ПАКТ ПУТИН—МЕРКЕЛЬ: МИР ТАК БЛИЗОК И ТАК ДАЛЕК
Товарищ Олланд начал видеть «свет истины». Товарищу Меркель этот «свет истины» глубоко противен. Но немецкая основательность и прагматичность берут свое: выбирая между «худым» миром и «доброй» войной, канцлер ФРГ однозначно отдает предпочтение первому варианту. У товарища Обамы руки чешутся начать массированную поставку современного оружия киевскому режиму и поиграть в игру «война до последней капли крови последнего украинца». Товарищ Порошенко истерит и по-прежнему цепляется за надежду въехать в рай на чужом горбу.
Вскоре после наступления нового года в Киеве решили, что «караул отдохнул» — украинская армия достаточно восстановилась после унизительного военного поражения на стыке лета и осени 2014 года и готова попробовать еще. Расчет оказался неверным. Те силы, которые в России принято называть ополченцами, вновь задали жару верным Киеву силовикам и наглядно показали свою готовность перейти в контрнаступление.
На Западе это вызвало два основных типа реакции. Ответственные европейские лидеры типа Франсуа Олланда и Ангелы Меркель неохотно пришли к выводу: единственный способ остановить раскручивание спирали насилия на Украине — обеспечить новую договоренность между Западом, Киевом, Москвой и мятежным Донбассом.
Как проговорился самый словоохотливый из участников тройственной встречи в Кремле Франсуа Олланд, франко-германский мирный план предусматривает многие разумные и очевидные вещи: «достаточно широкую автономию» для Донбасса, развод воюющих сторон по углам, создание широкого разделительного коридора. Этот подход основан на здравом смысле и признании реалий. Как сказал Олланд в интервью телеканалу «Франс-2»: «Путин знает, что сепаратисты выигрывают войну… Эти люди воевали друг с другом. Будет трудно заставить их жить вместе».
Но не менее ярко себя на Западе проявил и другой подход, основанный на принципе «да мы их сейчас в бараний рог скрутим!». Заявления экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «если дать украинским военным необходимые знания, навыки и оружие, они смогут и всю Россию захватить» звучит как бред человека, который давно и безнадежно сошел с ума.
Но идея поставок современного западного вооружения украинской армии прочно засела в умах многих американских политиков. Выдвинутый Обамой на пост министра обороны Эштон Картер, вице-президент Джо Байден, командующий силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлоу — все эти деятели назвали перспективу отправки оружия в охваченную гражданской войной Украину и возможной, и желательной.
На традиционной мюнхенской конференции по безопасности столкновение сторонников двух этих западных подходов оказалось не менее зрелищным, чем громкое шикание во время речи Сергея Лаврова. Выступая на конференции, Ангела Меркель заявила: «Прогресс, в котором нуждается Украина, не может быть достигнут с помощью большего количества оружия». Согласно «Нью-Йорк таймс», присутствовавший там же «заклятый друг России» сенатор Джон Маккейн сразу же назвал этот тезис госпожи канцлер «глупостью».
Получается, что на пути к прочному миру на Украине есть несколько очень серьезных препятствий. Франсуа Олланд и Ангела Меркель должны найти общий язык с Путиным, что само по себе является сложной задачей. Если этот «горный пик» будет покорен, сразу открывается парочка других «горных перевалов». Лидеры ФРГ и Франции должны убедить в правильности своего подхода скептически настроенных американцев. И кто-то должен «проветрить мозги» Петру Порошенко — человеку, который упорно размахивает на международных форумах саблей, требует поставок оружия и хронически не выполняет свои обещания.
Окажутся ли Путин, Меркель и Олланд теми смельчаками, которым даже Эверест нипочем? Нам остается только ждать — ждать и надеяться.
Михаил РОСТОВСКИЙ.