В Министерстве молодежи и спорта не видят, что творится под носом
Счетная палата выявила в ведомстве многочисленные нарушения. Аудиторы обнаружили целый ряд нарушений финансовой дисциплины и ведения бухгалтерского учета
Не везет Министерству молодежи и спорта! Ируководители там постоянно меняются, и спортсмены наши Олимпиаду в Сочи провалили, а в Паралимпиаде вообще не участвовали, а призер Лондонской Олимпиады Кристина Йову уехала в другую страну, потому что там стипендии не в пример выше молдавских, и целая сборная отечественных дзюдоистов сбежала по той же причине в Объединенные Арабские Эмираты. Имного еще чего нерадостного происходит.
Причины такой ситуации во многом становятся понятны после знакомства с отчетом Счетной палаты о результатах аудита деятельности ведомства за последние годы. Проверка выявила многочисленные нарушения и в финансовой сфере, и в деле управления общественной собственностью.
Деньги счет… не любят
Так, на конец минувшего года у министерства образовалась внушительная дебиторская задолженность в сумме 12,656 млн леев, и это на 10 с лишним миллионов больше, чем годом раньше. К примеру, из Резервного фонда правительства были выделены 4,228 млн леев Национальному олимпийскому комитету для подготовки молдавских сборных к Европейскому олимпийскому фестивалю молодежи в Голландии и Олимпийским играм в Сочи. Но отчет об использовании этих средств представлен не был. Еще 3 млн леев Национальный олимпийский комитет получил из госбюджета для оплаты проектирования и выполнения ремонтных работ в здании НОК по ул. Пушкина, 11. О расходовании денег также никто не отчитался.
Около 4 млн леев составляет кредиторская задолженность, сумма которой выросла более чем на 740 тыс. леев по сравнению с предыдущим годом. Большая часть этой задолженности возникла из-за того, что Центр подготовки национальных сборных и 18 специализированных спортивных школ несвоевременно рассчитывались за коммунальные услуги, а также из-за задержек с выплатой зарплат. Аудиторы выявили целый ряд нарушений финансовой дисциплины и ведения бухгалтерского учета и в самом министерстве, и в подчиненных ему учреждениях.
В мутной воде
Полная неразбериха царит и в вопросах учета и использования. 16 объектов недвижимости общей площадью 2,768 тыс. кв. м и 8 земельных участков площадью 15,9 га не взяты на бухгалтерский учет. В кадастровом органе не зарегистрированы 20 зданий общей площадью 7,82 тыс. кв. м и 8 участков, занимающих 6,7 га. Принадлежность некоторых объектов вообще не определена. К примеру, спортивный комплекс по ул. Дечебал 22/2 площадью более 4,5 тыс. кв. м. стоимостью 7, 269 млн леев в бухгалтерских документах значится, как Центр по подготовке национальных сборных, а в кадастровом органе как Спортивная школа олимпийского резерва. Спортивная база «Speranсa» в селе Кэприяна по бухгалтерии проходит как Центр подготовки национальных сборных, а в кадастре зарегистрирована как Республиканская спортивная школа борьбы. Некоторые здания, давно уже не принадлежащие подведомственному министерству учреждениям, все еще значатся в бухгалтерских документах. Так произошло с тиром по ул. Матеевича, 5, который был отчужден еще в 2004-2005 гг., но каждый год, вплоть до 2013-го, по результатам инвентаризации его включают в перечень имущества. Интересно, за какого нового собственника платят из казенных средств? Некоторые объекты сданы в аренду на невыгодных для владельцев условиях. И кто-то же ловит рыбку в этой мутной воде.
Куда дрейфует манеж
Целый букет нарушений нашли аудиторы в Государственном предприятии «Легкоатлетический манеж». Административный совет не утвердил основные направления деятельности и план развития предприятия, ежегодную смету расходов и доходов, финансово-экономические отчеты. В результате капитальные строения стоимостью 9,1 млн леев не были внесены в уставной капитал. Ни один из 41 контракта аренды, заключенный администрацией ГП «Легкоатлетический манеж», не соответствует утвержденному типовому контракту, а 39 из них заключены без согласия министерства. Восемь спортивных школ, арендующих помещения в здании манежа, оплачивают коммунальные услуги по нормативам, установленным руководством предприятия, а не по реальному потреблению. Из чьего кармана погашается разница? А когда Министерство экономики предложило включить Легкоатлетический манеж в план приватизации, руководство Министерства молодежи и спорта грудью встало на защиту объекта. Значит, было за что бороться.
Зачем нам спортбазы?
Немалая часть собственности министерства находится в плачевном состоянии. Многое используется нерационально или не используется вообще. Это относится к большинству объектов площадью 6,6 га по ул. Тэбэкэрия Веке, 23. Три из четырех существующих бассейнов, предназначенных для подготовки национальных сборных, бездействуют и практически разрушены. В очень плохом состоянии и публичный объект – бассейн «Локомотив». Не эксплуатируется гребная база в Ватре, помещения приходят в негодность, а от здания бездействующей Спортивной базы в Кэприяне остались лишь руины.
Стоит ли объяснять, почему наши спортсмены демонстрируют столь скромные достижения, а о молодежной политике вообще ничего не слышно. Остается добавить, что ситуация вряд ли изменится к лучшему, пока главным критерием при назначении руководителей ведомства останется партийная принадлежность (эта должность, согласно алгоритму, принадлежит Либеральной партии), а не профессионализм и уровень образования.
Елена РОЙТБУРД.