Газета "Кишиневские новости"

Общество

Воссоединение или оккупация?

29 июня
21:36 2012


#QUOTE##QUOTE#Вчера у правящего альянса и примкнувших к нему унионистов был очередной «День скорби». События 28 июня 1940 года, когда Бессарабия воссоединилась с СССР, они считают началом советской оккупации, которая закабалила жителей междуречья Прута и Днестра. И погружаются по этому поводу в траур.


Лакомый кусочек



К счастью, еще живы свидетели, своими глазами видевшие, как все было на самом деле. И сохранилось немало документальных источников о реальном положении дел в Бессарабии до 1940 года и после него. С некоторыми из них нелишне будет познакомиться. На наш взгляд, в особых комментариях все изложенное не нуждается.


Для начала приведем выдержку из труда румынского историка Михаила Чакира «Бессарабия под властью царизма. 1812-1917». Он пишет о столице края: «К началу Первой мировой войны Кишинев был современным городом, с электричеством, дворцами и парками, величественным собором… В городе функционировали около полутора тысяч коммерческих предприятий, 60 промышленных (мельницы, дубильни, перегонные установки), более сорока школ, несколько типографий, издавались газеты, журналы. Жителей насчитывалось около 120000, и после объединения в 1918 году Кишинев станет вторым по величине городом Великой Румынии».


Другие населенные пункты Бессарабии были, конечно, не так развиты, но все же не слишком отставали от Кишинева. Словом, România Mare получила от России весьма лакомый кусочек.



Судьбу страны решили 46 депутатов



И вот как разворачивались события накануне и после «исторического решения» «Сфатул Цэрий». Красноречивые записки об этом оставил внимательный историк той смутной эпохи царский генерал Антон Деникин: «Часть депутатов молдавского Сфатул-Церия (высшего законодательного органа новой республики) в январе 1918 года обратилась к королевскому правительству Румынии с просьбой «помочь в восстановлении порядка и борьбе с большевиками». Румынская армия тут же заняла Бессарабскую губернию, не встретив организованного сопротивления. Только советское правительство в Петрограде 13 (26) января 1918 года в знак протеста против оккупации Бессарабии Румынией объявило о высылке из страны румынского посольства и конфискации золотого запаса Румынии, вывезенного в Россию в 1916 году.


Прежде всего военные власти расстреляли ряд лиц из состава Сфатул-Церия и вне его – «красных» и «белых», но одинаково отрицательно относившихся к румынам…  


После принятия этих решительных мер… Сфатул-Церий, актом от 24 января [6 февраля н. ст. 1918 г.], объявил о независимости Молдавской народной республики.


«Республика» просуществовала два месяца и три дня. За это время практика румынского командования, после новых казней, арестов и бегства преследуемых за Днестр, увенчалась ещё большими достижениями. В Сфатул-Церии… в здании, окружённом войсками, был поставлен на открытое поимённое голосование вопрос о присоединении Бессарабии к «Родине-матери». Только 3 человека имели мужество голосовать «против» и 36 воздержались. И актом 27 марта [9 апреля] Бессарабия была присоединена к Румынскому королевству на автономных правах.



В объятиях «матери-Румынии»



Началось приобщение края к чуждой ему государственности… приёмами, соответствовавшими низкой культуре страны-поработительницы и нравам народа, не вышедшего ещё духовно из традиций, относящихся ко времени турецкого владычества. Бессарабская церковь отторгнута от Всероссийской, иерархи изгнаны, в чин богослужения повсюду введён румынский язык. В учреждениях государственных все служащие выброшены на улицу и заменены румынами. Земско-городские учреждения упразднены… Низшая школа и два класса средней подверглись немедленной и полной румынизации, прочие – последовательной.


Но наиболее тягостным был тот моральный гнёт, которому подвергали население Бессарабии, продажная администрация и тёмная, грубая, как нигде, военная сила…


Подготавливая такими путями почву, румынское правительство в конце ноября 1918 года спешно созвало на очередную сессию Сфатул-Церий, и в заседании его 27-го числа, в присутствии 46 депутатов (из 162), без прений и голосования, криками одобрения провело постановление «от имени бессарабского населения» об отказе Бессарабии от своих автономных прав».


К этому следует добавить то, что за двадцать два года – 1918-1940 – больше 300 тысяч человек бежали из Бессарабии в СССР, а общее число эмигрантов за этот период от ласковых объятий «матери-Румынии» превысило 550 тысяч. Румыны только в 1918-1924 гг. расстреляли больше 31 тысячи бессарабцев. Доля Бессарабии в промышленном производстве Румынии за 22 года уменьшилась с 6% до 1,6%, в конце 20-х и в середине 30-х гг. от голода умерли более 100 тысяч человек, население в 1918-1940 годах сократилось с 3,2 до 2,85 млн.


Все два десятилетия нахождения в составе Румынии Бессарабия беззастенчиво использовалась правящей верхушкой этой страны как аграрно-промышленная колония.


А вот фрагмент воспоминаний известного поэта Емилиана Букова, на своей шкуре испытавшего все «прелести» жизни в Королевской Румынии. «В Бессарабии до 1940 года сотни, тысячи интеллигентов не имели работы. Учителя были лишними, так как школы закрывались. Врачи были лишними, так как медицинской помощи для широких масс населения в боярской Румынии не существовало. Инженеры были лишними, так как никакое строительство не проводилось. Бессарабия стояла на краю гибели, она от года к году катилась к своему полному экономическому и культурному упадку».


Министр просвещения послевоенной МССР, впоследствии министр культуры, ректор Кишиневского госуниверситета, вице-президент Академии наук Артем Лазарев приводит официальные данные, согласно которым около 65% населения Бессарабии были неграмотными, а среди женщин процент неграмотности доходил до 85. Ведь румынские власти знали: чем невежественнее, темнее народ, тем легче его эксплуатировать. Румынская администрация сократила число школ, усложнила прием в них, ухудшила условия учебы для детей городской бедноты и крестьянства.



«Оккупанты»



Вот такое «хозяйство» приняли летом 1940 года советские «оккупанты». Переход советских войск через Днестр 28 июня стал для нашего края подлинным освобождением. 2 августа того же года была образована Молдавская ССР. Сразу начались кардинальные преобразования во всех сферах жизни. И уже в декабре 1940-го газеты «Советская Молдавия» и «Молдова Сочиалистэ» рассказывали о том, что было сделано меньше чем за полгода в области культуры и образования.


Первостепенное внимание было уделено ликвидации неграмотности среди взрослых. Открылись 52 полных и неполных средних школы и обширная сеть кружков, в которых люди занимались без отрыва от производства. Для детей организовали более 1800 начальных, неполных средних и средних школ. В них занимались в полтора раза больше ребят, чем во время румынского владычества. Открыли шесть вузов и втузов, включая консерваторию, 14 техникумов, в том числе художественное училище, 3 рабфака, 5 Домов культуры, 687 клубов, 278 библиотек. Организовали четыре театра – молдавский, русский, украинский и еврейский, симфонический оркестр, хоровую капеллу, ансамбль народного танца, музей изобразительных искусств, музыкальные школы – десятилетку и семилетку, а также Центральный дом народного творчества. По селам отправились 40 передвижных киноустановок, большую часть из которых планировалось вскоре преобразовать в стационарные кинотеатры. Намечалось также реконструировать кинотеатры в Оргееве, Сороках, Бельцах и Бендерах, а в Кагуле – построить новый. В селах должны были появиться 120 новых кинотеатров.


В республике издавались 17 газет и два журнала общим тиражом более 105 тысяч экземпляров. Была восстановлена Кишиневская радиостанция, установлены мощные радиоузлы в Кишиневе, Бендерах, Бельцах, Оргееве, Кагуле, Сороках. Занятия в учебных заведениях, радиовещание, издание газет и журналов осуществлялись на двух языках – русском и молдавском.



Второе рождение



Это были лишь первые шаги, за которыми должны были последовать еще более масштабные перемены к лучшему. Все планы сломала война и на этот раз настоящая немецко-румынская оккупация. После освобождения в августе 1944-го пришлось начинать все сначала. В октябре 1947 года «Советская Молдавия» сообщала: «Сейчас в Молдавии 1870 средних, неполных средних и начальных школ, 38 техникумов, 7 вузов. В школах обучаются 400 тысяч детей. По пятилетнему плану восстановления и развития народного хозяйства МССР в 1950 году будет 1920 школ, 422 тысячи учащихся. Сегодня действуют 62 дома культуры, 1193 сельских клуба, 57 изб-читален, 824 библиотеки, 167 киноустановок. В 1950-м будет 8 театров, 11 музыкальных коллективов, 600 киноустановок, 1660 клубов и 1850 библиотек. В настоящее время имеются 163 больницы и родильных дома на 7,5 тысячи коек. В лечебных учреждениях работают 1119 врачей и 4350 человек среднего медицинского персонала. В 1950 году число коек достигнет 9600, медицинскую помощь населению будут оказывать 2100 врачей».


Это планы лишь на одну пятилетку, а было таких планов развития народного хозяйства реализовано двенадцать. И, например, к концу десятой из них по итогам Всесоюзной переписи населения 1979 года Молдавская ССР опережала все советские республики, за исключением среднеазиатских, по темпам роста населения. А Кишинев, в котором к 1940 году насчитывалось 112 тысяч жителей, а к моменту освобождения – 68,9 тысяч, в 1979-м прирастал населением быстрее всех союзных столиц, удерживая это первенство в течение десятилетия. За годы так называемой советской оккупации в республике были возведены фабрики, заводы, электростанции, школы, больницы, дома культуры, кинотеатры, огромные массивы бесплатного жилья. Всем этим (что еще не успели разворовать и разрушить господа из правящего альянса), мы продолжаем пользоваться и сегодня.


Разумеется, не все, происходившее в тот период, было в окрашено в светлые тона. Имели место перегибы, депортации, искалечившие многие судьбы. Но отвергать очевидный индустриальный и образовательный прогресс нашего края глупо.


Желающие могут попытаться припомнить: сколько чего, помимо офисов и коммерческих объектов, построено в пору правления нынешней коалиции. Получилось? То-то! Эта власть, явно не желая уподобляться оккупантам, ничего строить не намерена. Уничтожать – другое дело…


Елена РОЙТБУРД.

Курсы валют

USD18,17–0,16%
EUR19,03–0,81%
GBP22,87–0,68%
UAH0,44–0,26%
RON3,82–0,82%
RUB0,18–0,85%

Курсы валют в MDL на 21.11.2024

Архив