Драгоценное бездорожье
Лишь 40% донорских средств, поступивших на дорожные работы, Министерство транспорта использовало по назначению
В конце минувшей недели премьер-министр Юрий ЛЯНКЭ провел заседание Наблюдательного совета по поддержке программы реабилитации дорог. В нем участвовали руководители министерств, представители Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и Европейской комиссии. На встрече глава правительства потребовал большей ответственности от всех структур, вовлеченных в процесс реабилитации дорог, чтобы обеспечить их качественный ремонт.
Бриллиантовая соль
Он поблагодарил партнеров по развитию за поддержку в развитии дорожной инфраструктуры Молдовы и главными условиями расширения программы европейской помощи назвал полную прозрачность в процессе закупок и отсутствие коррупции.
Премьер повел разговор в таком ключе не только потому, что накануне встречался с вице-председателем Еврокомиссии, курирующим направление транспорта, Сиимом Калласс и обсудил с ним возможность финансирования проектов, соединяющих транспортные сети Молдовы с европейскими магистралями, строительство мостов через Прут и модернизацию железной дороги. Он наверняка знаком с недавним докладом Счетной палаты о результатах проверки использования в 2013 году государственных и донорских средств Министерством транспорта и подведомственными ему структурами.
Аудиторы выяснили, что в прошлом году 1,2 млрд леев из Дорожного фонда были израсходованы с серьезными нарушениями законодательства. К примеру, ведомство подписало 27 контрактов на общую сумму в 500 млн леев по закупке услуг стоимостью втрое выше среднерыночных европейских цен. А предприятие «Государственная администрация дорог» потратило на закупку технической соли для обработки автомобильных трасс в зимний период 35,6 млн леев, что почти наполовину больше, чем было предусмотрено бюджетом. Да и вообще за последние годы как объем импорта соли, так и ее стоимость выросли в шесть раз, хотя зимы не были особо снежными. С чего бы? Руководитель госпредприятия Георгий Курмей нашел своеобразное объяснение роста затрат на приобретение реагентов: мол, поступления в Дорожный фонд многократно увеличились. Что и говорить, логика железная.
Тендеры – только для своих
Проверка выявила массу нарушений в ходе проведения публичных закупок. Скажем, в торгах по приобретению той же соли приняли участие лишь две фирмы, хотя по закону их должно быть не менее трех. При этом зарегистрированы они были по одному юридическому адресу, главбух – один и тот же. А тендеры на выполнения работ по ремонту дорог выиграли фирмы, которые возглавляли родственники чиновников, при этом они предлагали услуги в три раза дороже среднерыночных европейских цен.
Свыше 320 млн леев из Дорожного фонда госадминистрация дорог выдала в прошлом году коммерческим фирмам вообще без проведения публичных аукционов. Треть работ, которые велись на эти средства, не были завершены в установленные сроки. Правда, некоторое «достижение» здесь все-таки зафиксировано: годом раньше нереализованными осталось больше средств – целых 182,6 млн леев.
Руководство государственного предприятия подписывало договоры о проведении дорожных работ с экономическими агентами, не думая об их технических возможностях. Сроки сдачи объектов в эксплуатацию постоянно переносились без каких-либо финансовых санкций за их несоблюдение. Общая сумма на оплату предполагаемых работ, выделенная в прошлом году девяти экономическим агентам, составила почти 760 млн леев. Многие из руководителей фирм – родственники чиновников, работающих в госучреждении.
Завершение работ по ряду трасс национального и местного значения в различных регионах страны не было документально оформлено. Качество используемых материалов, ширина дорог, толщина уложенного асфальта и бетона – это тайна. Через год-два, когда на новой трассе появятся ямы и ухабы, тайное станет явным, но спрашивать будет не с кого.
Аудиторы обнаружили случаи, когда фирмы-подрядчики представляли фиктивные данные об объемах совершенных работ. Миллионы бюджетных леев бесследно исчезли. Так, после увольнения бывшего руководителя и главного бухгалтера предприятия «Государственная администрация дорог» не удалось обнаружить следы пропажи почти 300 млн леев.
Дай денег, Европа!
Любимая песня молдавских властей: денег на ремонт дорог катастрофически не хватает. И наши чиновники в очередной раз выпрашивают у европейских финансовых структур новые кредиты. Добрые дяди-доноры деньги дают. Только в прошлом году на дорожные работы в Молдову поступило 226 млн евро зарубежных кредитов. Однако аудит показал, что лишь 40% полученных денег использовались по назначению. А остальное? Ему тоже нашли применение. Например, АО «Дороги Криулень», находящееся в подчинении Министерства транспорта, приобрело за 410 тыс. леев цех по изготовлению асфальта, а в придачу… стоматологическое оборудование стоимостью 54,7 тыс. леев! Сколько зубов было запломбировано, неизвестно. Но на дорогах не поставили ни одной пломбы, так же, как не произвели ни одного кубометра асфальта. Тем временем, в районе ощущается острая нехватка денег на ремонт дорог. А кредиты, да еще с процентами, возвращать все равно придется, независимо от того, на что они были израсходованы.
А имущество ничье…
Тысячи объектов недвижимости и сотни гектаров земельных участков, принадлежащих структурам Министерства транспорта, не зарегистрированы в кадастре и не взяты на бухгалтерский учет. И эта ситуация по сравнению с 2012 годом нисколько не улучшилась. Все эти объекты и земля оцениваются в сотни миллионов леев, в результате государство теряет огромные суммы налогов. К тому же нет гарантии, что из-за беспечности (возможно, намеренной!) чиновников, что эти здания и земельные участки не перейдут в чью-то личную собственность.
В общем, нет ничего удивительного в том, что согласно рейтингу качества дорог, составленному экспертами Мирового экономического форума, в 2013 году Молдова по этому показателю заняла последнее 144 место. Впереди нас и Мозамбик, и Габон, и Восточный Тимор, и Гвинея, и Гаити. А ведь считается, что дороги – лицо государства, и лицо это вроде бы европейское…
Елена РОЙТБУРД.