Газета "Кишиневские новости"

Политика

«Влияние в Молдове у нас есть. Но вы не можете ожидать чуда…»

«Влияние в Молдове у нас есть.  Но вы не можете ожидать чуда…»
19 июня
00:00 2014

Западные дипломаты пытались объяснить журналистам прелести евроинтеграции

Все ближе 27 июня – день, когда Молдова подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. А у жителей страны все сильнее евроскептицизм. Побороть его пытаются и члены правящей коалиции, и многочисленные западные визитеры. Не отстают и дипломаты. Гостями очередного заседания Международного пресс-клуба «Социальный резонанс» стали Чрезвычайный и Полномочный Посол США в РМ Уильям МОЗЕР и Посол Евросоюза в РМ Пиркка ТАПИОЛА. Разговор «без галстуков» (хотя оба дипломата были в них) получился острым, прозвучало много неудобных вопросов. Столь же острых ответов было, увы, гораздо меньше. Господа послы умело сглаживали углы.

Угрозы исходят не от нас

По традиции первые вопросы гостям всегда задает создатель и руководитель пресс-клуба Артур Ефремов.

– В связи приближающимся подписанием Соглашения об ассоциации нас пугают всякими угрозами, дестабилизацией и кризисом. Насколько эти страхи оправданы и реальны? 

У.Мозер: – Чтобы реально оценить степень тех или иных угроз, надо говорить с теми, от кого эти угрозы исходят. Наш основной интерес заключается в том, чтобы в Молдове были честное и справедливое правосудие, экономический рост, демократическое общество, которое дает людям больше возможностей для самореализации, для развития. ЕС – это возможность свободной торговли, в отличие от Таможенного союза, который закрывает свой рынок для других. Мы за то, чтобы Молдова могла свободно развивать свои торговые отношения и с ЕС, и с Таможенным союзом, и с другими организациями. Угрозы всему этому носят политический, несколько искусственный характер.

Валерий Лицкай, экс-министр иностранных  дел ПМР:

 – Республика Молдова участвует в программе «Восточное партнерство»,  которое было предложено Европой. Что будет, если по примеру Украины Молдова получит экономический контрудар со стороны России? Учитывая этот печальный опыт, есть ли у вас какой-то аварийный план, предположения о компенсациях для Молдовы за те потери, которые она неизбежно понесет от  разрыва связей с Россией?

П.Тапиола: – Мы никому не угрожаем. Реформы, которые мы помогаем проводить, нацелены на то, чтобы изменить структуру, модернизировать все стороны жизни в Молдове в соответствии с принципами и стандартами ЕС. То же касается «Восточного партнерства». Плохо, когда нам угрожают, когда люди из другого государства говорят: если вы делаете так, тогда мы будем вас наказывать. Я не понимаю такой стиль международных отношений, которые построены на неуважении других, на угрозах.

В федерализации ничего плохого

А.Ефремов: – Ряд молдавских политических лидеров, в том числе руководство Приднестровья, склонны думать, что вслед за подписанием Соглашения об ассоциации РМ с ЕС, Вашингтон и Брюссель будут давить на молдавские власти, которые придут после ноябрьских парламентских выборов, чтобы они активнее форсировали тему федерализации как способ решения проблемы Приднестровья. Можете ли вы подтвердить это?

У.Мозер: – Не вижу ничего плохого в федерализации. В американской системе федерализма центральная власть отвечает только за вопросы общегосударственного значения,  требующие решения на самом высшем уровне. Местная власть ближе к народу, а потому она лучше знает его нужды, и ей легче найти пути и способы их решения. Сильная местная власть делает сильной всю систему власти. Что касается Молдовы,  мы предлагали, чтобы обе стороны подумали о децентрализации, о перераспределении функций и полномочий между центральной и местной властью.

П. Тапиола: – Ни ЕС,  ни США  никогда не будут никому навязывать свое мнение по поводу того, каким должно  быть их государство. Когда мы в первый раз встретились на переговорах по формуле «5+2» в 2005 году, позиция ЕС была очень четкой: посмотрим, как стороны смогут договориться между собой, как они будут строить работающее, функциональное государство. И потом можно будет сказать «да» или «нет» федерализации. Если в стране нет внутреннего консенсуса по форме правления, тогда нам, как международной структуре, просто нельзя в это вмешиваться.

За 23 года Молдова ничего не добилась

Ольга Гончарова, председатель Ассамблеи народов Молдовы:

– Тот Европарламент, который мы видим сегодня, после выборов, отличается от прежнего, в нем стало больше евроскептиков, которые выступают против дальнейшего расширения ЕС. Как вам видятся в этой связи европейские перспективы Молдовы?

П. Тапиола: – Результаты выборов в Европарламент несколько меняют политическое поле. Но позиции партий,  выступающих за интеграцию, сохранились, они уравновешивают позиции евроскептиков. Что касается перспективы евроинтеграции Молдовы, тут очень важно понять, что такое Евросоюз. Это пространство, которое очень интегрировано. Мы говорим о свободе передвижения людей, о свободе трудовой миграции, о сближении социальных позиций. Каждая европейская страна, отвечающая определенному уровню своего развития, которая провела определенные реформы, является демократическим государством, если она хочет, имеет право претендовать на членство в Евросоюзе.

Мы не исключаем, что после подписания соглашения для Молдовы откроется такая возможность.

У. Мозер: – Прошло двадцать три года независимости Молдовы, но она все еще бедная страна. У нее плохо развита экономика. Люди в Молдове недовольны уровнем жизни и поэтому эмигрируют в другие страны, чтобы найти работу. Поэтому надо принять меры, которые ЕС предлагает Молдове, чтобы создать в стране процветающую экономику, добиться развития. Однако пока я не вижу, чтобы спустя 23 года Молдова чего-то добилась на этом пути. И все же другого пути для Молдовы я тоже не вижу.

Демократия в Молдове отсутствует

Валерий Демидецкий, руководитель представительства ИТАР-ТАСС:

– Даже  по данным европейских социологических служб  мнения «за» и «против» Соглашения об ассоциации с ЕС в Молдове разделились примерно поровну. В последнее время и со стороны президента, и со стороны правительства, и со стороны молдавских спецслужб, и даже со стороны некоторых молдавских неправительственных организаций раздаются заявления о том, что надо в Молдове наказывать за сепаратизм, за  выступления против официального курса власти. Как вы расцениваете эти призывы и намерения относительно того, что надо защищать государственные интересы и пресекать выступления против них именно таким путем?

У. Мозер: – Мы знаем, что в Молдове имеет место отсутствие демократии. Но есть настоящая демократия в Европейском Союзе и в Америке сегодня. Поэтому у США и ЕС есть программы, призванные помочь Молдове на этом пути к настоящей демократии. Мы думаем, что защита демократии существует только в Европе и только в Америке. Я лично – первый сторонник соблюдения и защиты прав человека. И США всегда будут такими сторонниками и защитниками демократии.

П. Тапиола: – Думаю, у каждого должно быть право свободно высказать свое мнение относительно того, куда надо двигаться стране и так далее. Но есть определенные границы. Ни  одна суверенная страна не может согласиться с насильственным навязыванием чего-либо,  противоречащего существующей конституции. Все должно решаться демократическими методами.

Результаты реформ в Молдове слишком слабы

Елена Ройтбурд, «Московский комсомолец в Молдове»:

– С тех пор, как по Вашим словам, Молдова выбрала путь реформ, во власти сменились два альянса, появилась коалиция. США и Евросоюз поддерживают эти власти и финансово, и морально для проведения ими реформ. При этом и представители США, и представители ЕС, например, только что вновь побывавший у нас господин Баррозу, публично говорят о том, что реформы в Молдове не идут. Это касается и борьбы с коррупцией, и судебной реформы, и реформы правоохранительных органов. Получается, что вы поддерживаете их не за конкретные результаты, а только за их благие намерения?

П. Тапиола: – Мы не поддерживаем политиков здесь. Мы поддерживаем конкретную политику евроинтеграции. Ясно, что без настоящих реформ не было бы и безвизового режима для Молдовы, потому что это вопрос безопасности, который касается всех членов ЕС. Мы очень хорошо знаем, что трансформация общества из авторитарного прошлого в демократическое будущее – это нелегкий процесс и неблизкий путь. Независимо от того, кто победит на предстоящих выборах в Молдове, мы будем продолжать работать с любым правительством. Будем добиваться результатов. Мы видим проблемы в определенных отраслях, слишком слабые результаты реформирования в Молдове. Но так как мы хотим работать с населением, мы обяза тельно продвинемся в этих вопросах.

У. Мозер: – У нас открыты глаза, и мы видим все эти проблемы в Молдове. Но что нам остается? Уйти навсегда отсюда и сказать, что Молдова – это неважная страна, можно о ней забыть? Нет, этого мы не хотим делать. Это было бы очень цинично. Мы думаем, что лучше для всего мира будет, если Молдова станет процветающей страной.

Евгений Сергеев, директор телекомпании РТР-Молдова:

– Вы сказали, что свобода слова – это самое главное,  фундаментальное положение демократии и в Европе, и в США. У нас наступление на свободу слова идет по всем фронтам. Почему вы не делаете замечаний своим коллегам по правящей здесь коалиции? Это касается и ограничения свободы ретрансляции телеканалов, и январского немотивированного их отключения, и введения для всех, в том числе частных, телеканалов обязательной нормы продукции на румынском языке.

У.Мозер: – В каждом случае мы публично заявляли, что выступаем против ограничений свободы СМИ в Молдове. Такие вопросы всегда являются темой нашего общего диалога с Кишиневом.

П. Тапиола: – Влияние в Молдове у нас есть. Но вы не можете ожидать чуда.

Елена РОЙТБУРД.  

 

 

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,17–0,16%
EUR19,04–0,80%
GBP22,88–0,65%
UAH0,44–0,26%
RON3,82–0,81%
RUB0,18–0,85%

Курсы валют в MDL на 21.11.2024

Архив