Газета "Кишиневские новости"

Общество

РУБЛЯМИ ЗЕМЛЯ ПОЛНИТСЯ

РУБЛЯМИ ЗЕМЛЯ ПОЛНИТСЯ
08 июня
13:57 2017

Пустые шахты от ракетных установок заполнены сотнями тонн советских денег

Миллиард рублей обнаружи­ли недавно блогеры из Санкт- Петербурга в лесу во Владимир­ской области. Перевязанные лентами увесистые пачки банк­нот валялись прямо на земле. По ним можно было ходить, в них можно было купаться, набирать в рюкзаки. Только потратить их, увы, нельзя. «Денежная поля­на» оказалась входом в закон­сервированную ракетную шах­ту. В 90-е их приспособили под могильники для вышедших из обращения советских банкнот. Такие набитые деньгами шахты есть в Костромской, Ивановской, Ярославской областях. Почти все они вскрыты.

Так чем хотят поживиться те, кто потрошит хранилища с вышед­шими из обращения банкнота­ми? Интересны ли советские «чи­рики» и сотни коллекционерам? Мы проследили последний путь рублей — советских и россий­ских.

«Открою вам секрет: деньги очень плохо горят…»

В нескольких километрах от деревни Аса­ново Костромской области стоит, наверное, самая известная наполненная советскими купюрами ракетная шахта. Пять лет назад на давно заброшенном объекте неожиданно на­чали вести строительные работы. Местным это показалось странным, люди сообщили куда следует. Когда полиция приехала на объ­ект, стражи порядка застали экскаваторы, ез­дившие по разбросанным по поляне мешкам с рублями.

Народ в деревне смекалистый, быстро выяснили, чем вызван интерес копателей к наследию «холодной войны».

— В основании шахты стоит вольфра­мовая плита — до нее-то и хотели докопаться рабочие, — поде­лился с нами своими сооб­ражениями житель Аса­нова Владимир. — А деньги они, как шлак, выгребали из ствола, а по­том выбрасыва­ли. Игра стоит свеч — за одну такую «кры­шечку» можно выручить около 11 миллионов рублей.

На всякий случай смотрим в Интернете прайс на прием вольфрама — в зависимости от типа стоимость варьируется от 8 до 30 тысяч рублей за кило.

Организовавшая тогда раскоп­ки фирма, утверждает Владимир, приехала в костромские леса из Москвы. Причем якобы на руках у рабочих были секретные карты с указанием местонахождения всех законсер­вированных шахт.

— У представителей фирмы были доку­менты, по которым получалось, что они вроде как купили эти земли и будут шахту ликвиди­ровать. Но когда наши органы начали прове­рять достоверность бумаг, рабочие в одноча­сье исчезли. Даже технику бросили на месте раскопок. Правда, и оставленные тракторы потом испарились.

Момент, когда в начале 90-х загружали деньги в шахту, Владимир также застал. Тогда он работал в местном колхозе.

— Почему именно в шахте решено было их захоронить? Жечь банкноты нельзя — они очень токсичны. А в пустующей шахте и места много, и из-за того, что она герметичная, нет контакта с грунтовыми водами.

Работами, вспоминает мужчина, руко­водили военные. Площадь вокруг объекта оцепили по периметру. На грузовиках начали свозить банкноты:

— Деньги помещали в специальные гер­метичные мешки — это еще больше гаранти­ровало, что они не будут разлагаться, а значит, вредные вещества не попадут в почву.

Вход в шахту закрыли 40-тонной плитой из бетона. Владимир до сих пор удивляется, как копатели умудрились ее приподнять. «Ее же без строительного крана фиг с места сдви­нешь».

Чтобы скрыть объект от любопытствую­щих, рядом даже поставили знак радиации. В общем, сделали все, чтобы отбить у людей интерес к этому месту. Не сработало…

Как только вытащенные из шахты деньги разошлись по округе, в деревню устремились журналисты. Быт в Асанове оброс байками. Писали, что местные жители банкнотами раста­пливают печи. А кто-то якобы приспособил рубли для более интимных нужд, определив пачки в сортиры вме­сто туалетной бумаги.

— Много ваши коллеги тогда навыду­мывали, — с обидой в голо­се говорит Вла­димир. — От­крою вам секрет: деньги очень плохо горят. А версия по поводу использования банкнот в качестве туалет­ной бумаги вообще не выдер­живает критики. Люди ведь понимают, через сколько рук эти деньги прошли. Да и во­обще народ у нас преимущественно пожилой живет, они за эти деньги работали. Использо­вать их взамен туалетной бумаги ни у кого рука не поднимется.

— Известно, до какой отметки шахта заполнена банкнотами?

— Так она вся ими забита до основания. И сейчас деньги под землей. После того как раскопки фирме вести запретили, деньги по­кидали обратно в шахту и засыпали вход. С тех пор за обстановкой следят. Если где-то около других шахт (а в области их много) появляется техника, туда тут же группу быстрого реагиро­вания отправляют.

«Ощущения нереальные — ты ходишь по пачкам денег…»

«Денежная поляна», которую на прошлой неделе посетили петербургские блогеры, на­ходится во Владимирской области. Ребята очень просили не указывать название села — чтобы «клад» не затоптали туристы, мечтаю­щие сделать селфи на горе из банкнот.

О ракетной шахте жители близлежащей деревни знали, а вот о захороненных там деньгах — нет. Дело в том, что особо в том на­правлении никто не ходил — лес и строения вокруг шахты местные считали зараженными радиацией. Нет, после ухода с объекта воен­ных мужики с радостью кинулись растаскивать брошенные командные пункты и хозпострой­ки на стройматериалы.

— А потом якобы скоропостижно умер мужик, сложивший из добытых на шахте кир­пичей печку. Местные решили, что это из-за радиации и больше к шахте не ходили, — пе­ресказывает беседу с жителями деревни ви­деоблогер Антон Алексеев.

Дойдя до места, ребята первым делом достали дозиметр и измерили радиационный фон. Он оказался в норме.

Несколько пачек банкнот решено было даже забрать домой.

— Конечно, ощущения нереальные — ты ходишь по пачкам денег. Правда, почва в том месте болотистая, поэтому почти все купюры находятся в очень плохом состоянии. Рубли образца 1991 года еще можно отыскать в нор­мальном виде. А вот купюры, напечатанные в 1961 году, в руках буквально превращаются в труху. Может, в перестроечные времена бу­мага, на которой печатали деньги, была луч­ше? — задается вопросом Антон.

«Рубли пробовали жечь — и чуть не потравили рабочих…»

Но зачем все же возникла необходимость складировать деньги в шахтах? По словам коллекционера-бониста Федота Иванки­на, другими способами избавиться от тысяч тонн неликвидных рублей было невозможно. Кстати, если кто не знает, именно бонисты собирают и изучают вышедшие из обраще­ния бумажные денежные знаки. Их коллеги- нумизматы интересуются исключительно монетами.

— После денежной реформы 1991 года в государстве возникло колоссальное количе­ство вышедшей из оборота денежной массы, которую нужно было каким-то образом ути­лизировать. Причем быстро — ведь нужно освобождать хранилища для новых банкнот. Поэтому старый способ с измельчением и последующей переработкой не подходил — слишком уж долго. Сперва советские деньги попробовали жечь в печах при цементных за­водах. Но из-за огромного количества свин­ца в банкнотах рабочие чуть не потравились. Затем была идея какую-то часть отдать кол­лекционерам, естественно поставив штам­пики, что банкнота погашена. Такая практика была, например, во время денежной реформы 1947 года. Но, видимо, эта идея показалась слишком хлопотной и неэффективной. И тог­да банкноты просто свезли к шахтам и похоро­нили в них, — объясняет Федот Иванкин.

— Для коллекционеров деньги из шахт могут иметь хоть какую-то ценность?

— Нет. Банкноты под землей сохрани­лись не в лучшем виде, а у коллекционеров ценятся купюры, чтобы они были, как мы го­ворим, «в прессе», то есть из пачки, которая в оборот не пошла. Но и таких после 1991 года осталось очень много. Доходило до абсурда. Например, люди начали собирать по литерам, то есть по буквам, стоящим перед номером банкноты, — АА, АБ, АВ.

— Люди, проживающие рядом с ра­кетными шахтами, никогда к вам деньги не привозили?

— Может, и были несколько человек на вернисаже, кто выставлял коробку-две из шахт. Но из-за плохой сохранности брали их задешево ради прикола. Например, чтобы туалет в деревне обклеить — была такая за­бава в середине 90-х.

— А сами коллекционеры в эти шахты не ездили?

— За советскими ехать дураков нет! Могу рассказать, ради какой банкноты коллекцио­нер может отправиться в другой город или страну. В 1921–1924 годах в Узбекистане из- за нехватки бумаги деньги начали печатать на шелковых тряпках. Мы их называли «шелков­ки». Среди коллекционеров ходили слухи, что, когда эти деньги упразднили, за неимением материала в узбекских кишлаках шили из «ку­пюр» халаты. Вот за такими деньгами можно было и в Узбекистан съездить.

— И сколько сейчас за такую «тряпоч­ку» можно выручить?

— Некоторое время назад одна стоила долларов 500.

— Какая сейчас самая ценная совет­ская банкнота для коллекционеров?

— Пользуются спросом рубли образца 1920-х годов. Среди более-менее новых — полтинники и сотни с литерами АА. Именно с этих литер начинали печатать серию. Почему ценится именно такой номинал? По тем вре­менам это были крупные купюры. И их печата­ли меньше, чем разменных трояков и рублей. А значит, и в обороте их осталось меньше.

Среди перестроечных банкнот, по словам коллекционера, ценятся те, у которых на водя­ных знаках еще остался профиль Ленина.

— Когда в начале 90-х разработали но­вый дизайн рублей, с аверса, то есть лицевой стороны купюры, портрет Владимира Ильича убрали. А на водяных знаках он еще оставал­ся, пока его не заменили орнаментом. Такие банкноты считаются достаточно редкими, а значит, ценными.

Анастасия ГНЕДИНСКАЯ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,230,00%
EUR19,10+0,03%
GBP22,96+0,05%
UAH0,440,00%
RON3,84+0,61%
RUB0,18–0,03%

Курсы валют в MDL на 25.11.2024

Архив