Молдавские пенсионеры слишком долго живут
Как бы от них избавиться, а гастарбайтеров вернуть домой – вот забота властей.
На прошлой неделе в Кишиневе проходила Международная конференция «Пенсионные реформы: международный опыт», организованная Национальной кассой социального страхования и Международной ассоциацией социальных пенсионных фондов. Как заявлялось, основной ее целью было выявление оптимального варианта реформы в пенсионной системе. Но ничего конкретного сказано не было.
Пенсионеров непозволительно много
Звучали лишь сетования на ухудшение демографической ситуации: сегодня люди старше 65 лет составляют 15,3% от общей численности населения. Это увеличивает нагрузку на систему государственного социального страхования, из-за чего с каждым годом повышается бюджетный дефицит. Соотношение между занятыми людьми и пенсионерами уменьшается, а доля теневой экономики растет, это напрямую влияет на размер пенсий. Таким образом, в 2013 году размер средней пенсии покрывал лишь 79% от размера прожиточного минимума для пенсионеров. При этом, как похвалилась министр труда, социальной защиты и семьи Валентина БУЛИГА, за последние пять лет минимальная пенсия удвоилась. Однако она не уточнила, о какой сумме идет речь: с учетом инфляции в относительном выражении или без учета ее в абсолютном. Но одновременно она посетовала, что с 2001 по 2010 годы на 30% уменьшилось число работоспособного населения, а число пенсионеров – лишь на 4%. И председатель парламентской комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье, экс-министр здравоохранения Владимир ХОТИНЯНУ пожаловался на то, что на одного пенсионера приходится 1,4 налогоплательщика. В общем, расплодились эти пенсионеры непозволительно.
По лекалам Евросоюза
Выход из этой ситуации власти видят в том, чтобы повысить пенсионный возраст – для мужчин до 65 лет, для женщин до 60 (сейчас – 62 года и 57 лет соответственно) и увеличить трудовой стаж до 35 лет. Пока для женщин он составляет 30 лет, а для мужчин с 1 июля 2014 года составит 32 года, и эта цифра ежегодно будет расти на шесть месяцев, пока достигнет 35 лет. Именно на этом, к слову, настаивает Евросоюз.
В свое время уже началось было поэтапное повышение пенсионного возраста, но в 2002 году его приостановили. В результате значительно увеличилось количество пенсионеров по возрасту, соответственно потребовалось больше денег на выплату пенсий.
Теперь власти планируют возобновить повышение пенсионного возраста и постепенно переложить бремя страховых взносов с работодателя на работника – опять же в точности, как в Европе. Правда, Булига пообещала, что в нынешнем году ни пенсионный ценз, ни трудовой стаж увеличивать не будут. Выборы, сами понимаете. Она, тем не менее, выразила надежду, что в результате реформ удастся создать больше рабочих мест, способствовать увеличению числа работоспособного населения, а также возвращению мигрантов на родину.
Как вернуть гастарбайтеров?
Это еще один из путей решения проблемы. И для стимуляции процесса возвращения трудовых мигрантов разработан целый план, рассчитанный до 2016 года, который предусматривает целый ряд мер по поддержке вчерашних гастарбайтеров.
Что же предусматривает план? Всего лишь улучшение социальных, медицинских и образовательных услуг, а также более полное информирование граждан о перспективах трудоустройства на родине. Намечено создать специальные офисы, предоставляющие консультации по вопросам миграции и реинтеграции граждан. Будет решен вопрос с признанием специальностей и навыков, полученных до или во время работы за рубежом. Вчерашние гастарбайтеры смогут также узнать о возможностях инвестиций в молдавскую экономику. Вместе с тем, вернувшиеся мигранты смогут в ускоренном, упрощенном порядке сделать необходимые документы и пройти бесплатный медосмотр. Всю полезную информацию о возможностях реинтеграции вернувшихся трудовых мигрантов опубликуют в виде брошюры, которую будут бесплатно вручать вернувшимся мигрантам.
Создается впечатление, что в эффективность плана верят только его авторы. Потому что, согласно исследованию, проведенному совместно Министерством труда, социальной защиты и семьи и Международной организацией труда, доля вернувшихся в страну мигрантов составляет примерно 2,5% от общего числа населения в возрасте от 15 до 64 лет. Большинство из них – мужчины-жители сельской местности. При этом трудоустроены и нашли постоянное место работы чуть больше 40% вернувшихся мигрантов. Это и предприниматели, и служащие, и аграрии. Однако около трети – безработные или перебиваются временным заработком. По статистике, самыми уязвимыми категориями на рынке труда оказываются вернувшиеся молодые трудовые мигранты.
Замкнутый круг
Всего же, как свидетельствует недавний отчет Бюро по миграции и беженцам, за границей трудятся свыше 820 тысяч граждан Молдовы. Большая часть мигрантов – почти полмиллиона – были заняты на сезонных работах. В то же время, более 330 тыс. наших соотечественников обзавелись стабильным местом работы за рубежом и возвращаются на родину не чаще двух-трех раз в год, навестить родных по праздникам. Основной причиной миграции отчет называет слишком низкие зарплаты в Молдове, отсутствие рабочих мест и плохие условия труда. По данным того же исследования, почти 100 тыс. выходцев из Молдовы окончательно осели за рубежом.
Ни новых рабочих мест, ни достойных зарплат вернувшимся мигрантам государство предложить не готово. А две-три тысячи леев никак не прельстят людей, получавших за рубежом в несколько раз больше. Разве могли бы иначе 36% гастарбайтеров ежемесячно пересылать домой до 500 долларов, а каждый пятый – свыше этой суммы?
Новых современных производств нет и не предвидится, откуда же появятся высокооплачиваемые рабочие места? А пока их нет, не будет и средств в социальном бюджете. И если уж увеличить число работников не получится, остается только одно: уменьшить число пенсионеров.
Может, рациональнее было бы уменьшить число чиновников, а освободившиеся средства направить в социальный фонд?
Вероника ПОНЯТОВСКАЯ.