Прощание в июне
Правительство провело последнее перед отставкой заседание
Кирилл Габурич не выдержал срока ультиматума, который сам же выдвинул президенту, председателю парламента и его членам. Мы уже рассказывали, что премьер-министр в своем письме, адресованном этим персонам, потребовал в месячный срок уволить весь состав Генеральной прокуратуры, руководства Национального банка и Национальной комиссии по финансовому рынку.
Свое требование он объяснил тем, что «вся финансовая система Республики Молдова находится в опасности, а правительство лишено соответствующих рычагов воздействия». Если его требование не будет выполнено, Габурич угрожал подать в отставку. Но месяц ждать не пришлось. Меньше чем через неделю, после допроса в Генеральной прокуратуре по поводу его документов об образовании, премьер публично заявил о своей отставке. Причиной он, с одной стороны, назвал нежелание делать предметом публичных обсуждений вопрос о своем образовании, который пытаются использовать в политических целях, а, с другой, отсутствие у премьер-министра реальных рычагов для воздействия на ситуацию в стране.
Ударная повестка
Согласно конституции, одновременно с премьером в отставку уходит весь кабинет министров. Именно такое постановление и приняло правительство на своем последнем заседании. Но, кроме этого, словно стараясь наверстать упущенное, рассмотрело огромное количество вопросов. Первоначально повестка дня включала 55 пунктов, потом в нее добавили еще около десятка. И рассмотрели практически все. В общем, на прощание потрудились ударно. Обо всех решениях не расскажешь, но некоторых коснемся.
Для начала от занимаемой должности освободили директора ГА гражданской авиации Юрия Армашу. Сделано это было на основании обращения Антикоррупционной прокуратуры, которая сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении руководства гражданской авиации. На прошлой неделе правоохранительные органы инициировали расследование в отношение Армашу, подозреваемого в нанесении ущерба государству в 1 млн леев. В ходе расследования установлено, что 17 февраля 2015 года представители госпредприятия перевели в евро 3 млн леев со счета учреждения. В тот момент обменный курс составлял 28 леев, опустившись затем до 19 леев. Решения о такого рода сделках принимаются не чиновниками ведомства, поскольку это запрещено их внутренними нормативными актами, а только с санкции правительства. Согласно законодательству, Армашу за подобные деяния может получить до десяти лет заключения. Хотя сам он утверждает, что действовал строго в соответствии с законом. В прокуратуре считают, что, оставаясь в должности, Юрий Армашу может повлиять на ход расследования. Правительство пошло правоохранителям навстречу.
Снова изменятся документы, удостоверяющие личность. Новые документы, в том числе и электронные удостоверения личности, водительские права и свидетельства о регистрации транспортных средств будут изготовлены на основе из поликарбоната с использованием новой лазерной технологии для записи данных во внутреннем слое изготовленной карты. Произойдет это «с момента создания условий, необходимых для введения в обращение новых образцов, но не позднее 1 сентября 2015 года». Выданные ранее документы будут действительными до истечения срока их действия. Однако (внимание!) планируется заменить и документы, которые по ныне действующему законодательству считаются бессрочными, – те, что выдаются гражданам, достигшим 45-летнего возраста. А это значит, что еще одна дополнительная статья расходов появится в первую очередь у пенсионеров. Правда, когда это случится, пока не решено.
На фоне все нарастающего разочарования европейцев в действиях молдавских властей последние решили сделать еще один шаг навстречу Западу. Одобрено решение о том, что граждане государств-членов Европейского Союза смогут приезжать в Молдову без паспортов или биометрических идентификационных карт, предъявляя на молдавских пограничных пунктах пропуска только удостоверения личности. А вот о том, будет ли у граждан Молдовы возможность ездить в ЕС без паспортов, намерено ли Министерство иностранных дел и европейской интеграции хотя бы инициировать подобные переговоры, ничего сказано не было.
Разочаровали Тапиолу
Практически все проекты утверждались без запинки. Споткнулись члены кабинета лишь на пакете законов о реформировании Национальной антикоррупционной комиссии. Согласно документу, она должна быть переименована в Национальный антикоррупционный центр, а учреждение будет реструктуризировано целиком. По словам министра юстиции Владимира Гросу, в результате этих изменений председатель и вице-председатель учреждения будут назначаться президентом страны. Кроме того, документ предусматривает создание Антикоррупционного совета из семи членов, выдвинутых различными публичными учреждениями, гражданским обществом и журналистами. Утверждать их будет парламент. Это, как заявил министр, позволит увеличить независимость Национального антикоррупционного центра и исключить возможность политического контроля. Расширен и перечень имущества публичных служащих и членов их семей, подлежащего декларации. Теперь к этому имуществу относятся наличные денежные средства в национальной и иностранной валюте, превышающие сумму 20000 леев, не помещенные на депозиты в банки, изделия из драгоценных металлов и камней, произведения искусства или культового назначения, предметы, относящиеся к национальному или мировому культурному наследию стоимостью свыше 20000 леев и т.д. Предусмотрено также введение должности инспектора по вопросам неподкупности, которому будет дано право принимать решения и налагать штрафы. Таких инспекторов должно быть 30.
Гросу сообщил, что над законопроектами работала группа экспертов из различных структур, включая Transparency International-Moldova, а разработанные документы прошли экспертизу и получили одобрение Всемирного банка и Совета Европы. Однако вице-премьер Виктор Осипов заявил, что пакет проектов рассматривался на заседании Совета альянса и вызвал возражения. «У этой реформы нет поддержки парламента, и она будет возвращена правительству. Предлагаю вернуть документ авторам, чтобы они учли все возражения. В противном случае этот законопроект будет переходить из рук в руки без шансов быть принятым. Инспекторы по вопросам неподкупности будут иметь очень большие полномочия. Таким образом будет исключен элемент коллегиального управления этой системой», – потребовал Осипов. Ох, не хочется господам у власти делать свое имущество достоянием общественности!
Документы поставили на голосование, но голосов для их утверждения не хватило. По этому поводу уже высказался глава делегации Евросоюза в Кишиневе Пиркка Тапиола: «Я очень разочарован тем, что голосование не состоялось. Реформа Национальной антикоррупционной комиссии является основным приоритетом для Европейского союза и для нашей помощи. Я очень сожалею, что за нее не проголосовали. Важно, чтобы этот закон как можно быстрее прошел в парламент».
Впрочем, теперь голова об этом будет болеть уже у следующего состава правительства. Сегодня парламент должен рассмотреть заявление об отставке кабинета министров, затем президенту предстоит назначить кандидатуру нового премьера, который и сформирует состав правительства. Если парламент дважды не утвердит его, законодательный орган подлежит роспуску. На все про все – три месяца. Все это время кабинет министров продолжит исполнять только обязанности по администрированию общественных дел до тех пор, пока новое правительство не примет присягу.
Елена РОЙТБУРД.