РУБЛЯМИ ЗЕМЛЯ ПОЛНИТСЯ
Пустые шахты от ракетных установок заполнены сотнями тонн советских денег
Миллиард рублей обнаружили недавно блогеры из Санкт- Петербурга в лесу во Владимирской области. Перевязанные лентами увесистые пачки банкнот валялись прямо на земле. По ним можно было ходить, в них можно было купаться, набирать в рюкзаки. Только потратить их, увы, нельзя. «Денежная поляна» оказалась входом в законсервированную ракетную шахту. В 90-е их приспособили под могильники для вышедших из обращения советских банкнот. Такие набитые деньгами шахты есть в Костромской, Ивановской, Ярославской областях. Почти все они вскрыты.
Так чем хотят поживиться те, кто потрошит хранилища с вышедшими из обращения банкнотами? Интересны ли советские «чирики» и сотни коллекционерам? Мы проследили последний путь рублей — советских и российских.
«Открою вам секрет: деньги очень плохо горят…»
В нескольких километрах от деревни Асаново Костромской области стоит, наверное, самая известная наполненная советскими купюрами ракетная шахта. Пять лет назад на давно заброшенном объекте неожиданно начали вести строительные работы. Местным это показалось странным, люди сообщили куда следует. Когда полиция приехала на объект, стражи порядка застали экскаваторы, ездившие по разбросанным по поляне мешкам с рублями.
Народ в деревне смекалистый, быстро выяснили, чем вызван интерес копателей к наследию «холодной войны».
— В основании шахты стоит вольфрамовая плита — до нее-то и хотели докопаться рабочие, — поделился с нами своими соображениями житель Асанова Владимир. — А деньги они, как шлак, выгребали из ствола, а потом выбрасывали. Игра стоит свеч — за одну такую «крышечку» можно выручить около 11 миллионов рублей.
На всякий случай смотрим в Интернете прайс на прием вольфрама — в зависимости от типа стоимость варьируется от 8 до 30 тысяч рублей за кило.
Организовавшая тогда раскопки фирма, утверждает Владимир, приехала в костромские леса из Москвы. Причем якобы на руках у рабочих были секретные карты с указанием местонахождения всех законсервированных шахт.
— У представителей фирмы были документы, по которым получалось, что они вроде как купили эти земли и будут шахту ликвидировать. Но когда наши органы начали проверять достоверность бумаг, рабочие в одночасье исчезли. Даже технику бросили на месте раскопок. Правда, и оставленные тракторы потом испарились.
Момент, когда в начале 90-х загружали деньги в шахту, Владимир также застал. Тогда он работал в местном колхозе.
— Почему именно в шахте решено было их захоронить? Жечь банкноты нельзя — они очень токсичны. А в пустующей шахте и места много, и из-за того, что она герметичная, нет контакта с грунтовыми водами.
Работами, вспоминает мужчина, руководили военные. Площадь вокруг объекта оцепили по периметру. На грузовиках начали свозить банкноты:
— Деньги помещали в специальные герметичные мешки — это еще больше гарантировало, что они не будут разлагаться, а значит, вредные вещества не попадут в почву.
Вход в шахту закрыли 40-тонной плитой из бетона. Владимир до сих пор удивляется, как копатели умудрились ее приподнять. «Ее же без строительного крана фиг с места сдвинешь».
Чтобы скрыть объект от любопытствующих, рядом даже поставили знак радиации. В общем, сделали все, чтобы отбить у людей интерес к этому месту. Не сработало…
Как только вытащенные из шахты деньги разошлись по округе, в деревню устремились журналисты. Быт в Асанове оброс байками. Писали, что местные жители банкнотами растапливают печи. А кто-то якобы приспособил рубли для более интимных нужд, определив пачки в сортиры вместо туалетной бумаги.
— Много ваши коллеги тогда навыдумывали, — с обидой в голосе говорит Владимир. — Открою вам секрет: деньги очень плохо горят. А версия по поводу использования банкнот в качестве туалетной бумаги вообще не выдерживает критики. Люди ведь понимают, через сколько рук эти деньги прошли. Да и вообще народ у нас преимущественно пожилой живет, они за эти деньги работали. Использовать их взамен туалетной бумаги ни у кого рука не поднимется.
— Известно, до какой отметки шахта заполнена банкнотами?
— Так она вся ими забита до основания. И сейчас деньги под землей. После того как раскопки фирме вести запретили, деньги покидали обратно в шахту и засыпали вход. С тех пор за обстановкой следят. Если где-то около других шахт (а в области их много) появляется техника, туда тут же группу быстрого реагирования отправляют.
«Ощущения нереальные — ты ходишь по пачкам денег…»
«Денежная поляна», которую на прошлой неделе посетили петербургские блогеры, находится во Владимирской области. Ребята очень просили не указывать название села — чтобы «клад» не затоптали туристы, мечтающие сделать селфи на горе из банкнот.
О ракетной шахте жители близлежащей деревни знали, а вот о захороненных там деньгах — нет. Дело в том, что особо в том направлении никто не ходил — лес и строения вокруг шахты местные считали зараженными радиацией. Нет, после ухода с объекта военных мужики с радостью кинулись растаскивать брошенные командные пункты и хозпостройки на стройматериалы.
— А потом якобы скоропостижно умер мужик, сложивший из добытых на шахте кирпичей печку. Местные решили, что это из-за радиации и больше к шахте не ходили, — пересказывает беседу с жителями деревни видеоблогер Антон Алексеев.
Дойдя до места, ребята первым делом достали дозиметр и измерили радиационный фон. Он оказался в норме.
Несколько пачек банкнот решено было даже забрать домой.
— Конечно, ощущения нереальные — ты ходишь по пачкам денег. Правда, почва в том месте болотистая, поэтому почти все купюры находятся в очень плохом состоянии. Рубли образца 1991 года еще можно отыскать в нормальном виде. А вот купюры, напечатанные в 1961 году, в руках буквально превращаются в труху. Может, в перестроечные времена бумага, на которой печатали деньги, была лучше? — задается вопросом Антон.
«Рубли пробовали жечь — и чуть не потравили рабочих…»
Но зачем все же возникла необходимость складировать деньги в шахтах? По словам коллекционера-бониста Федота Иванкина, другими способами избавиться от тысяч тонн неликвидных рублей было невозможно. Кстати, если кто не знает, именно бонисты собирают и изучают вышедшие из обращения бумажные денежные знаки. Их коллеги- нумизматы интересуются исключительно монетами.
— После денежной реформы 1991 года в государстве возникло колоссальное количество вышедшей из оборота денежной массы, которую нужно было каким-то образом утилизировать. Причем быстро — ведь нужно освобождать хранилища для новых банкнот. Поэтому старый способ с измельчением и последующей переработкой не подходил — слишком уж долго. Сперва советские деньги попробовали жечь в печах при цементных заводах. Но из-за огромного количества свинца в банкнотах рабочие чуть не потравились. Затем была идея какую-то часть отдать коллекционерам, естественно поставив штампики, что банкнота погашена. Такая практика была, например, во время денежной реформы 1947 года. Но, видимо, эта идея показалась слишком хлопотной и неэффективной. И тогда банкноты просто свезли к шахтам и похоронили в них, — объясняет Федот Иванкин.
— Для коллекционеров деньги из шахт могут иметь хоть какую-то ценность?
— Нет. Банкноты под землей сохранились не в лучшем виде, а у коллекционеров ценятся купюры, чтобы они были, как мы говорим, «в прессе», то есть из пачки, которая в оборот не пошла. Но и таких после 1991 года осталось очень много. Доходило до абсурда. Например, люди начали собирать по литерам, то есть по буквам, стоящим перед номером банкноты, — АА, АБ, АВ.
— Люди, проживающие рядом с ракетными шахтами, никогда к вам деньги не привозили?
— Может, и были несколько человек на вернисаже, кто выставлял коробку-две из шахт. Но из-за плохой сохранности брали их задешево ради прикола. Например, чтобы туалет в деревне обклеить — была такая забава в середине 90-х.
— А сами коллекционеры в эти шахты не ездили?
— За советскими ехать дураков нет! Могу рассказать, ради какой банкноты коллекционер может отправиться в другой город или страну. В 1921–1924 годах в Узбекистане из- за нехватки бумаги деньги начали печатать на шелковых тряпках. Мы их называли «шелковки». Среди коллекционеров ходили слухи, что, когда эти деньги упразднили, за неимением материала в узбекских кишлаках шили из «купюр» халаты. Вот за такими деньгами можно было и в Узбекистан съездить.
— И сколько сейчас за такую «тряпочку» можно выручить?
— Некоторое время назад одна стоила долларов 500.
— Какая сейчас самая ценная советская банкнота для коллекционеров?
— Пользуются спросом рубли образца 1920-х годов. Среди более-менее новых — полтинники и сотни с литерами АА. Именно с этих литер начинали печатать серию. Почему ценится именно такой номинал? По тем временам это были крупные купюры. И их печатали меньше, чем разменных трояков и рублей. А значит, и в обороте их осталось меньше.
Среди перестроечных банкнот, по словам коллекционера, ценятся те, у которых на водяных знаках еще остался профиль Ленина.
— Когда в начале 90-х разработали новый дизайн рублей, с аверса, то есть лицевой стороны купюры, портрет Владимира Ильича убрали. А на водяных знаках он еще оставался, пока его не заменили орнаментом. Такие банкноты считаются достаточно редкими, а значит, ценными.
Анастасия ГНЕДИНСКАЯ.