Филат боится повторить судьбу Саакашвили
Лидер ЛДПМ должен ответить за нарушения законов
На прошлой неделе, 8 августа, исполнилось пять лет с момента создания Альянса «За европейскую интеграцию». Напомним: после досрочных выборов 29 июля 2009 года была сформирована правящая правоцентристская коалиция. В нее вошли четыре партии: Демократическая, Либерально-демократическая, Либеральная, а также Альянс «Наша Молдова».
Всего в АЕИ-1 было 53 депутата, их голосов для избрания главы государства оказалось недостаточно. Окрыленный тем, что после долгого пребывания в небытии оказался во власти, Михай Гимпу заявил на пресс-конференции, посвященной созданию альянса: «Мы уверены, что Партия коммунистов проголосует за избрание президента. Они обещали отстаивать интересы Родины и не провоцировать новые выборы. Это значит, что за избрание президента проголосуют не восемь коммунистов, а все 48». Надеждам «молдавского Жириновского», впрочем, не суждено было осуществиться. Что потянуло за собой череду социальных взрывов и суровых испытаний для власти.
На упомянутой пресс-конференции лидеры альянса огласили пять задач, которые намеревались выполнить за время своего правления. Надо признать, это были очень даже благородные цели:
– восстановление правового государства;
– преодоление социально-экономического кризиса и обеспечение экономического роста;
– децентрализация власти и обеспечение реальной местной автономии;
– территориальная реинтеграция и урегулирование Приднестровского конфликта;
– европейская интеграция Республики Молдова и проведение взвешенной, последовательной и ответственной внешней политики.
В прошлом году альянс переименовали в «Коалицию проевропейского правления», однако ее состав остался таким же, что и пять лет назад в АЕИ. Интересно узнать: готов ли кто-либо из депутатов коалиции заявить, что хотя бы один из пяти пунктов выполнен? На финишной прямой истечения пятилетнего мандата частично реализована лишь идея европейской интеграции, и то ценой ухудшения отношений с Российской Федерацией и разорения молдавских крестьян.
Нет ничего удивительного в том, что приближающиеся очередные парламентские выборы очень тревожат как бывших, так и нынешних членов альянса. Со сменой власти перед правыми политиками замаячила перспектива ответить не только за неисполненные обещания, но и за многочисленные нарушения законов. Среди которых и узурпация власти, и признанное Конституционным судом справедливым обвинение, выдвинутое бывшему премьеру по подозрению в коррупции, и многое другое. Потому вряд ли кого-либо удивило заявление Владимира Филата в защиту бывшего президента Грузии, против которого на родине возбудили несколько уголовных дел. «Михаил Саакашвили превратил Грузию в современное и демократическое государство, а смелые реформы, за которые он боролся и проводил, были примером для Республики Молдова. Обвинения, выдвинутые грузинским правительством против экс-президента страны, противоречат европейским идеалам. Судебная система не должна использоваться в качестве инструмента для политического преследования», – публично разглагольствует Владимир Филат.
Что же так растревожило лидера ЛДПМ и главного организатора митинга, превратившегося в побоище, 7 апреля 2009 года? Может экс-премьер, обвиняемый в коррупции, волнуется вовсе не за судьбу Саакашвили, а боится прецедента, открывающего путь к его собственной ответственности за многие деяния прошедших пяти лет? Вот и подручный Филата, бывший министр финансов Вячеслав Негруца, делегированный на эту должность от ЛДПМ, недавно неожиданно «проснулся». Спустя год он признался, почему ушел из правительства. Оказывается, он был не согласен с решением по передаче активов «Banca de Economii» в частные руки. Тоже почувствовал, что уже через полгода надо будет отвечать на вопросы прокуроров.
Евгений ГОЛЬША.