НАДЕЖДА САВЧЕНКО: «ДАЖЕ ЕСЛИ Я СДОХНУ В ТЮРЬМЕ — ЭТО НЕ ВАЖНО…»
Пожалуй, никто не радовался так минскому соглашению, как украинская летчица Надежда Савченко. Ведь именно в ходе его подняли вопрос о ее скором освобождении. У Надежды появилась надежда. Почему же она отказывается прекращать голодовку? Мы спросили об этом ее саму в СИЗО «Матросская Тишина».
— Надежда, такое внимание к вашей персоне. Не устали?
— Нет, восемь месяцев в одиночной камере, так что я рада всем гостям. Спасибо, что пришли. Вот видите, я в полном порядке, веселая даже.
— Неужто есть стали?
— Нет. Если я начну есть, то чего будет стоить мое слово?
— Но ведь вопрос о вашем освобождении практически решен.
— Ничего не решено окончательно. Появился лучик надежды, это да. Федотов принес мне текст соглашения. Там есть пункт про обмен военнопленными. Но следствие ведь не признает, что меня взяли в плен. Сомневаюсь, что пойдут на освобождение меня по обмену. Проще им будет меня осудить, а потом помиловать. Элла Памфилова обещала, что следствие не будет затягиваться. Но я-то точно знаю, кто в вашей стране все решает.
— Президент?
— Он самый. Только он. Но знаете, я благодарю господа за мир на Украине. Даже если я сдохну здесь, в тюрьме, — это не важно, важно минское соглашение. Понятно, что война в мгновение не заканчивается, что будут одиночные выстрелы. И тут важно, как это преподнесут СМИ. На журналистах вся ответственность. У меня одна просьба: передайте им, чтобы не раздували единичные факты, а наоборот, делали акцент на том, что все утихает. И тогда война прекратится.
— Передадим. Но, может, вы все-таки есть начнете?
— Все-таки нет. Во-первых, я еще держусь. Во-вторых, сейчас начнутся следственные действия, суды — мне проще на фоне голодовки, которая уже привычна организму, это переносить.
— Вам вводят внутривенно что-то?
— Начали глюкозу и аминокислоты. Жиры организм не принимает уже. Вчера не нашли вен, чтобы уколоть, потом дали выпить немного киселя. Но не пошло, почки не сработали. Мы договорились с врачами, что вливать будут внутривенно, и только если не получится, буду пить кисель.
— Курить не бросили?
— Нет. Если еще от сигарет откажусь, то точно на следующий день умру. Еще я чай пью без сахара — сахар нельзя, иначе это уже не голодовка. Прочитала в одном умном журнале, что в чае содержатся алкалоиды. То-то мне так хорошо — и никотин у меня, и алкалоиды в организме есть. (Смеется.)
— А может, бульончику? Ну хоть что- то?
— Думаете, я не хотела бы? Я бы сейчас кабана целого съела. Тарелку борща, шмат сала! Я запах еды чувствую. У меня нет отторжения от пищи. Но я дала себе слово. Да и из голодовки нужно очень аккуратно выходить, иначе отравиться и умереть можно. Мне рассказывали, что в Интернете пишут, мол, я втихаря ем печенье под одеялом. Потом, когда меня на суде все увидели, поняли, что это бред. Во время задержания было 80 кг, сейчас 58. У меня авитаминоз начался, все тело стало шелушиться. А в СИЗО душ раз в неделю был, так что я была похожа непонятно на кого. Здесь в камере душ, смотрите, у меня кожа нормальная стала. Витамины еще дают А и Е. А вот аскорбинку нельзя — она желудок мой разъедает.
— Слухи пустили, что вас через 24 часа освободят. Верите в такое?
— Думаете, я буду против? Я вот в чем есть, так и пойду сразу. Вещи собирать не буду. Ни минуты не замешкаюсь, а то вдруг передумают. (Смеется.) Я верю, что доживу до этого момента. Пусть не через 24 часа, но доживу.
Справка «МК»
Надежда Савченко обвиняется в пособничестве убийству журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Также против нее заведено уголовное дело о незаконном пересечении границы. 10 февраля Басманный суд Москвы продлил срок ареста Савченко до 13 мая.
Голодовку Надежда Савченко объявила 13 декабря.
Ева МЕРКАЧЕВА.