Газета "Кишиневские новости"

Новости

Местная автономия против социальных услуг

07 августа
00:00 2014

Может ли власть «оптимизировать» социальные столовые, приюты для престарелых, центры для детей с особыми потребностями?

С1 января 2015 года вступает в силу рядважных поправок в Закон о местных публичных финансах, цель которых – повышение финансовой автономии и функциональности местного публичного управления. Начало действия этого документа не­сколько раз переносилось, что вызы­вало недовольство примаров с мест: в условиях зависимости от перечисле­ний из центра им очень трудно решать проблемы своих населенных пунктов. Апроблем этих, несомненно, хватает. Так что вступление поправок в силу – факт, несомненно, положительный. Однако тут есть подводные камни. Их обнаружил Аналитический центр «EXPERT-GRUP», который совместно с представительством ЮНИСЕФ в Мол­дове провел соответствующее иссле­дование.

Что нового несет закон

Среди основных новшеств – финан­сирование из госбюджета в зависимости от объема доходов той или иной мест­ной администрации. Предполагается, что такой подход должен мотивировать органы местного публичного управления активнее заниматься сбором налогов и улучшением бизнес-климата в населен­ном пункте. В то же время, трансферты из госбюджета будут осуществлять от­дельно для районных и местных вла­стей, а не как сейчас, когда все сред­ства поступают в Районные советы, а те уже распределяют их в соответствии с собственными соображениями. И со­ображения эти нередко основываются на политических предпочтениях того или иного примара. А органы местного публичного управления смогут сами определить приоритеты развития на местном уровне и, соответственно, распределять бюджетные средства в зависимости от соответствующих приоритетов. Единственное исключе­ние – социальные выплаты (пенсии, пособия и компенсации) и лицейское образование, которые по-прежнему будут финансироваться через транс­ферты специального назначения из го­сударственного бюджета. Планируется создать Фонд финансовой поддержки административно-территориальных единиц, который будет гарантировать, что объем трансфертов органам мест­ного публичного управления останется на том же уровне. Кроме того, в пер­вые два года после вступления в силу соответствующего закона будет создан дополнительный Фонд компенсации в размере до 1% от доходов государ­ственного бюджета, для покрытия воз­можных расхождений (рисков), свя­занных с реформированием системы межбюджетных отношений.

В чем риск

Финансовая автономия, которой в полном объеме смогут воспользо­ваться местные органы власти, – это, в общем-то, хорошо. Но возникает во­прос: останется ли финансирование определенных видов социальных услуг приоритетным на местном уровне, или ассигнования на эти цели будут умень­шаться в пользу других задач развития населенных пунктов (строительство и ремонт дорог, создание и восстановле­ние инфраструктуры, поддержка сель­хозпроизводителей и т.д.). Проблема становится еще более острой, если принять в расчет тот факт, что на про­тяжении последних лет был разработан широкий спектр социальных услуг, мно­гие из которых оказывались на основе внешних грантов, а на данный момент поддерживаются посредством транс­фертов из государственного бюджета. Таким образом, с момента, когда от­ветственность за финансирование со­циальных услуг ляжет на плечи органов власти в отдельных населенных пунктах, у местной публичной администрации может возникнуть соблазн «оптимизи­ровать» систему социального обслужи­вания путем объединения некоторых или даже закрытия других. Речь идет о социальных столовых, приютах для престарелых, уходе на дому, центрах для детей с особыми потребностями, многом другом. По мнению экспертов, наиболее подвержены такому риску на­селенные пункты с небольшими бюдже­тами, но где на расходы на социальную помощь приходятся значительные рас­ходы бюджета.

И пусть старики, инвалиды, малоимущие подождут

Тем более, что существующая за­конодательная база не обеспечивает эффективного управления ресурсами бюджета, необходимыми для финанси­рования социальных услуг на местном уровне. Основные проблемы в этой связи: часто неоднозначное распре­деление ответственности между рай­онными и местными советами, ущем­ление интересов последних в пользу первых в том, что касается организации и оказания отдельных видов социаль­ных услуг, наличие определенных кон­фликтов интересов по проведению мо­ниторинга качества социальных услуг. Более того, финансовая зависимость местных органов власти от трансфер­тов из государственного бюджета, не­обходимых для финансирования со­циальных услуг, не создает мотивации на местном уровне для повышения эффективности и улучшения качества этих услуг. С повышением уровня фи­нансовой автономии на местном уровне должен расти и уровень ответственно­сти за эффективность использования государственных средств, в том числе и для финансирования социальных услуг. Готовы ли будут местные власти более тщательно рассмотреть возмож­ности дальнейшего оказания населе­нию социальных услуг и оценить их необходимость для каждого населен­ного пункта? Что будет на третий год, когда перестанет действовать фонд поддержки? Об этом, кажется, пока ни­кто, кроме экспертов, не задумывался. Между тем, они назвали три района с самым высоким риском ухудшения ситуации социально незащищенных слоев населения – Рышканский, Дон­дюшанский и Бессарабский.

Авторы исследования считают, что при любых обстоятельствах приоритет­ными категориями населения в плане оказания социальных услуг на местном уровне должны оставаться инвалиды, больные, прикованные к постели, и дети-сироты. В остальном же эксперты рекомендуют создать на государствен­ном уровне систему оценки качества социальных услуг, укрепление потен­циала органов местного публичного управления по планированию потреб­ностей социальных услуг и повышению их эффективности.

Да только государству нашему не до этого. У него совсем другие приори­теты.

Елена БАРБАРОШ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,77–0,14%
EUR19,04–0,03%
GBP22,16–0,08%
UAH0,45+0,02%
RON3,83–0,03%
RUB0,19–0,14%

Курсы валют в MDL на 25.04.2024

Архив