Газета "Кишиневские новости"

В мире

Пламенеющая готика

Пламенеющая готика
26 апреля
18:32 2019

Мрачные прогнозы экспертов: на научную реставрацию Нотр-Дама может уйти полвека

Пожар, охвативший Собор Парижской Богоматери, стал трагедией для всего мира. Возгорание произошло на чердаке, на строительных лесах, и скоро охватило все здание. В результате обрушились шпиль и крыша Нотр-Дам-де-Пари. К счастью, человеческих жертв нет, однако готический собор серьезно пострадал. Храм, переживший войны и революции, священное место, где веками вершилась история, ныне лежит в руинах.
Вопросов — миллион. Почему так долго не удавалось потушить здание? Насколько серьезны разрушения? Что утеряно безвозвратно? Смогут ли воссоздать шедевр мировой архитектуры, на строительство которого ушли столетия, — и если да, то сколько времени займет реконструкция?

Собор мог разрушиться и без пожара

Последние несколько лет специалисты били в набат: готический храм пришел в упадок и разрушался буквально на глазах. От фасада откалывались внушительные куски камня, которые складывали во внутреннем дворе. Стены начали рушиться, по мнению экспертов, из-за того, что Виолле-ле-Дюк использовал некачественный камень. Некоторые водостоки, увенчанные горгульями, пришлось заменить на обычные трубы. Обветшал и шпиль — звучали опасения, что он может рухнуть.
Несмотря на все это, Нотр-Дам не был закрыт для посещения: ежегодно он пропускал по 12–14 миллионов туристов. На масштабную реставрацию, по оценкам разных экспертов, требовалось как минимум 100 миллионов евро. В 2017 году архиепископ Парижский Андре Вен-Труа объявил о запуске кампании по сбору средств на реставрацию собора Парижской Богоматери, для чего был создан специальный благотворительный фонд. Всего за пару недель до пожара начались реставрационные работы. Именно ошибки в их ходе могли стать причиной пожара.
Можно ли теперь восстановить собор? Сколько времени и денег на это уйдет?
По поводу сроков уже высказался представитель попечителей, ответственных за реставрацию здания, инженер Мишель Пико. По его словам, на восстановление уйдет не меньше 10 лет, если работать с удвоенными усилиями. Но денег потребуется, очевидно, больше, чем предполагалось до трагедии.
— Нужно изготовить качественные аутентичные детали — это потребует времени. На восстановление колокольни на площади Сан-Марко в Венеции ушло 10 лет. Так что, наверное, на восстановление собора Парижской Богоматери уйдут годы, — сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подтвердив прогнозы французского инженера.
Архитектор Дмитрий Алексеев настроен менее оптимистично:
— Думаю, восстановить не получится. Скорее всего, спасут какую-то часть, а остальное достроит какой-нибудь звездный архитектор. Может, получится современное чудо. Я вполне серьезно. Если, к примеру, возьмется Нувель. Я бы добавил, что Нотр-Дам — это не архитектура, а философия. Если восстанавливать, может получиться суррогат.
Директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева уверена, что научная реставрация возможна, но она может продлиться полвека:
— Сейчас собрался консилиум реставраторов. По опыту предыдущих реставраций могу предположить, что сначала оценят сохранность несущих конструкций здания, способность их вынести новые нагрузки, сделают то, что уже собирались сделать в процессе уже начавшейся реставрации. После этого будет принято решение о частичной замене конструкций: они и до пожара находились в плачевном состоянии. А дальше будет реставрация — процесс хирургический. Сначала собор накроют временной крышей, потом будут восстанавливать своды, частично заменять конструкции, которые утратили свои несущие способности. После этого будет принято решение о восстановлении внутреннего убранства, его реставрации, если это возможно, или производстве новой.
— Реальны ли прогнозы, что восстановить собор можно за 10 лет?
— Если мы говорим о научной реставрации — нет. Нужно лет 50. При всех наших современных технологиях мы не обладаем машиной времени. Перекрытия должны быть определенным образом выдержаны — должна быть повторена технология.
— Собор за свою историю много видоизменялся, а в ХIХ веке была серьезная реставрация. К какому варианту надо возвращаться?
— Это больной вопрос — должны высказаться все реставраторы и решить на консилиуме. Восстановить собор в его виде до конца ХVIII века сложно: слишком мало материалов. Архивы сгорели в пламени Великой французской революции и гражданской войны. Многое Виолле-ле-Дюк додумал, потому что не было информации. Сейчас сложно сказать, какой период возьмут за основу.
— Могут ли быть восстановлены деревянные перекрытия со свинцовой облицовкой — наиболее пожароопасные элементы?
— Могут. Существуют средства пропитки, препятствующей возгоранию. Свинцовая крыша собора была всегда. Известно из летописи, что один из основателей храма — архиепископ Парижа — пожертвовал 100 ливров в своем завещании на свинцовую крышу. Большинство великих соборов Франции покрыты свинцом. Когда был пожар в Реймсском соборе во время Первой мировой, проблема была та же самая. Упала бомба — загорелись перекрытия, начал плавиться свинец, он пробил своды собора, и тот выгорел изнутри. Если мы говорим о научной реставрации, то мы должны повторить первоначальную технологию. В противном случае это не реставрация, а реконструкция — как в московском Манеже.
— Возможна ли при таких разрушениях научная реставрация?
— Конечно. В Реймсе как раз была проведена научная реставрация. Во Франции одна из сильнейших реставрационных школ в мире, они очень серьезно относятся к своему наследию. В этом отношении французам можно доверять. Я думаю, история Манежа там не повторится.
— Реставрация до пожара оценивалась в 100 миллионов евро. Теперь какова может быть сумма?
— Сначала нужно оценить ущерб. Это может быть 100 миллионов или 300, а может — вообще миллиард. Если бы спохватились раньше, всего этого могло и не случиться. Последние 5–7 лет архиепископ Парижский вместе с настоятелем собора и его старостой бегали по кабинетам французских чиновников и просили денег на реставрацию. В конечном итоге отчаянный крик старосты — а это по сути завхоз — привел к тому, что начали выделять деньги. Собор существовал на пожертвования горожан, частично расходы на содержание компенсировались из бюджета Парижа. Последние 30 лет серьезных средств на собор не выделялось, потому что церковь отделена от государства.
Я сегодня прочитала, что некий французский миллиардер выделил деньги на реставрацию собора. Если бы он сделал это 5–7 лет назад, пожара бы не было. Теперь вся Франция будет собирать деньги на попытки восстановить то, что в принципе утрачено, — а это витражи, хоры, внутреннее убранство. Зачем, когда можно было спасти? Это проблема не только Франции, но и всего современного мира. Пока не случится что-то страшное — никто не чешется…

Flames and smoke rise as the spire of Notre Dame cathedral collapses in Paris, Monday, April 15, 2019. A catastrophic fire engulfed the upper reaches of Paris’ soaring Notre Dame Cathedral as it was undergoing renovations Monday, threatening one of the greatest architectural treasures of the Western world as tourists and Parisians looked on aghast from the streets below. (AP Photo/Dominique Bichon)

Что удалось спасти, а что утрачено навсегда?

В соборе хранилось немало ценных артефактов. Среди них — легендарный терновый венец Иисуса Христа. Одна из великих реликвий христианства до 1063 года находилась на горе Сион в Иерусалиме, потом была перевезена во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году венец был захвачен рыцарями-крестоносцами, разграбившими город. В результате распада Византийской империи венец оказался в руках одного из провинциальных князей, который продал реликвию французскому королю Людовику IX. В 1239 году монарх внес его в Нотр-Дам-де-Пари. К счастью, венец хранился в сейфе и был спасен во время пожара — артефакт не пострадал. Также удалось спасти льняную тунику святого Людовика ХIII века.
Большие опасения вызывает судьба уникальных витражей и остального убранства собора. Например, деревянные хоры XIV–XV веков, где изображены Христос и французские монархи. К тому же под храмом есть крипта, которая была обнаружена в 1960-х годах во время археологических исследований. Тогда на острове Сите собирались строить подземную парковку, но после обнаружения фрагментов древних зданий, самые ранние из которых относятся к эпохе античности, от идеи отказались. Вместо этого под Нотр-Дамом был открыт подземный музей, где помимо коллекции археологических находок и фрагментов древних построек было выставлено большое собрание картографических материалов и коллекция старинных золотых момент. Они, очевидно, ныне могли быть утрачены.

Мария МОСКВИЧЕВА.

Поделиться:

Об авторе

Ирина Нам

Ирина Нам

Курсы валют

USD18,17–0,16%
EUR19,03–0,81%
GBP22,87–0,68%
UAH0,44–0,26%
RON3,82–0,82%
RUB0,18–0,85%

Курсы валют в MDL на 21.11.2024

Архив