Газета "Кишиневские новости"

Общество

КАЙФ АДЕЛИНЫ СОТНИКОВОЙ

27 февраля
21:45 2014

«Вышла бороться за «золото», а не удерживать «серебро»

АделинаСотниковасталана­шей первой олимпийской чем­пионкой в истории фигурного катания. Высшая справедливость срабатывает не всегда, иногда по­зволяет себе увильнуть, даже буду­чи прижатой к стене. Не в этот раз.

…Чудеса не просто так сбываются, нет. Чудеса готовятся. Аделина Сотнико­ва и ее тренер Елена Буянова делали это вместе на протяжении многих лет. Девочка-вундеркинд, в 12 лет уже триумфально оказавшаяся на взрослом национальном чемпионате. И тренер, первая советская фигуристка-одиночница, сумевшая заво­евать медали чемпионата мира и Европы. Это ведь она, Елена Водорезова, в 12 лет приняла участие в Олимпийских играх-76 и поразила судей исполнением тройных прыжков, которые вместе с тренером Ста­ниславом Жуком и внедрила в мир женского фигурного катания.

— В 12 лет (то ли магия цифр, то ли за­коны преемственности!) я выиграла свой первый чемпионат и эмоционально была переполнена, и как сегодня: очень много счастья, — даже на пресс-конференции Сотникова еще глотала слезы. — Но я тогда толком-то и не понимала, чего хочу. Очень завидовала тем, кто отбирался и поехал на Игры в Ванкувер. Мечтала, что через четыре года я тоже буду в олимпийской сборной. И выиграю медаль. В Сочи исполнились сразу две мечты.

Женский день произвольной программы в Сочи в корне отличался по накалу борьбы от мужского. Это была битва характеров, мастерства, костюмов и — высочайшей, безошибочной техники лидеров. И если до турнира все же главной претенденткой на «золото» специалисты, с обязательной ого­воркой «посмотрим», называли Ким Юна (или Ким Ю-На — только в написании не было единодушия, хотя и произносится все одинаково), то после короткой заговорили о возможной абсолютно реальной российской победе.

Олимпийская чемпионка Ванкувера призналась, что на разминке перед стартом в Сочи чувствовала себя очень плохо, но по­сле исполнения главных прыжковых элемен­тов смогла расслабиться. И еще — приехала, чтобы победить.

— Меня постоянно просят сравнить Ван­кувер и Сочи. Не стоит этого делать. За че­тыре года фигурное катание очень измени­лось. Появились фигуристки, о которых еще недавно никто не знал. На разминке у меня тряслись ноги. Плохо получались прыжки, и, пожалуй, еще никогда не чувствовала себя так плохо. Только после того, как исполни­ла все три прыжковых элемента, позволила себе расслабиться.

После произвольной программы она скажет, что рада была откатать произволь­ную без ошибок. И не скажет, что все-таки дрогнула — упростила каскад.

Аделине Сотниковой, отстающей от ко­реянки на какие-то крохи и опережающей на столько же Каролину Костнер (в Сочи показывающую, кажется, лучшее, на что способна), надо было растоптать в себе все сомнения и изничтожить в памяти прошлые неудачи. Ведь так уже бывало в этом сезоне не раз: победа близко, а нервы еще ближе.

Сотникова показала наиболее слож­ную по всем техническим составляющим программу, при этом допустила лишь одну помарку. Ким ничего лишнего и незаплани­рованного себе не позволила. Но план четы­рехлетней давности не сработал. Олимпий­ский цикл в фигурном катании — гигантский срок, расчет на то, что можно, практически не выступая, на старом запасе, выйти и повторить успех, был риском. Несколько элементов были оценены не высшими уров­нями сложности, а по базовой сложности ее программа изначально проигрывала про­грамме Аделины четыре балла.

Могла ли олимпийская чемпионка Ван­кувера сделать дубль? Вполне, она все еще очень и очень хороша. Но — если бы Адели­на ошиблась. За технику Сотникова получила 75,54. Ким Юна — 69,69, Каролина Костнер — 68,84. И многие специалисты согласятся: вращения и дорожки россиянки тоже победили.

И вы видели, чья душа в этот вечер ца­рила в «Айсберге»?

— Да, я изменилась, — согласилась Аделина. — И надеюсь, что показала сегод­ня именно женское катание. Очень много лет работаю с Ириной Тагаевой, она прекрасно меня знает и всегда ви­дит, чего именно мне не хватает. То, что я сегодня выиграла золотую медаль, — это ее очень-очень большая заслуга. Мы много работали над произвольной программой после чемпи­оната Европы. Обратили внимание не только на первую, но и на вторую ее половину, сле­дили за каждым движением, каждым паль­чиком. И я сама, и тренер Елена Буянова, и Петр Чернышев. Вся наша команда сделала очень большую работу.

А потом Аделька оформит в слова то, что все видели на льду. «Вы выходили, чтобы бороться за «золото» или удерживать «сере­бро»? — «Бороться за «золото». Отрыв был маленьким. Я понимала, что, если откатать чисто, все возможно. И сегодня я откаталась в кайф».

В кайф для всех российских журнали­стов прозвучала и фраза: «Русские очень хотят и идут к цели!»

«Юля устала функционально, держать спортсмена так долго на пике формы — это очень сложно. Она участвовала в командных соревнованиях и откатала там свои про­граммы хорошо. А здесь не смогла. Всегда бывают подъемы и спуски. Подъем был на чемпионате Европы, а дальше, как мы ни боролись, пошел функциональный спад», — это сказала Этери Тутберидзе.

Конечно, в золотом теперь уже ощу­щении многим видится картина совсем уже сногсшибательная: на пьедестале — две россиянки: Сотникова и Липницкая. И чисто теоретически ничего запредельного в этой картине нет. Кроме того, что она именно тео­ретическая.

Функциональный спад, моральный или еще какой — в этом теперь без конца будут разбираться тренеры. И думать, что и на ка­ком этапе сделали не так. Они будут обсуж­дать спорт в его «голом виде».

Мы же запомним все равно другое. Девочку-максималиста, нет, не девочку, как поправила бы тренер Тутберидзе, спортсменку. Потрясающую Юлю, которая стала в Сочи олимпийской чемпионкой — в команде.

Пала жертвой такой нужной командной медали? Нет, просто и она, казавшаяся такой стальной в свои малые пятнадцать лет, оказалась не всесильна.

На нее свалилось народное обожа­ние — а что с этим сделаешь? Спрятать за высоким забором? Отобрать телефоны, лишить любой связи, заткнуть уши? Не по­может — это надо только пережить.

И не надо есть себя поедом. И ее, тем же поедом, — не надо.

 

А что касается недовольных судейски­ми оценками… Да бросьте вы! Они, оценки в фигурном катании, когда-нибудь удовлетво­ряли сразу всех? Эффект домашнего поля? Да, сработал. А почему именно у нас его не должно быть? Сработал абсолютно во всех компонентах, составляющих успех, главным из которых, основой, было потрясающее вы­ступление Аделины. Не кореянка проиграла — Аделина выиграла.

Ирина СТЕПАНЦЕВА, Сочи.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,81–0,03%
EUR19,09–0,08%
GBP22,26–0,12%
UAH0,450,00%
RON3,84–0,10%
RUB0,19–0,03%

Курсы валют в MDL на 26.04.2024

Архив