Молдавская коррупция поперек горла уже и в ООН
На сайте Организации объединенных наций опубликованы рекомендации властям Молдовы
Возможно, читатели еще не забыли, что вскоре после того, как предыдущий состав молдавского правительства во главе с Кириллом Габуричем вступил в должность, партнеры по развитию выработали подробную инструкцию. Что, как и в какие сроки должен сделать кабинет министров, чтобы существенно улучшить ситуацию в стране.
По второму кругу
Чем закончилась та история, известно. Едва проработав сто дней и не выполнив ни одного пункта из рекомендаций, правительство ушло в отставку. Теперь у нас новый кабинет министров под председательством Валерия Стрельца. И он тоже получил конкретную инструкцию, на этот раз из-за океана.
На официальном сайте представительства ООН в Молдове опубликованы рекомендации нашим властям. В документе более 80 страниц, и охватывает он практически все сферы жизни государства, нуждающиеся в реформировании, – в том числе финансовый сектор, электронное правительство, юстицию, гендерное равенство и права женщин, миграцию, сельское хозяйство и др., всего двадцать девять разделов.
Кстати, многие положения документа повторяют предыдущие рекомендации. Подчеркивается, в частности, что ключевой проблемой остается коррупция, которая укоренилась во всех властных структурах и на всех уровнях. Государственные институты используются таким образом, чтобы из них можно было извлекать личную выгоду. Этот вывод подтвержден независимыми исследованиями и соцопросами.
Коррупция, отмечается в рекомендациях, присутствует во всех сферах жизни, тормозит развитие экономики и является причиной нарушения прав человека. Из-за всепроникающей коррупции потенциальные инвесторы — заграничные и местные — предпочитают вести дела в других странах, что сказывается на уровне оплаты труда.
Правосудие должно карать виновных
Документ опирается на данные Transparency International, согласно которым в 2013 году только одна сфера — религиозные институты — была признана свободной от коррупции. А вот полиция, судебная система, чиновники и политические партии признаны «крайне коррумпированными».
В рекомендациях подчеркивается, что госчиновники высокого ранга (президент, премьер, спикер, генпрокурор, глава Высшего совета прокуратуры) должны часто и публично обсуждать проблему коррупции, а высокопоставленные чиновники, замешанные в коррупции, должны предстать перед правосудием.
Среди реформ, которые можно осуществить менее чем за сто дней, названа борьба с проведением судебных заседаний в кабинетах судей. Такая практика, считают авторы документа, потворствуют коррупции. Кроме того, новому правительству рекомендуется обеспечить равномерное распределение дел в Высшей судебной палате, а Генеральному прокурору использовать свои новые полномочия по расследованию случаев коррупции, в которых замешаны судьи. Судей, не ведущих аудиозапись заседаний, по мнению авторов документа, следует подвергать дисциплинарным наказаниям.
Правительству рекомендуется совмещать повышение зарплат в юридическом секторе с мерами по борьбе с коррумпированными чиновниками таким образом, чтобы коррупционеры лишались работы, а также выстроить прочные отношения с бизнесом для реализации общих, в том числе антикоррупционных, целей.
И хочется, и колется
В принципе, какие-то шаги в сторону реформы прокуратуры вроде бы начались. 29 мая парламент даже принял в первом чтении соответствующий законопроект. Но на этом все и закончилось. Больше к документу народные избранники не возвращались. Между тем, сделать это уже следовало бы, чтобы принять во внимание рекомендации Венецианской комиссии. В которых, в частности, содержатся рекомендации более конкретно прописать полномочия Генерального прокурора. Кроме того, среди рекомендаций — устранение депутатской неприкосновенности, что, как отмечается в документе, послужит сигналом для общества о борьбе политиков с коррупцией личным примером. Коррупцию, по мнению авторов документа, поможет побороть развитие онлайн-услуг и принятие законодательства о финансировании политических партий, практика декларирования чиновниками личного имущества и конфликта интересов, а также создание реестра незаконно приобретенных государственными служащими активов.
Понятно, что эти положения, если они будут претворены в жизнь, затронут кровные интересы тех же депутатов и других весьма высокопоставленных особ. Вот и тянут с принятием законопроекта: и партнерам по развитию угодить хочется (иначе денег не дадут), и себя, любимых, ущемлять ой как неохота.
Впрочем, что-то делать все же придется. На днях министр иностранных дел и европейской интеграции Наталия Герман, выступая на Национальном радио, заявила, что Молдова может подать заявку на вступление в Европейский союз в рамках нынешнего мандата правительства, который заканчивается в ноябре 2018 года. Правда, признала она, для этого предстоит ликвидировать задолженности как минимум в трех областях: реформа правосудия, борьба с коррупцией и обеспечение стабильности в финансово-банковском секторе. Министр выразила уверенность, что теперь, при наличии проевропейского мажоритарного правительства, сделать это удастся.
Блажен, кто верует…
Елена РОЙТБУРД.