, тоже своего рода классика – у вора всегда виноват ограбленный.

Все эти объяснения не выдержива­ют никакой критики. Тогда что же прои­зошло на самом деле? Да, и ослабле­ние рубля, и проблемы с молдавским экспортом в РФ сыграли свою роль, но эта роль не более чем фоновая. Напомню: сложности в российской экономике начались далеко не вчера. Для столь катастрофического обвала лея нужен был некий фактор, который мощно сработал бы на коротком вре­менном отрезке. В реальности таким фактором стала известная ситуация с тремя банками группы ВЕМ.

О том, как украсть миллиард

Ребята, «прихватившие» в означен­ных выше банках огромную массу де­нег, получили их, понятно, в основном в леях. Для того, чтобы вывести награ­бленное в оффшоры и рассовать по иностранным банкам, миллиарды леев необходимо конвертировать в валюту. А как это сделать? Собственно, в дан­ном случае есть только два источни­ка – валютный резерв Национального банка и кубышки населения. И вот, дабы буквально «выманить» у людей их сбе­режения в валюте, курс искусственно задирается вверх, на короткое время стоимость доллара перепрыгивает за 20 леев, евро поднимается почти до 30-ти. При этом устанавливается колоссаль­ная, невиданная маржа в три-четыре лея. Люди, заранее владевшие инсай­дерской информацией, в этот момент очень неплохо нагрели руки. Те же, у кого такой информации не было (а это подавляющее большинство населения республики), получили в итоге… то, что получили.

В этой истории, мягко говоря, стран­ной представляется роль Национально­го банка РМ. Будучи, по всем законода­тельным нормам, главным регулятором на валютном рынке, НБ не сделал аб­солютно ничего, чтобы помешать этим «акулам» порезвиться, хотя имел для этого десятки рычагов. Более того, есть большие подозрения, что всё произо­шло при самом активном участии На­ционального банка.

Я далёк от теорий заговоров, но аферы такого масштаба требуют про­думанности и чёткой координации. Тут явно приложили руку и банкиры, и поли­тики. И если говорить в целом, то насе­ление Молдовы было в данном случае одурачено собственной властью. Дру­гое дело, что любая власть имеет лики, фацеты. Есть власть политическая, фи­нансовая, силовики. А ещё есть власть теневая – люди, которые располагают определёнными финансовыми и си­ловыми ресурсами, но при этом могут формально и не числиться в структурах государственной власти. Это клановые «образования», которых в Молдове не­много, и их существование сегодня ни для кого секрета не составляет. На мой взгляд, в нынешнем валютном кризисе довольно отчётливо видны следы, эти­ми кланами оставленные.

Про отражение в зеркале

Когда я был совсем маленьким ре­бёнком, мой отец преподнёс мне однаж­ды почти «конфуцианский» урок. Как-то не совладав с любопытством, я сунул гвоздь в электрическую розетку. Полу­чив разряд, с рёвом побежал жаловать­ся папе. А он спрашивает: «Хочешь уви­деть человека, который виноват в том, что тебе сейчас больно?» «Да», – отве­чаю я. «Тогда иди и загляни в зеркало, он там стоит». «Но ведь здесь только я!» «Вот именно», – сказал отец.

Знаете, когда господин Драгуцан обвиняет население страны в бедах, которые сотворили он и его финанси­сты, он всё-таки в какой-то мере прав. В конце концов, это «гражданское обще­ство» хранило молчание, когда закры­вали телеканал NIT, когда без всякого референдума подписывался договор об ассоциации с ЕС, когда за два дня до выборов снимали одну из лидирующих партий. И те, кто это делал, были абсо­лютно уверены, что им позволят.

Однако всё не так просто. Заметьте, если любого из нас попробуют обсчи­тать на пару леев где-нибудь в мага­зине, мы сумеем выразить протест. Но когда всех нас одновременно «кидают» на фантастическую сумму, мы и ухом не ведём. Как тут не вспомнить «массово­го человека» Гюстава Лебона, которого отличает иное психологическое устрой­ство, нежели у отдельной личности.

Людей в Молдове умно, цинично, малыми дозами приучили к тому, что есть вещи, которые «можно делать» (украсть миллиард евро, например). По­степенно привив населению психологию раба – это когда человек попросту пере­стаёт верить, что он способен и имеет право управлять собственной судьбой. Что остаётся рабу? Или бунт, или побег. Молдавское население в целом выбра­ло второе – каждый пытается поглубже забиться в свою нору. Таким образом, общество стремительно атомизируется, происходит разрушение социума. Как бы незаметно…

Про «Калашников» и западноевропейские ценности.

Вы никогда не задумывались, что представляют собой современные молдавские политические партии, так сказать, структурно? Ни одна из них не является сообществом людей, привер­женных той или иной мировоззренче­ской или политической концепции. Все до единой молдавские партии не пред­ставляют, по сути, интересов людей, го­лосовавших за них на выборах.

Молдова издревле принадлежит так называемой карпато-балканской культуре. Если вы слышали «Калаш­ников» Горана Бреговича, то заметили, что рефрен там – чистая молдовеняска. Эта субкультура образовывалась столе­тиями, её основная особенность – па­триархальность.

Так вот, молдавские политические формирования тоже полностью вписы­ваются в карпато-балканскую традицию. «Структуру» наших партий составляет «Папа», «пахан» и его преданная кама­рилья, клиентела. В этом смысле они почти не отличаются от каких-нибудь средиземноморских мафиозных кла­нов.

Некоторые ошибочно полагают, что достаточно просто перенести на мол­давскую почву стандарты западноевро­пейской культуры – демократию, закон­ность, свободу. Идея красивая, но она не работает. Ни в Ираке, ни в Ливии, ни, боюсь, в Молдове.

Отечественные клановые структуры быстро приспосабливаются к формаль­ным требованиям «цивилизованного мира», талантливо мимикрируют. Вну­три оставаясь всё тем же патриархаль­ным кланом – с презрением к государ­ству и неуважением к закону. Поскольку единственный государь – «пахан», а единственный закон – обычаи (что на­зывается, «жить по понятиям»)

Про метаморфозу Воронина

Я во многом лично благодарен Вла­димиру Николаевичу. Да и для всей Молдовы в своё время Воронин сделал немало хорошего и полезного.

Другое дело, что по-настоящему го­сударственным человеком он был лишь тогда, когда концентрировал в своих руках реальную власть. Во времена правления ПКРМ Воронин искренне переживал за страну, как переживают за собственное хозяйство. К сожалению, под конец именно его правления в ре­спублике начали выкристаллизовывать­ся пресловутые клановые структуры. Потеряв власть, он пережил некое пе­рерождение, которое дорого обошлось и стране, и Партии коммунистов.

Ну а сегодня, думаю, Воронин про­сто смирился, принял те правила игры, которые навязывает среда. Отсюда все эти компромиссы, встречные и ответ­ные «деловые» предложения, которые мы наблюдаем в последнее время.

Молдове сегодня нужен свой Пиночет

Участвуя однажды в некоей публич­ной дискуссии, я сказал, что Молдове сегодня нужен свой Пиночет или Чон Ду Хван. Помнится, некоторые меня за это сильно осуждали и обвиняли во всяких нехороших вещах.

Позвольте аналогию. Когда вы хо­тите построить здание, то используете разные полезные вещи – арматуру, бе­тон. Но пока вы льёте свежий бетон, он расползается. А значит, до наступления фазы спекания, кристаллизации нужна жёсткая опалубка. Она станет не нужна позже, когда бетон схватится.

Через такую авторитарную «опа­лубку» в своё время прошёл, скажем, Тайвань – ныне одно из самых богатых и процветающих государств планеты. Считаю, что чем-то подобным являет­ся для нынешней России и Владимир Путин.

Ну и пример Китая, конечно, где я служил послом. Известно ли вам, что при ЦК компартии КНР по сей день ра­ботают 20 институтов, многоаспектно изучая проблему развала СССР? А я всякий раз вспоминаю Дэн Сяопина, который пострадал во время Культур­ной революции, но отказался мстить за покалеченного сына, отказался воевать с системой, но по-китайски мудро обра­тил патриархальный менталитет и цен­ности в пользу реформ и прогресса. Вот чего не хватает нынешней Молдове, ко­торой грозит реальный экономический и социальный коллапс.

О том, каково это – быть в центре разлома

Есть такой замечательный иссле­дователь Сэмюэл Хантингтон. Его кни­га «Борьба цивилизаций» в своё время вызвала бурю негодования и на Западе, и на Востоке. Он утверждает, что раз­ные цивилизации постоянно пребывают в столкновениях между собой, что несёт как положительные, так и отрицатель­ные последствия. Хантингтон говорит, что одна из линий цивилизационного разлома тянется от Балтийского до Чёр­ного моря и проходит аккурат по тер­ритории нынешней Молдовы. Причём «разлом» проходит в первую очередь в головах людей, тяготеющим к противо­положным центрам силы.

И правда, трудно не ощутить, что мы находимся в самом центре совре­менных геополитических игр Востока и Запада. Причём, на мой взгляд, гораз­до более деструктивна роль Запада, который всего лишь позволяет разным «проевропейским» деятелям без огляд­ки набивать карманы. А ведь в таких ре­гионах, как наш, следует быть особен­но осторожным и уж, по крайней мере, не лезть со своими прямолинейными представлениями о «свободе и демо­кратии».

В то же время и российское госу­дарство ведёт себя здесь не всегда ра­ционально. В то время как европейцы бархатными голосами уверяют молда­ван, что очень их ждут, готовы открыть рынки ЕС (ничего они, на самом деле не откроют, почитайте договор об ассоциа­ции), Россия некоторыми неуклюжими действиями и жесткой риторикой ещё сильнее толкает молдаван в объятия Запада. Впрочем, душа дьяволу, так сказать, уже продана, НАТО нынче вов­сю борется за Украину, а от Молдовы, которая теперь «в тылу», требуется просто вести себя как можно тише.

Тем не менее, то древнее притя­жение молдавского и русского народов пока никуда не делось. Не могу себе представить нас врагами…

Дмитрий ТЕРЕХОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,74–0,51%
EUR19,00–0,45%
GBP22,10–0,44%
UAH0,45–0,51%
RON3,82–0,45%
RUB0,19–0,51%

Курсы валют в MDL на 24.04.2024

Архив