Газета "Кишиневские новости"

Общество

ОТ ЧЕГО БОЛИТ СЕРДЦЕ?

06 февраля
20:20 2014

«Пациент еще только заходит в кабинет, а ты уже видишь причины, которые довели его до необходимости делать сложную операцию на сердце», — о проблемах с «главным мотором» нам рассказал Николай БАЯНДИН, заведующий кардиохирургическим отделением ГКБ №15 им. О.М.Филатова, д.м.н., профессор.

Болезни сердца в России по- прежнему лидируют: сердечно- сосудистые заболевания оста­ются на первом месте (54%). И почти каждый четвертый заболев­ший (23%) имеет высокий риск тяже­лых осложнений. А это инфаркты, инсульты, аневризмы. По данным ВОЗ, за последние 20 лет число смертей от ССЗ выросло на 31%.

Так отчего у наших современников-так сильно болит сердце? Об этом мы решили погово­рить с одним из ведущих кардиохирургов Москвы Николаем БАЯНДИ­НЫМ. Кстати, в 2011 году Николай Леонардо­вич награжден почетной грамотой правительства столицы «За многолет­нюю добросовестную работу по оказанию вы­сококвалифицированной медицинской помо­щи населению города Москвы».

«Главные враги сердца — стресс и вредные привычки»

— Николай Леонардович, почему так уязвимо человеческое сердце? На про­тяжении многих лет вы консультируете больных, выполняете по 2–3 операции в день.

— Главный враг сердца — стресс. Когда к нам приходят па­циенты с инфарктами, всегда выявляется пусковой механизм, который связан либо с эмоцио­нальными потрясениями, либо с физическими, умственными, пси­хическими перегрузками. То есть произошли изменения психологи­ческого статуса: человек испытал какие-то жизненные потрясения, и ему пришлось резко менять свой образ жизни. А стресс (резкие перепады) как раз и есть са­мое опасное для человеческого сердца.

Конечно, на здоровье сердца влияют и вредные привычки: курение, алкоголь, о чем всем известно со школьной скамьи. Медицина всегда была за то, чтобы человек от них воз­держивался. Чего еще не хватает россиянам, так это движения. Да, та самая гиподинамия. И это третий важный фактор, способствую­щий сердечно-сосудистым заболеваниям. Мы мало двигаемся, хотя занятия любым видом физической культуры, спортом и правильное питание — настоящие друзья сердца. Но все же основной пусковой фактор, особенно сер­дечных катастроф, — стрессовые ситуации.

— Может ли сам человек избежать ри­сков сердечных болезней? И что для этого надо делать?

— Сложно сказать, к качественно иному способу существования наша жизнь сегод­ня мало располагает. У меня огромный опыт работы: провел тысячи операций и каждый день консультирую больных. Пациент только еще заходит в кабинет, а ты уже видишь при­чины, которые привели к тому, что он получил не просто заболевание сердца, а дотянул до необходимости проводить операцию. Зача­стую очень сложную. Причем предпосылками послужили не медицинские факторы, а житей­ские. Существуют отправные точки, которые мы можем предотвратить лично сами.

— Но есть же и медицинские факторы. Какие? И можно ли их избежать?

— Бесспорно важный фактор для здоро­вья сердца — повышенный уровень холесте­рина в крови. Необходимы его регулярный контроль и правильные рекомендации врача пациенту относительно образа жизни в случае наличия у него факторов риска. Очень важна и ранняя диагностика наследственной пред­расположенности. Но часть вины за состояние своего здоровья мы должны четко осознавать сами, так как всегда есть причина проявле­ния заболевания, которая коренится в образе жизни пациента. В моем понимании человек больше чем наполовину сам ответствен за свое здоровье. Медицина, конечно, является мощным фактором, но скорее вспомогатель­ным.

— Николай Леонардович, не секрет, наше общество стремительно стареет. У пожилых есть шанс, если говорить об опе­рациях на сердце?

— К нам обращаются пациенты любого возраста, нередко 80 лет и старше, и мы ни­кому не отказываем в операциях. Сегодня все хирурги мира, и мы в том числе, работают над тем, чтобы до минимума свести травматич­ность операции. Разрабатываются методики так называемой малоинвазивной хирургии: замену клапанов либо шунтирование арте­рий производим из минимальных хирургиче­ских доступов и с минимальной травмой для пациентов. Это имеет большое позитивное психологическое значение для больных. Если пациент будет понимать, что элемент хирур­гической агрессии минимизирован, он не будет до последнего терпеть, а обратится к врачу-кардиологу на ранних этапах. Техноло­гии сегодня таковы, что даже при операции на сердце на второй день он может встать, а на третий день выписаться из стационара.

— В ведущих кардиоцентрах сейчас выполняют так называемые гибридные операции. Достаточно сложные. Вы их тоже делаете?

— Конечно. Часть операции выполняет хирург, а потом в дело вступает рентгенолог и уже эндоваскулярно, через сосуд, закан­чивает ее. Тем самым серьезные изменения аорты либо коронарных сосудов выполняются с относительно малой травматичностью. Этим достигается сокращение времени пребыва­ния пациентов в стационаре, их быстрейшее выздоровление. Это и психологически благо­приятно сказывается на настроении больных — они как можно раньше должны обращаться к врачам. Только так можно достичь хорошего послеоперационного результата.

— Считается, что в России самые луч­шие кардиохирурги, у них самые лучшие руки. А как с оснащением?

— На самом деле все взаимосвязано. В 90-х годах прошлого века многие специали­сты из России эмигрировали в Израиль, при­чем и те, кто учился со мной на одном курсе. Советская школа образования хирургов, я считаю, была хорошей. Не случайно же многие кардиохирурги, получившие дипломы в СССР, сейчас успешно конкурируют на международ­ном уровне. Они востребованы ведущими кли­никами мира и сегодня во многом определяют развитие кардиохирургии в том же Израиле и в Европе. При посещении клиник за рубежом мы радуемся за своих соотечественников, которые достигли мирового уровня, попав в условия другой страны.

И денег, отпускаемых сегодня на меди­цину, я считаю, вполне достаточно. Я бы не решился сказать, что у нас в России у хирур­гов руки хорошие, а вот оснащение хромает. У наших хирургов не только руки хорошие и не только оснащение в наших клиниках сегодня вполне сопоставимо с европейским, но и ре­зультаты соответствующие — они очень даже неплохие.

— Значит, из России врачам уже мож­но не уезжать? No problеm?

— Есть очень много других факторов, которые влияют на результаты операций. На­пример, что касается организации медицин­ской помощи, надо признать: нам есть чему поучиться в клиниках развитых стран. Это страховая разумная медицина — многосту­пенчатая система, из которой нельзя выхва­тить ни одного звена. Да, мы имеем и руки, и голову неплохие. И аппаратура закупается хорошая и в достатке. По оснащению ангио­графическими установками, аппаратами ис­кусственной вентиляции, МРТ и КТ мы даже по европейским меркам занимаем вполне достойное место и можем оказывать помощь людям не хуже, чем в развитых странах. Но всегда есть нюансы, которые можно было бы изменить к лучшему.

Был случай…

— Месяца два назад к нам поступил очень тяжелый пожилой пациент 82 лет, — рассказал Николай Леонардович об уникальном факте. — У него была поражена вся аорта, начиная от коронарных артерий, включая грудную и брюшную аорты. Имелись такие изменения, которые могли привести к летальному исходу. Но нам удалось с помощью этапных операций (аорто-коронарное шунтирование с протези­рованием восходящей аорты, а в дальнейшем с помощью эндоваскулярных хирургов спро­тезировать грудную и брюшную аорты) помочь пожилому пациенту выжить. Так что кроме рук хирурга есть еще и современные методики, к примеру, стентирование аорты через бедрен­ные сосуды. Применение этой технологии по­зволяет достигать хороших результатов лече­ния сердца даже у очень пожилых пациентов, причем с низким уровнем осложнений. Наш пожилой пациент еще год назад получил бы отказ от операции, а сегодня удалось восста­новить его нормальную жизнедеятельность.

«Одна из мировых тенденций — профилактическая хирургия»

— Считается, что инфаркты в наше время помолодели. Какого возраста (в основном) к вам поступают больные?

— В последние годы возможности кар­диохирургии раздвинулись — мы оперируем больных практически любого возраста. А что касается молодых, наша задача максимально отодвинуть хирургическое вмешательство на более поздние сроки. Если поступает пациент 30–40 лет, операцию выполняем малоинва­зивными методами (без разреза). И тем са­мым обширные хирургические вмешательства на коронарных сосудах удается отсрочить на более отдаленный период, что, естественно, улучшает прогноз дальнейшей жизни пациен­та и результаты лечения.

Если еще 10–15 лет назад средний воз­раст больных нашего отделения, которых мы оперируем, составлял 55 лет, то сейчас 65–70 лет. Помолодели ли инфаркты или они поста­рели? Вопрос многофакторный. Продолжи­тельность жизни увеличилась и продолжает прогрессивно возрастать.

— Выходит, люди стали жить дольше и благодаря увеличению числа операций на сердце? Вы это хотите сказать?

— Именно так. К примеру, в Америке в 80–90-е годы резко выросло число опера­ций на сердце, и тем самым они увеличили среднюю продолжительность жизни. Это до­казано статистическими данными: с широким внедрением кардиохирургических операций аорто-коронарного шунтирования им удалось увеличить среднюю продолжительность жиз­ни на 4–5 лет. Думаю, примерно то же самое сейчас происходит и в России. Идет увеличе­ние количества операций на сердце и возрас­та оперируемых — все это говорит о том, что и в России идет тенденция к удлинению общей продолжительности жизни.

— Но кардиобольных не становится меньше. В чем, на ваш взгляд, причина? И где выход?

— Намного улучшилась диагностика за­болеваний: выявление болезней идет на бо­лее ранних стадиях. Это хорошая тенденция. Но… В Европе и Америке пошли дальше: у них есть т.н. профилактическая хирургия на улуч­шение результата. Доктора оперируют моло­дых пациентов, когда тот еще не чувствует, что болен, а обследование показывает: есть изменения, которые через несколько лет обя­зательно проявят себя и в худшем варианте. Например, та же одышка: если пациент будет затягивать с лечением, результат в последую­щем будет хуже того, если бы операция была выполнена на 2–3 года раньше. Профилакти­ческая хирургия — еще одно из направлений кардиохирургии, которое, я надеюсь, будет тоже развиваться наряду с малоинвазивной.

Александра ЗИНОВЬЕВА.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,22+0,27%
EUR18,97–0,35%
GBP22,82–0,25%
UAH0,44–0,01%
RON3,81–0,34%
RUB0,17–2,74%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив