Газета "Кишиневские новости"

Общество

ПОЧЕМУ ВИЗЫ НЕ СПАСУТ РОССИЮ

27 февраля
21:56 2014

Генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА: «Визовый режим со странами Центральной Азии не решит ни одной из сегодняшних проблем, но создаст миллион новых»

Страстно ностальгируя по быв­шему Советскому Союзу, совре­менная Россия не менее страстно жаждет от него отгородиться. «По­наехали тут — пора ставить заслон» — с каждым месяцем эта простая как дважды два идея все больше «овладевает массами». С предло­жениями ввести визовый режим с государствами Центральной Азии выступают уже самые различные политики. Но вот поможет ли такая мера поставить надежный барьер на пути нелегальной миграции? Идет ли речь о чем-то дельном или всего лишь об иллюзии решении проблемы?

Генеральный секретарь Организации дого­вора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа — политик, способный взглянуть на ситуацию с мигрантами под са­мыми разными углами зрения. Он среди прочего был главным российским пограничником, главным россий­ским таможенником, секретарем Совета безопасности, руководите­лем Администрации Президента РФ. Генерал-полковник Бордюжа убежден: введение визового режи­ма со странами Центральной Азии для России равносильно попытке геополитического самоубийства.

— Николай Николаевич, недавно вы зая­вили, что несколько месяцев назад под Москвой была выявлена ячейка экстре­мистов, которые прошли обучение в Аф­ганистане и готовили теракты в нашей столице. Разве это не аргумент в пользу введения визового режима с государ­ствами Средней Азии?

— Скажу вам больше. Случай отнюдь не еди­ничен. За последнее время в государствах ОДКБ было уже несколько случаев задер­жания групп боевиков. Некоторые из этих задержанных людей ранее проходили под­готовку в лагерях на территории Афганиста­на, а некоторые даже успели поучаствовать в боевых действиях в Сирии. География задер­жания таких боевиков очень широка: Казах­стан, Киргизия, Россия, несколько случаев в Таджикистане.

Но из этого отнюдь не следует, что надо вво­дить визовый режим со странами Средней Азии. Вспомните войну в Чечне. На стороне боевиков там воевали граждане из Йемена, Кувейта, Саудовской Аравии и многих других государств дальнего зарубежья. С каждой из этих стран у России был и остается визовый режим. Но, как показывает практика, при на­личии сильного желания есть множество спо­собов легально въехать в страну и остаться там для решения своих черных задач. Это я вам говорю как бывший директор погранич­ной службы. Визы не спасут.

— В Москве все чаще можно слышать мнение: безвизовый режим между РФ и Европейским союзом может быть введен только после того, как мы введем визо­вый режим со странами Средней Азии. Почему, выбирая между ЕС и Средней Азией, Россия должна сделать выбор в пользу последней?

— А почему мы в принципе должны делать подобный выбор? Это абсолютно ложная ди­лемма, которая не имеет правильного ответа. Я понимаю всю важность максимального сня­тия барьеров между Россией и Европейским союзом. Но сохранение старых традиционных связей как минимум ничуть не менее важно. Государства Кавказа и Центральной Азии — это историческая область нашего обитания. Множество выходцев из России живут там. Множество выходцев оттуда живут здесь. Нельзя резать по живому и выбирать по прин­ципу «либо то, либо другое». Так можно во­обще остаться у разбитого корыта: потерять старое и не приобрести новое.

— А что, есть реальная возможность при­обрести новое, не теряя старого?

— Конечно. Что реально важно для Европей­ского союза? Не то, есть ли у России визовый режим с другими странами или нет. Для ЕС важно, чтобы в случае отмены визового ре­жима с нашей страной Россия не стала кана­лом, по которому в Европу будут в массовом порядке проникать незаконные мигранты из третьих стран. Как можно избежать этого?

Есть такое понятие — реадмиссия. Оно озна­чает: передача лиц, незаконно пребывающих на территории государства, в страну, из кото­рой они прибыли. Как правило, речь идет не о стране происхождения мигранта, а о стране, из которой он непосредственно прибыл. На­стоящий камень преткновения между РФ и ЕС — создание в нашей стране работающей системы реадмиссии. Да, дело это сложное и требующее времени — но в то же время впол­не реальное.

— Допустим, отмена виз между РФ и ЕС — дело действительно не срочное. Но вот про борьбу с потоком наркотиков в Рос­сию из Афганистана этого точно не ска­жешь. Разве этот поток не уменьшится в случае введения виз с государствами Средней Азии?

— Не уменьшится. Провоз в нашу страну нар­котических средств гражданами, которые должны будут получать визы, и так минима­лен. Подобным образом в Россию доставля­ется всего несколько процентов от общего потока наркотиков, который хлещет через нашу границу. Основная масса наркотиков перемещается через систему перевозки грузов — железнодорожным или автомобиль­ным транспортом. Везут, например, огром­ный контейнер с овощами или фруктами. И где-то в укромном уголке этого контейнера камуфлируются наркотики. Введение визо­вого режима не позволит нам резко снизить объем доставки наркотиков.

— А что позволит?

— Об этом часто говорит руководитель Фе­деральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Петрович Иванов, пред­лагая целый комплекс, по-моему, разумных мер. Эффективная борьба с контрабандой наркотиков не означает, что надо только за­крыть границу, никого не пускать, и проблема будет решена. Одна отдельно взятая страна — даже такая мощная, как Россия, — не спо­собна в одиночку решить проблему контра­банды наркотиков. Нужно общее согласие и координация усилий всех государств, окру­жающих Афганистан. Но пока достичь подоб­ного согласия удается, к сожалению, далеко не со всеми соседями Афганистана.

Возьмем, например, вопрос так называемых прекурсоров — веществ, необходимых для производства тяжелых наркотиков. Для этого нужно не только натуральное сырье, которое обильно произрастает в Афганистане. Не­обходимы еще и многие тонны химических веществ, которые в Афганистане не произ­водятся. Получается, что некоторые страны — какие именно, догадайтесь сами — соз­дают режим, при котором эти прекурсоры легко попадают в Афганистан. Речь идет об огромном клубке проблем — клубке, который нельзя распутать с ходу.

— И все-таки как, по-вашему, можно ре­шить такую проблему, как массовая неза­конная миграция в РФ из стран ОДКБ? Не пора ли ввести этот процесс в законное русло?

— Поддерживаю такую идею обеими рука­ми. Давно пора нормально отрегулировать вопросы прибытия сюда мигрантов, их лега­лизации, их обеспечения правами в рамках закона. Кто же выступает против этого? Мне кажется, что таких людей — за возможным исключением самих мигрантов — нет в прин­ципе.

— А мне кажется, что такие люди есть. Это огромное количество граждан РФ, кото­рые в принципе не приемлют миграцию из Средней Азии.

— Вы, наверное, намекаете в том числе на многих жителей московского района Бирю­лево? Если да, то, с моей точки зрения, это очень хороший пример. И в самом Бирюле­ве, и вокруг него есть сотни квартир, которые граждане РФ сдают незаконным мигрантам. Замечу, что очень часто речь идет о тех же самых гражданах РФ, которые в принципе относятся к незаконной миграции резко от­рицательно. Вам такое противоречие не ка­жется странным?

— А что вы чувствуете, когда читаете в новостях: мигрант из Центральной Азии изнасиловал местную школьницу?

— Я возмущаюсь — точно так же, как я воз­мущаюсь, когда слышу, например, такую но­вость: наша 28-летняя женщина выбросила своих детей из окна. Это не относится к на­циональности. Это относится к конкретным людям, которые совершают преступления. А их, к сожалению, совершается все больше — не только приезжими, но и нашими граж­данами. И часто именно эти преступления са­мые страшные. Не надо политизировать тему преступности среди мигрантов. Это не поли­тика. Это криминал и уголовка. Это вопросы, не связанные с национальностью.

— А как насчет культурных различий? В каком-нибудь кишлаке девушка в мини- юбке заведомо воспринимается как осо­ба легкого поведения, а в России это в рамках культурных норм. Разве не так?

— Я не люблю ставить в пример США. Но в ответе на данный вопрос это будет исключи­тельно уместно. Америка — страна, «соткан­ная» из огромного количества людей, прие­хавших из самых разных государств с самыми разными обычаями. Но все они «переплави­лись» в этом «котле», приобрели общие черты и правила. Россия тоже должна идти по этому пути. Наше общество должно быть однород­ным в смысле своего отношения к правилам и законам, но по-прежнему разнородным с точки зрения обычаев и веры.

Разумеется, добиться такой цели очень не­легко. Посмотрите, что происходит в некото­рых странах Европы. Многие мигранты счи­тают: на своей новой родине они могут себя вести так, как считают нужным, а не так, как предписано местными законами и обычаями. Это прямой путь к массовым беспорядкам. Многонациональность и неоднородность общества — это ведь не новое явление для нашей страны. Так было уже на протяжении многих столетий нашей истории.

— То, что вы сказали, — достойная стра­тегическая цель на многие десятилетия вперед. Но что делать сейчас? Как бо­роться с растущим на фоне притока ми­грантов межнациональным напряжением в конкретном 2014 году?

— Я думаю, начать надо с трезвого и крити­ческого взгляда на себя самих. Вы знаете такое выражение из «Нашей Раши»: «Тагил рулит»? Так вот, к сожалению, очень часто в нашем обществе действительно «Тагил ру­лит». Давайте вспомним опросы населения стран, куда часто ездят граждане РФ: какие туристы являются в ваших глазах самыми нежелательными? Очень распространенный ответ — туристы из РФ.

— Допустим, многие граждане РФ ведут себя неадекватно. Но можно ли отрицать, что и очень многие мигранты Средней Азии ведут себя неадекватно?

— А кто пытается это отрицать? Я говорю со­всем о другом. Мы предъявляем претензии мигрантам и предлагаем закрыть для них гра­ницу. Но, может, сначала наведем порядок в своем собственном обществе? Да, мигранты совершают преступления. Но довольно зна­чительная часть преступности на совести при­езжих из российских регионов, например с Северного Кавказа. Однако весь негатив в общественном мнении перекладывается на мигрантов из Средней Азии. Это нормально?

Мы должны задать себе вопрос: мы можем обойтись без мигрантов или нет? Вы сами прекрасно знаете ответ: на сегодняшний день РФ в целом и Москва в частности без мигрантов не обойдутся. Мы убеждаемся в этом десятки раз каждый день, когда видим мигрантов, работающих на улицах, на строй­ках, в системе бытового обслуживания — то есть в тех сферах, которые неинтересны большинству наших соотечественников.

А раз так, то что же нам делать? Разумный ответ один. Надо выстраивать систему, при которой эта трудовая сила существовала бы рядом с нами на законных основаниях. Если у мигрантов будут необходимые для нормаль­ной жизни права и возможности, то у всех будет меньше проблем.

— Извините, если я повторяюсь. Но, мо­жет, если ввести визы, то экономическая ниша, которая сейчас фактически моно­полизирована мигрантами, будет занята представителями местного населения?

— Откуда у вас такая истовая вера в чудо­действенную и волшебную силу визового режима? У нас с Вьетнамом сегодня визовый режим? Визовый. У нас с африканскими стра­нами визовый режим? Со всеми. Про Китай я вообще не говорю. И что? Мы видим огром­ное количество граждан этих стран, которые здесь находятся. Визовый режим — это не па­нацея в борьбе против незаконной миграции. Визовый режим будет лишь способствовать еще большему отдалению государств друг от друга, обрыву еще существующих конкрет­ных связей между нашими народами, между конкретными политическими лидерами и конкретными семьями.

— А вам не кажется, что этот процесс взаимного отдаления уже не остановить, что чем дальше, тем больше Россия и Средняя Азия перестают быть единым целым?

— Да, различий между странами становится все больше. Но вот что я со всей серьезно­стью могу сказать как человек, представ­ляющий свою международную организацию — ОДКБ. Каждая страна ОДКБ — суверенное государство со своими особенностями. Но при этом мы являемся союзниками. У нас единые подходы к вопросам обеспечения безопасности. У нас не просто реальная, а жизненно важная потребность во взаимодей­ствии друг с другом.

Может случиться, что в будущем мы будем в одних окопах с солдатами стран Центральной Азии совместно защищать нашу общую роди­ну — пространство ОДКБ.

Да, после предстоящего вскоре вывода во­йск НАТО из Афганистана мы не ждем круп­номасштабного вторжения из этой страны в государства ОДКБ. Но все идет к тому, что ситуация в Афганистане будет обостряться. На севере страны появляется все больше и больше вооруженных группировок. Видимо, они будут пытаться просачиваться через го­сударственные границы. Если на пути экс­тремистов не поставить заслон, сами по себе они не остановятся.

— А можем ли мы быть уверенными, что в Центральной Азии по-прежнему испы­тывают к России добрые чувства? Нормой в регионе стала очень жесткая критика в адрес РФ, разве не так?

— Да, в заявлениях политиков и СМИ цен­тральноазиатских стран ОДКБ часто можно встретить критические высказывания в наш адрес. Критикуются некоторые действия Рос­сии, СМИ России, отдельные российские по­литики. Не все им нравится, в том числе и то, как мы о них отзываемся.

Но вот чего нет в подобных статьях и словах политиков, так это оскорбительных заявле­ний о русских, о российской нации, россий­ском государстве. Поверьте: в своей массе они очень хорошо к России относятся. Я знаю, о чем говорю. Я очень много разгова­риваю в этих государствах с самыми разными людьми.

— А как быть с тем, что страны Централь­ной Азии уже давно стали крайне неком­фортной средой обитания для местного русскоязычного населения?

— Если говорить о центральноазиатских членах ОДКБ, то не думаю, что они явля­ются некомфортной средой обитания для русских. Да, в Таджикистане русских оста­лось не очень много. Но там была страшная гражданская война. Там русским, и не только русским, было очень плохо. Я помню этот пе­риод, помню, как мы передавали в русские православные церкви муку и консервы. Но вот, например, в Казахстане все совсем ина­че. Там русские спокойно живут, выстраи­вают для себя жизненные перспективы и не хотят уезжать. А недавно я встречался с такими людьми и в Киргизии — молодыми русскими ребятами. Не так все плохо, как вы считаете!

Михаил РОСТОВСКИЙ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,66–0,11%
EUR19,06–0,32%
GBP22,26–0,20%
UAH0,45–0,11%
RON3,83–0,34%
RUB0,19–0,09%

Курсы валют в MDL на 28.03.2024

Архив