Молчание президента
Кто не позволяет Николаю Тимофти говорить?
На прошлой неделе случилось околоспортивное событие, которое едва не стало политическим. Николай Тимофти участвовал в церемонии передачи государственного флага бронзовому призеру чемпионата Европы по вольной борьбе Татьяне Дончилэ. Прославленная спортсменка возглавит молдавскую команду и будет знаменосцем на открытии Юношеских олимпийских игр в китайском городе Нанкин.
Довольно заурядное мероприятие прошло, как и положено, торжественно. Президент говорил о том, что «триколор должен подниматься как можно чаще, а национальный гимн звучать на всех стадионах мира». Глава Национального олимпийского комитета Николай Журавский выразил надежду: наши спортсмены покажут себя в Китае с наилучшей стороны. Словом, все шло по прописанному сценарию. А вот позже случился конфуз. На выходе из государственной резиденции Николая Тимофти ожидали журналисты. Они рассчитывали на традиционную в подобных ситуациях готовность общения с прессой. Но не тут-то было.
Мирча Снегур и Петр Лучинский в свое время регулярно проводили пресс-конференции и брифинги. Владимир Воронин каждые полгода подводил итоги работы президентуры, парламента и правительства страны. Организовывалась встреча с представителями средств массовой информации, издавались на двух языках специальные отчеты. Нынешняя власть, именующаяся еще и «транспарентной», подобного рода формальностями себя не обременяет. Однако Николай Тимофти даже на этом фоне – особый случай. Встреч с прессой он всячески избегает. Поэтому нет ничего странного в том, что на выходе из госрезиденции журналисты в буквальном смысле поймали Николая Тимофти. Вопросов к нему было много. Например, за какие заслуги награжден орденом Влад Плахотнюк, или куда экспортировать молдавские яблоки? Президент в ответ заявил, что готов говорить лишь о предстоящих Юношеских олимпийских играх. Возможно, нынешний глава государства действительно разбирается исключительно в спорте. Но насущные проблемы молдавских граждан далеко не исчерпываются этой узкой темой. Тем не менее, президент на все настойчивые вопросы ответил не менее упорным молчанием.
Столь странное поведение, конечно же, обескураживает. А с другой стороны, все чаще заставляет верить заявлениям о несамостоятельности президента, о том, что абсолютно все его, даже самые незначительные решения диктуются некими кукловодами. Что по этому поводу думают в журналистском сообществе, мы решили узнать у известных публицистов.
Валериу Реницэ, глава пресс-службы Аппарата президента (2003-2004 годы), публицист: «Трудно мне оценивать поведение Николая Тимофти. Он продемонстрировал полное отсутствие культуры общения с прессой. Это свидетельствует и об отношении главы государства к средствам массовой информации. За два года пребывания в должности президента он мог хотя бы попытаться научиться общаться с журналистами. Его же манера уходить от вопросов, селективный подход к ним, что замечают многие, ниже всякой критики».
Олег Краснов, писатель, победитель конкурса «Литературная Вена» в номинации «проза» 2012 год: «Отказываясь общаться с журналистами, Тимофти ничем не рискует – его популярность как политика находится в зоне статистической погрешности».
Что можно добавить к сказанному? Порою начинает казаться, что даже 2,5 процента статистической погрешности, приравниваемой к популярности президента, слишком завышенная оценка. Хотя, с другой стороны, разве для нынешних политиков так уж важен их реальный рейтинг у населения? Все ведь можно купить. По крайней мере, они в этом абсолютно уверенны.
Александр ТОКАРСКИЙ.