Газета "Кишиневские новости"

Общество

КУЛЬТУРА ЗАКРУТИЛАСЬ В СКАНДАЛАХ

16 января
22:06 2014

01_14_ku-kuРейтинг самых «высокохудожественных» событий года Змеи

Минувший Год змеи выдался для культуры на редкость шипящим и гремящим. Причем шипели на культурное сообщество в основном чиновники, а гремели по большей части не премьеры, а скандалы. Хо­чется надеяться, что разрушитель­ная аура уйдет вместе с годом Змеи, и у нас будет больше поводов писать о значимых культурных событиях, а не об уголовных дрязгах.

КИСЛОТА ГОДА 17 января была выплес­нута в лицо худруку балета Большого театра Сергею Филину. С этого момента начался но­вый отсчет в истории балета и главного театра страны. Публичные скандалы, вываленные на суд публики, как грязное белье, бесконечная борьба за власть и влияние солистов балетной труппы, чьи души как будто сожжены той самой кислотой. Еще — коллективные письма во все инстанции и суд над танцовщиком Дмитричен­ковым, организатором покушения на жизнь и здоровье Филина. Который, напомним, на се­годняшний момент перенес более 20 операций на глазах. Одно примиряет с действительно­стью: все виновные все-таки понесли наказа­ние. Может быть, новое руководство Большого и столь важный коллективный договор изменят атмосферу в театре и избавят его от позора.

МУЗЕЙ ГОДА — им стал Еврейский му­зей, он же Центр толерантности, ультра­современный, оборудованный по послед­нему писку моды. В начале июня туда были переданы первые и самые ценные экземпляры скандально известной Библиотеки Шнеерсона. Таким образом, Путин (посетил центр 13 июня) личным решением разрубил многолетний гор­диев узел, примирив, по крайней мере, россий­скую еврейскую общественность. Ценные книги (общее число приближается к 4500 ед.) так и остались на балансе Российской государствен­ной библиотеки (то есть это госсобственность), а в частный Еврейский музей они поступили с пометкой «на хранение». Теперь любой желаю­щий может обратиться к фолиантам, имеющим сакральные пометы самого ребе Шнеерсона. Однако факт передачи так и не сподвиг аме­риканских хасидов отозвать из нью-йоркского суда политический иск, по которому Россию обязали выплатить по 50 000 долларов за день просрочки в случае непередачи им коллекции Шнеерсона. Впрочем, РФ американской Феми­де неподсудна.

ВЕРШИНЫ ГОДА взяты сразу в трех театрах, хотя и в разное время — имени Вахтангова, Молодежном (РАМТ) и в Театре наций. Три абсолютно разные, но по-своему бесценные: вахтанговский «Онегин», «Гамлет» из Наций и рамтовская «Лада, или Радость». Если уникальная энциклопедия русской жизни по Пушкину от Римаса Туминаса — вершина чув­ственная и поэтически-философская, то «Лада, или Радость», поставленная Мариной Брусники­ной по единственной прозе Тимура Кибирова, — абсолютная, 100-процентная радость. Что до уникального моноспектакля «Гамлет» великого канадца Робера Лепажа, то на этой вершине не­вероятно и неразрывно сплавились последние новейшие технологии, фантазия и актерский дар Евгения Миронова.

ТУР ГОДА совершил из Амстердама в Москву именитый королевский оркестр Консертгебау с прославленным Марисом Янсонсом (до сих пор — нашим соотече­ственником) за пультом. Совместно с хором «Латвия» и солистами Вероникой Джиоевой и Анной Ларссон маэстро Янсонс угостил Москву бессмертной и труднейшей Второй симфонией Малера. Зал Чайковского после часового вол­шебного оцепенения стонал от восторга, не от­пуская музыкантов около двадцати минут. Мало того что сам Консертгебау (отметил 125-летие с момента основания) входит в тройку лучших ор­кестров мира, так и сам Янсонс в музыкальных кругах называется самым глубоким дирижером современности. По сути Янсонс перекрыл даже широко разрекламированный Бетховенский тур Венского филармонического оркестра…

БУНТ ГОДА чуть не состоялся вслед­ствие спорного решения высокопоставлен­ных чиновников, обязавших гендиректора Росгосцирка Фарзану Халилову передать цирки Краснодара и Владивостока в соб­ственность регионов. Цирковая обществен­ность возбудилась, испугавшись начала конца всей цирковой компании, которую оказалось так легко растащить по частям: ведь все цирки стоят в центре городов, на дорогой земле. Народные артисты пригрозили срывом новогодних елок по стране, если им не объяснят логику происходя­щего. Министр культуры встретился с делегаци­ей цирковых деятелей, тем не менее ни артисты, ни министр позиций своих не изменили. В сухом остатке — до 20 февраля будет подписан приказ о передаче Краснодарского цирка, правда, ку­раторство все равно останется за Минкультом.

КОНСЕРВАТИЗМ ГОДА наблюдался в опере «Дон Карлос» Верди в Большом теа­тре. Постановка оказалась знаковым итогом уходящего года для главного театра страны в от­дельности и для музыкального театра в целом. Масштабная, дорогая, абсолютно традиционная интерпретация Верди рассчитана на зритель­ский успех у самого массового сегмента ауди­тории (москвич или гость столицы, для которого посещение Большого — серьезное культурное событие, включающее в себя не только искус­ство, но и траты в буфете, фотографирование в пышных интерьерах); более того, обозначила устойчивый тренд, проявившийся ранее в «Тра­виате» того же Большого, «Тристана и Изольды» в Новой опере, «Итальянки в Алжире» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко: опера — зона консерватизма, а не эксперимента.

ПЕРЕСТАНОВ­КА ГОДА про­изошла в Музее изобразительных искусств имени Пушкина: Ирина Ан­тонова, возглавляв­шая ГМИИ больше полувека, передала свои полномочия новому директору — Марине Лошак. В свою очередь, та освобо­дила кресло директора музейного объединения «Манеж», которое занял замдиректора Третья­ковской галереи, Андрей Воробьев. Антонова ушла громко: после скандального выяснения отношений с Михаилом Пиотровским прямо во время прямой линии с президентом (спор из-за коллекции Музея нового западного искусства) и презентации великолепных выставок Тициана и прерафаэлитов. Антонова, однако, как и пре­жде занимается выставочной политикой ГМИИ, только теперь из почетного кресла президента. Основная же задача Лошак — довести до логи­ческого конца реконструкцию ГМИИ, в которой, правда, больше не занят лорд Норман Фостер. Пушкинский был последним его проектом в Рос­сии: после разрыва договоренностей с ГМИИ британец в нашу страну больше ни ногой.

АКЦИЯ ГОДА это провокационный пер­форманс «Фиксация» Петра Павленского. Художник, который прежде зашивал себе рот (в поддержку Pussy Riot) и оборачивался ко­лючей проволокой (протест против репрес­сивной политики власти), на этот раз прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади. «Голый художник, смотрящий на свои приби­тые к кремлевской брусчатке яйца, — метафо­ра апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского обще­ства», — объяснил свою акцию Павленский. Иронично. Дерзко. Смело. Однако мимолетно. Буквально спустя две недели на главной пло­щади Москвы возник незаконно установлен­ный чемодан Louis Vuitton, точнее, чемодани­ще (9 метров в высоту и 30 метров в длину), и о манифесте Павленского как-то позабыли. Но, зная активность 29-летнего автора, это, скорей всего, ненадолго.

ПЛАНКА ГОДА взята поставщиком мировых мюзикловых калек «Стейдж Эн­тертейнмент», представившем на москов­ском театральном рынке «Чикаго». Говорят, дважды в одну реку не входят — оказалось, входят, и с большим успехом. Вторая попытка постановки в Москве этого невероятно слож­ного шоу стала настоящей победой российских артистов. Планка технологий бродвейского мюзикла, еще недавно казавшаяся недосягае­мой, взята. И это — прямое свидетельство, что «чужой» жанр, в котором российский театр ощущал себя неофитом, становится «своим». А между тем «Стейдж Энтертейнмент» приступи­ли к постановке «Фантома Оперы»…

БЕСЧИНСТВО ГОДА случилось в под­московной Немчиновке, где на месте за­хоронения Казимира Малевича, несмотря на протесты общественности, все-таки до­строили жилой комплекс «Ромашково-2». И это в столетие идеи «Черного квадрата» (она возникла во время работы над декорациями к футуристической опере «Победа над солнцем», поставленной в 1913 году)! Как ни пытались защитники наследия художника остановить стройку и перезахоронить его останки — не вы­шло. Единственное, на что решились застрой­щики (неизвестно как получившие в собствен­ность сельскохозяйственные угодья), так это назвать местную школу в честь знаменитого мастера. Зато российские и зарубежные музеи громко отметили рождение супрематической иконы ХХ века серией разноплановых проек­тов, посвященных ее легендарному автору.

ЗАНОЗА ГОДА образовалась на теле Департамента культуры. И даже не одна. По театральной линии буянит Таганка: некогда лю­бимовская труппа воюет с молодой командой, сам же режиссер-основатель твердо решил — на Таганку ни ногой! А по художественно- выставочной шумит музей Маяковского: уво­ленные или уволившиеся сотрудники волну­ются за судьбу уникальной инсталляции (ныне разобранной), пишут письма президенту и чиновникам пониже, но их не хотят слышать. Каким будет музей, закрывшийся на ремонт в сентябре 2013 года, пока неясно: проект ре­конструкции на общественное обсуждение не выносился, хотя такое обещание звучало из уст чиновников, когда новый директор, с кото­рым не нашли общего языка музейщики, только вступала в должность.

УТРАТЫ ГОДА Ушли из жизни ак­теры Валерий Золотухин (71 год, 30 марта), Лилия Толма­чева (81 год, 25 августа), Ольга Аро­сева (87 лет, 13 октября), Юрий Яков­лев (85 лет, 30 ноября), композитор Оскар Фельцман (91 год, 3 февраля), писатель Борис Васильев (89 лет, 11 марта), поэт, переводчик и литературный критик Григорий Дашевский (49 лет, 17 дека­бря), художник Владислав Мамышев-Монро (43 года, 16 марта), историк и краевед Сигурд Шмидт (91 год, 22 мая), граффити-художник Павел 183 (29 лет, 1 апреля), искусствовед, специалист по творчеству Андрея Тарковского Паола Волкова (82 года, 15 марта), историк ис­кусства Дмитрий Сарабьянов (89 лет, 19 июля). Пусть земля им будет пухом, а потомки не за­будут их вклад в культуру.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,17–0,16%
EUR19,04–0,80%
GBP22,88–0,65%
UAH0,44–0,26%
RON3,82–0,81%
RUB0,18–0,85%

Курсы валют в MDL на 21.11.2024

Архив