Газета "Кишиневские новости"

Новости

ПИРАТЫ МОРЯ ИНФОРМАЦИИ

ПИРАТЫ МОРЯ ИНФОРМАЦИИ
08 мая
12:05 2014

Россия заняла первые строки мировых рейтингов по числу киберугроз

По данным опроса «Левада- центра», в Москве самая высокая в россии доля жителей, пользу­ющихся Интернетом, — 80% про­тив 62% по России в целом. Если посмотреть, чем занимаются в Сети россияне, то среди лидирующих ответов после общения и запросов информации — развлечения (47%), поиск кино (41%) и музыки (36%). Понятно, что среди этой большой аудитории немало любителей ска­чать бесплатно, и мало кто обе­спокоен темой пиратства. Однако все больше ситуация в российском виртуальном пространстве напо­минает ситуацию с парковками в Москве — хочешь не хочешь, а при­дется платить.

Кого можно считать пиратами, чем это чревато и какое место занимает РФ на ми­ровом «пиратском рынке» — мы спросили в эксклюзивном интервью международного эксперта Диниша КУТО, главу направ­ления по противодействию компьютерному пиратству корпорации «Майкрософт».

— Господин Куто, на­сколько знаю, недавно в Редмонде открылся гло­бальный Центр по борьбе с киберпреступностью, кото­рый будет сотрудничать и с представителями разных инду­стрий (кино, музыка, игры, про­граммное обеспечение и др.), и с правительствами разных стран. Каковы сейчас общемиро­вые тенденции в сфере пиратства и что можно сказать о России?

— Основных тенденций две. Во-первых, во всем мире уровень пиратства снижается, и Россия — лидер по скорости изменений: за последние 6 лет уровень пиратства в ва­шей стране упал на 20 пунктов, с 83 до 63%, во многом благодаря усилиям российских властей и правообладателей. Сегодня этот показатель такой же, как в Индии. В Китае, например, уровень пиратства — 77%. Хотя в Бразилии, в Мексике ниже: 53% и 57% соот­ветственно. В Англии — всего 26%, в Японии — 21%, в США — 19%.

Второй очень важный тренд: если пять- восемь лет назад пиратство было связано с нелегальным распространением дисков, то сейчас основной фронт — Интернет. По дан­ным исследований, на него приходится око­ло 46% случаев нарушения авторских прав. При этом компьютерное пиратство сегодня не является делом отдельных «робингудов», а представляет собой сложную преступную сеть, мафию. Ситуация не ограничивается не­лицензионным программным обеспечением (ПО) — те же самые люди приобретают ору­жие, распространяют наркотики, запрещен­ную информацию, то есть ПО используется ими как инструмент финансирования более широкой противоправной деятельности. Одно из самых громких дел недавнего вре­мени, расследованных нами совместно с Ин­терполом и правительствами разных стран, в том числе ФБР, касается мексиканского кар­теля «Ла фамилия». За ней тянется огромный шлейф преступлений: торговля наркотика­ми, убийства, и в дополнение — компьютер­ное пиратство. Наши специалисты помогали выявить вовлеченных в сговор лиц и их связи. В подобных подсудных делах мы играем до­статочно активную роль с точки зрения экс­пертизы.

…Немало случаев, когда с помощью вре­доносного ПО компьютеры без ведома поль­зователей объединяются пиратами в сеть (так называемый «ботнет»), чтобы атаковать сайты и воровать данные.

— Вы сказали, что сегодня уровень пиратства в России составляет 63%. Ка­ким образом выявлена эта цифра?

— Этим занимается международное не­зависимое исследовательское агентство IDC (International Data Corporation) по заказу BSA (Business Software Alliance) — организации, объединяющей крупнейших разработчиков программного обеспечения по всему миру. Специалисты IDC опрашива­ют значительное число людей в различных сегментах экономики, подсчитывают, сколько пользова­телей приобретают лицензионное ПО, где они приобретают лицен­зии. Также работают с правообла­дателями. Все это позволяет гово­рить о достоверности результатов исследования.

— Чем вы объясняете такие высо­кие показатели пиратства в РФ? Может, здесь, как и в Индии, просто больше спо­собных программистов?

— Прямой связи между количеством про­граммистов в стране и уровнем пиратства мы не видим. В Бангладеш, к примеру, уровень киберпреступности составляет 90%, а в США с огромной армией талантливых разработчи­ков — ниже 20%.

Но мы выделяем три основных направ­ления, работа по которым со стороны прави­тельств ведет к быстрому снижению уровня пиратства. Если в стране есть законы, защи­щающие интеллектуальную собственность; отдельные граждане и юрлица знают о них и о рисках, связанных с пиратством (а они не только юридические); действуют четкие механизмы наказания за нарушение закона — тогда результат не заставит себя ждать. Именно это говорит нам многолетний опыт развитых стран.

Закон в РФ есть, но многие ли понимают, что незаконное копирование результатов чу­жого интеллектуального труда — это не только проблема правообладателей, но и проблема общества в целом?..

— По крайней мере, загружая пират­ское видео, вряд ли кто-то думает, что вредит стране…

— Дело в том, что в современной эконо­мике, экономике знаний, нематериальные ак­тивы начинают доминировать по совокупной стоимости над материальными. (Любопытно, что в феврале список самых дорогих компаний мира по рыночной капитализации возглавила Apple, на втором месте Google, потеснившая нефтяную компанию ExxonMobil. — авт.) И как следствие, конкурентным преимуществом любой страны становится не производство каких-то физических товаров, а те ноу-хау, технологии и информация, которые в стране создаются, накапливаются и капитализируют­ся. Поэтому так важна поддержка стартапов и защита их идей от воровства. А если в госу­дарстве интеллектуальная собственность не охраняется, то никто не будет ее здесь созда­вать и капитализировать. По данным исследо­ваний, каждый процент по уровню пиратства в стране (только по программному обеспече­нию) выводит из активного экономического оборота миллион долларов!

— Очень многие первым делом заби­вают в строке поисковика «скачать бес­платно». В какой момент они становятся пиратами и какое, по-вашему, наказание они должны нести?

— Если говорить о программном обе­спечении, то лицензии на его использование бывают и платные, и бесплатные. Если вы решите скачать ПО в обход правил, это ав­томатически означает, что вы используете нелицензионный продукт и нарушаете права создателя. Но меры наказания (и достаточно серьезные — от многомиллионных штрафов до лишения свободы на срок до 6 лет) в пер­вую очередь применяются к бизнесу, который выбирает нелегальное ПО для получения кон­курентного преимущества, увеличения маржи или мнимой «экономии» средств.

Как корпорация мы не ставим перед со­бой задачу навешивать ярлыки «пират/не пи­рат» в отношении частных, домашних поль­зователей. По факту одна из самых больших проблем, с которой мы сталкиваемся, — боль­шинство граждан по всему миру не задумы­ваются, каким ПО они пользуются: пиратским или оригинальным. Поэтому мы разъясняем, какие риски несет пользователям пиратство: потеря личных данных, включая пароли от интернет-банков и аккаунтов в социальных сетях, заражение вредоносными программа­ми, существенное снижение производитель­ности компьютера…

— Есть какая-то статистика по тому, как часто пиратская продукция несет в себе подобные скрытые угрозы?

— Исследования показали, что 76% веб- сайтов и файлообменных сетей, предлагаю­щих пиратское ПО, пытаются установить на компьютеры пользователей вредоносный код, а 50% — троянские программы. К при­меру, самая популярная в России нелицен­зионная сборка Windows включает в себя 63 вируса, включая трояны, программы-шпионы, которые передают злоумышленникам, кон­тролирующим эти программы, огромное ко­личество информации о вас.

— Если я сознательно использую не­лицензионное ПО, каким образом ваша система пытается вычислить мой ком­пьютер?

— Мы не проникаем в компьютеры поль­зователей и не проверяем, лицензионное ли ПО там установлено. Но самое частое видоиз­менение пиратского ПО, которое мы видим, — это порча или отключение изначально зало­женных механизмов безопасности, включая систему обновлений. Поскольку абсолютно во всех продуктах, во всех операционных систе­мах есть уязвимости, сотни наших специали­стов каждодневно работают над тем, чтобы выпускать обновления, закрывающие вновь обнаруженные «дыры». Ситуация с апдейта­ми для россиян очень важна, так как Россия в первых строках всех рейтингов по объему киберугроз. При этом, отказываясь от обнов­лений, вы, образно выражаясь, каждый день выбрасываете на улицу дубликат ключа от своей квартиры (представим, что у вас мно­го ключей), и вероятность того, что через год кто-то проникнет в вашу квартиру, возрастает с каждым днем. Проблема еще и в том, что ви­русы не сразу выводят из строя ПК, которые заражают, — иначе они не смогут выживать и распространяться. Трудности, как прави­ло, начинаются постепенно, через несколько дней, когда неспециалист уже не может вы­числить, почему это происходит.

Ирина ПЕТРОВА.

Кстати:

По данным международного ис­следования по компьютерной безопасности (MCSI, охватыва­ет более 10 тысяч респонден­тов в 20 странах), в 2013 году пользователи потеряли более 5 млрд дол­ларов из-за фишинга (т.е. кражи паролей, номеров кредитных карт, банковских сче­тов и прочей конфиденциальной информа­ции) и других форм интернет- мошенничества. Среди факторов риска — неосторожное поведение в социальных сетях, в том числе добавление незнакомых «друзей»; отсутствие паролей для блоки­ровки мобильных устройств; совершение финансовых операций при подключении к публичным беспроводным сетям…

В Москве в 2013 году открыл­ся первый суд, специализи­рующийся на защите интел­лектуальной собственности. Несмотря на то что правооб­ладатели обычно не преследуют част­ных пользователей, покупатели нели­цензионного ПО также могут быть привлечены либо к административной, либо к уголовной, а также дополнитель­но — к гражданско-правовой ответ­ственности. В соответствии с Кодексом об административных правонарушени­ях штраф за использование пиратских программ для юрлиц может составить 30–40 тыс. рублей, физлиц — до 2 тыс. рублей, должностных лиц — до 20 тыс. рублей. УК предусматривает за ис­пользование нелицензионного ПО в крупном размере (при ущербе свыше 100 тысяч рублей) — штраф до 200 тыс. рублей или 2 года лишения свободы, а при особых обстоятельствах — до 6 лет заключения и штраф до 500 тысяч. Так­же правообладатель может по своему выбору требовать возмещения убытков (реальный ущерб и упущенная выгода) или выплаты компенсации от 10 тыс. до 5 млн рублей (сумма определяется по усмотрению суда) или в двойном раз­мере стоимости объектов авторского права.

В РФ закон о противодействии пират­ству в Интернете вступил в силу с 1 ав­густа 2013 г. В частности, специальная информационная система позволит автоматически сообщать операторам связи о решениях Мосгорсуда по бло­кировке пиратских ресурсов.

В конце прошлого года Ассо­циация по противодействию компьютерным преступлениям (АПКП) объявила о вынесении обвинительного приговора мо­сквичке Лопатиной Е.М. и гражданину Украины Онищенко А.А. за хранение и рас­пространение пиратских дисков для игро­вых консолей и другого нелицензионного программного обеспечения. В ходе обы­ска сотрудники полиции изъяли с подполь­ного склада в ЮВАО 22 770 контрафактных дисков. По оценкам специалистов, сово­купный ущерб всех правообладателей со­ставил 28,6 млн рублей. Лопатиной назна­чено наказание в виде условного лишения свободы на 1,6 года с испытательным сро­ком в течение 2 лет; Онищенко — лишение свободы на 3,6 года с отбыванием наказа­ния в исправительной колонии общего ре­жима. Последний также осужден за хране­ние и употребление наркотиков. Как комментирует президент АПКП Феликс Розенталь, хотя нарушения прав на интел­лектуальную собственность совершаются в РФ ежедневно, реальный срок присуж­дают преступникам крайне редко.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,170,00%
EUR19,03–0,01%
GBP22,87–0,05%
UAH0,44–0,47%
RON3,820,00%
RUB0,18–0,01%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив