КАЙФ АДЕЛИНЫ СОТНИКОВОЙ
«Вышла бороться за «золото», а не удерживать «серебро»
АделинаСотниковасталанашей первой олимпийской чемпионкой в истории фигурного катания. Высшая справедливость срабатывает не всегда, иногда позволяет себе увильнуть, даже будучи прижатой к стене. Не в этот раз.
…Чудеса не просто так сбываются, нет. Чудеса готовятся. Аделина Сотникова и ее тренер Елена Буянова делали это вместе на протяжении многих лет. Девочка-вундеркинд, в 12 лет уже триумфально оказавшаяся на взрослом национальном чемпионате. И тренер, первая советская фигуристка-одиночница, сумевшая завоевать медали чемпионата мира и Европы. Это ведь она, Елена Водорезова, в 12 лет приняла участие в Олимпийских играх-76 и поразила судей исполнением тройных прыжков, которые вместе с тренером Станиславом Жуком и внедрила в мир женского фигурного катания.
— В 12 лет (то ли магия цифр, то ли законы преемственности!) я выиграла свой первый чемпионат и эмоционально была переполнена, и как сегодня: очень много счастья, — даже на пресс-конференции Сотникова еще глотала слезы. — Но я тогда толком-то и не понимала, чего хочу. Очень завидовала тем, кто отбирался и поехал на Игры в Ванкувер. Мечтала, что через четыре года я тоже буду в олимпийской сборной. И выиграю медаль. В Сочи исполнились сразу две мечты.
Женский день произвольной программы в Сочи в корне отличался по накалу борьбы от мужского. Это была битва характеров, мастерства, костюмов и — высочайшей, безошибочной техники лидеров. И если до турнира все же главной претенденткой на «золото» специалисты, с обязательной оговоркой «посмотрим», называли Ким Юна (или Ким Ю-На — только в написании не было единодушия, хотя и произносится все одинаково), то после короткой заговорили о возможной абсолютно реальной российской победе.
Олимпийская чемпионка Ванкувера призналась, что на разминке перед стартом в Сочи чувствовала себя очень плохо, но после исполнения главных прыжковых элементов смогла расслабиться. И еще — приехала, чтобы победить.
— Меня постоянно просят сравнить Ванкувер и Сочи. Не стоит этого делать. За четыре года фигурное катание очень изменилось. Появились фигуристки, о которых еще недавно никто не знал. На разминке у меня тряслись ноги. Плохо получались прыжки, и, пожалуй, еще никогда не чувствовала себя так плохо. Только после того, как исполнила все три прыжковых элемента, позволила себе расслабиться.
После произвольной программы она скажет, что рада была откатать произвольную без ошибок. И не скажет, что все-таки дрогнула — упростила каскад.
Аделине Сотниковой, отстающей от кореянки на какие-то крохи и опережающей на столько же Каролину Костнер (в Сочи показывающую, кажется, лучшее, на что способна), надо было растоптать в себе все сомнения и изничтожить в памяти прошлые неудачи. Ведь так уже бывало в этом сезоне не раз: победа близко, а нервы еще ближе.
Сотникова показала наиболее сложную по всем техническим составляющим программу, при этом допустила лишь одну помарку. Ким ничего лишнего и незапланированного себе не позволила. Но план четырехлетней давности не сработал. Олимпийский цикл в фигурном катании — гигантский срок, расчет на то, что можно, практически не выступая, на старом запасе, выйти и повторить успех, был риском. Несколько элементов были оценены не высшими уровнями сложности, а по базовой сложности ее программа изначально проигрывала программе Аделины четыре балла.
Могла ли олимпийская чемпионка Ванкувера сделать дубль? Вполне, она все еще очень и очень хороша. Но — если бы Аделина ошиблась. За технику Сотникова получила 75,54. Ким Юна — 69,69, Каролина Костнер — 68,84. И многие специалисты согласятся: вращения и дорожки россиянки тоже победили.
И вы видели, чья душа в этот вечер царила в «Айсберге»?
— Да, я изменилась, — согласилась Аделина. — И надеюсь, что показала сегодня именно женское катание. Очень много лет работаю с Ириной Тагаевой, она прекрасно меня знает и всегда видит, чего именно мне не хватает. То, что я сегодня выиграла золотую медаль, — это ее очень-очень большая заслуга. Мы много работали над произвольной программой после чемпионата Европы. Обратили внимание не только на первую, но и на вторую ее половину, следили за каждым движением, каждым пальчиком. И я сама, и тренер Елена Буянова, и Петр Чернышев. Вся наша команда сделала очень большую работу.
А потом Аделька оформит в слова то, что все видели на льду. «Вы выходили, чтобы бороться за «золото» или удерживать «серебро»? — «Бороться за «золото». Отрыв был маленьким. Я понимала, что, если откатать чисто, все возможно. И сегодня я откаталась в кайф».
В кайф для всех российских журналистов прозвучала и фраза: «Русские очень хотят и идут к цели!»
«Юля устала функционально, держать спортсмена так долго на пике формы — это очень сложно. Она участвовала в командных соревнованиях и откатала там свои программы хорошо. А здесь не смогла. Всегда бывают подъемы и спуски. Подъем был на чемпионате Европы, а дальше, как мы ни боролись, пошел функциональный спад», — это сказала Этери Тутберидзе.
Конечно, в золотом теперь уже ощущении многим видится картина совсем уже сногсшибательная: на пьедестале — две россиянки: Сотникова и Липницкая. И чисто теоретически ничего запредельного в этой картине нет. Кроме того, что она именно теоретическая.
Функциональный спад, моральный или еще какой — в этом теперь без конца будут разбираться тренеры. И думать, что и на каком этапе сделали не так. Они будут обсуждать спорт в его «голом виде».
Мы же запомним все равно другое. Девочку-максималиста, нет, не девочку, как поправила бы тренер Тутберидзе, спортсменку. Потрясающую Юлю, которая стала в Сочи олимпийской чемпионкой — в команде.
Пала жертвой такой нужной командной медали? Нет, просто и она, казавшаяся такой стальной в свои малые пятнадцать лет, оказалась не всесильна.
На нее свалилось народное обожание — а что с этим сделаешь? Спрятать за высоким забором? Отобрать телефоны, лишить любой связи, заткнуть уши? Не поможет — это надо только пережить.
И не надо есть себя поедом. И ее, тем же поедом, — не надо.
А что касается недовольных судейскими оценками… Да бросьте вы! Они, оценки в фигурном катании, когда-нибудь удовлетворяли сразу всех? Эффект домашнего поля? Да, сработал. А почему именно у нас его не должно быть? Сработал абсолютно во всех компонентах, составляющих успех, главным из которых, основой, было потрясающее выступление Аделины. Не кореянка проиграла — Аделина выиграла.
Ирина СТЕПАНЦЕВА, Сочи.