Юрий Хармелин: «Ищите мою гражданскую позицию в спектаклях»
На днях художественный руководитель молодежного драмтеатра «С улицы Роз» был удостоен награды России – медали Пушкина
Указ об этом, подписанный президентом Путиным, содержит формулировку«за популяризацию русской культуры». Юрий Аркадьевич Хармелин, возглавляющий русский театр, русский лицей, театральный факультет в русском вузе, соответствует ей в самой полной мере.
Связь с вахтанговской «струёй»
– Юрий Аркадьевич, «русский режиссёр», «русский театр»… А чем собственно определяется эта «русскость»?
– Ну уж не национальностью, конечно. Определяется следованием русской театральной традиции. Которая, во-первых, основана на глубоком психологизме, во-вторых, строится на уникальной системе К. С. Станиславского. Наконец, если говорить о вахтанговской «струе» в русской театральной школе, – это особая праздничность, яркость, если угодно, «театральность» русского театра.
– Насколько это в принципе сложно – работая в Молдове, «держать связь» с русской театральной традицией?
– Я в своё время окончил режиссёрское отделение Театрального училища имени Щукина и, соответственно, своим студентам в Молдове, молодым актёрам нашего театра передаю вахтанговскую школу. Важно, что наша связь со «Щукой» не прерывается и по сей день. Каждый год мы бываем в училище со своими работами, мастер-классами для щукинских студентов. А также участвуем в их мероприятиях – фестивале «Подиум», который организуется для лучших театральных школ мира, в различных режиссёрских, музыкальных конференциях. Одновременно педагоги Щукинского училища бывают у нас, их студенты показывают свои работы на нашем фестивале «Молдфест.Рампа Ру».
– Уходят старые мастера – Фоменко, вот совсем недавно Любимов… Русские режиссёры более молодого поколения – как Серебренников, скажем – обеспечивают преемственность традиции?
– Знаете, я никогда не верил в максиму «Незаменимых нет». Уход Петра Наумовича Фоменко, Юрия Петровича Любимова – потери невосполнимые.
Но я с большим интересом слежу за тем, что сегодня делает и Кирилл Серебренников, и Нина Чусова и, например, Андрей Житинкин. Они несомненно вносят определённую новизну, эксперимент в остающееся довольно консервативным русское театральное искусство. По-другому быть не может, жизнь не стоит на месте. Тем не менее, эти молодые режиссёры – всё равно «выходцы» из русской театральной традиции (вахтанговской в том числе). Привнося в неё новые элементы, они так или иначе работают на её сохранение.
Время, автор, география
– Массовый отток из постсоветской Молдовы русскоязычной интеллигенции сильно ударил по качеству местной театральной аудитории. Тоже невосполнимая потеря?
– Этот вопрос был актуален в начале-середине девяностых. Зрительные залы молдавских театров тогда действительно резко опустели, в том числе и у нас. Помню, регулярно с грустью наблюдал, как люди приходили в наш театр в последний раз: «Завтра мы уезжаем навсегда…». Приносили даже какую-то домашнюю утварь в качестве реквизита, смотрели последний спектакль и прощались.
Однако в последние десять лет аудитория вернулась. В Кишинёве появился новый контингент театралов, которые любят и понимают русский театр. Сегодня у нас нередок и молдоязычный зритель – часто вижу в фойе людей, разговаривающих между собой на молдавском. Этот зритель тоже ценит возможность посмотреть хороший спектакль в русском театре.
– А у вас самого никогда не возникало соблазна уехать? Полагаю, вы бы не потерялись в профессии ни в Москве, ни в Питере…
– Нет, не возникало. Думаю, я мог бы успешно заниматься театром практически в любой стране мира, но предать своё дело здесь, в Молдове – это для меня уже совершенно невозможно.
– Как вы сосуществуете с молдавскими театрами республики? Конкуренция или, может быть, взаимопроникновение идей?
– По большому счёту, мы существуем довольно автономно. Хотя общаемся тесно, следим за работами друг друга. Лет десять назад я даже ставил в театре «Лучафэрул» спектакль на молдавском языке – по пьесе «Танго» С. Мрожека. Вообще, театр – это такой «организм», что в какой бы точке земного шара он не функционировал, должен вступать во взаимодействие с людьми, живущими именно в этой географии.
Полагаю, вы слышали о знаменитой триаде Е. Вахтангова «Время. Автор. Коллектив». Недавно мы вернулись из большого турне по России. Среди спектаклей, которые мы возили, был «Тройка, семёрка, туз» по пьесе Николая Коляды. Он признавался лучшим спектаклем года в Молдове, получил множество премий в России и на Украине. Но на этот раз почему-то в Самаре он вызвал резкое неприятие части зрителей. После нам писали, что работа «пошлая, пропагандирует ненависть к России». Я, признаться, был поражён – спектакль на самом деле очень патриотичен, пьеса Каляды – умная и тонкая. В Питере, Москве, Челябинске, Омске он неизменно вызывал у публики восторг, а вот в Самаре, что называется, нашла коса на камень… Вот так иногда «работает» время, автор и… география.
«Готовьтесь услышать новые имена»
– Юрий Аркадьевич, такие «житейские» вещи, как, скажем, грядущие парламентские выборы что-нибудь значат для режиссёра Хармелина?
– Ещё как значат, но лишь под одним углом зрения – в связи с моим театром. Мне крайне важно знать, будет ли возобновлено финансирование строительства нового здания театра «С улицы Роз». Без участия государства достроить театр мы не в состоянии. При одной власти здание возводилось, при другой превратилось в заброшенный долгострой. С этой точки зрения, меня очень волнуют предстоящие выборы.
– А как же «гражданская позиция» et cetera?
– Она предельно чётко выражена в моих работах. Каждый поставленный мной спектакль ясно транслирует мою гражданскую позицию.
– Ваш театр традиционно считается, скажем так, молодёжеориентированным…
– Несомненно. Причём это касается не только репертуара театра. Я люблю своих учеников и горжусь ими. Сам процесс воспитания молодой личности в театре рассматриваю как один из важнейших. Поколение «от 25 до 35» – Василий Павленко, Александр Петров, Ольга Софрикова, Елена Тендель, Ирина Секриеру, Виктория Петрова, Вячеслав Азаровский – замечательная кагорта, с которой можно строить репертуар любой сложности.
А теперь на подходе и поколение двадцатилетних – готовьтесь услышать новые имена.
– Юрий Аркадьевич, что будет происходить с театром «С улицы Роз» в этом сезоне?
– Будет много премьер, будет много гастролей, в том числе и в дальнем зарубежье. Будет, я убеждён, строиться новое здание театра.
Дмитрий ТЕРЕХОВ.