ГОСПОДИН ШПИОН
Кто был прототипом легендарного агента 007?
Брачный аферист, искусный делец, великий махинатор, прототип неуязвимого агента 007 Джеймса Бонда… О том, кем на самом деле был выходец из Одессы Сидней Рейли, до сих пор спорят историки всего мира. В его биографии огромное количество белых пятен, от него отрекаются спецслужбы Великобритании и России, но именно он фигурирует в громких операциях «Заговор трех послов» и «Трест». Мы идем по следам «короля шпионажа», навсегда романтизировавшего образ разведчика.
Мы привыкли видеть шпионов персонажами книг и фильмов, суперменами без страха и упрека. Кто же эти невидимые герои в реальности? Какими они были в жизни? Чем отличались от тихих обывателей? Идеальные спецагенты далеко не совершенны: одними движет алчность, другими – тщеславие, третьи находятся в погоне за приключениями. Сидней Рейли, пожалуй, хотел получить все и сразу и зачастую для достижения цели не стеснялся ходить по головам и применять далеко не джентльменские приемы. Но, как в итоге говорится о нем в книге «Век шпионажа», ни один шпион не обладал такой властью и таким влиянием, как Рейли. Так можно ли оправдать того, кто не гнушался запачкать руки, но при этом оказался навсегда вписанным в историю XX века?
А был ли мальчик?
Многие специалисты были уверены, что такой личности, как Сидней Рейли, не существовало вовсе. Только в 2000 году в Англии, когда был опубликован его дневник, скептики признали: он действительно работал агентом разведки и действительно был пленен и казнен советскими спецслужбами. Биографы Рейли не сходятся даже в дате его рождения. Точно известно, что будущий герой британской разведки британцем не был. По одной версии, Сидней родился в 1874 году в Одессе, в семье Григория и Полины Роземблюм. Мальчика назвали Георгий. По другой версии, он появился на свет на год раньше в той же семье где-то в Херсонской губернии и звали его Соломоном. Сам Рейли отрицал свое еврейское прошлое, уверяя окружающих, что он ирландец. Он был тщеславен, а недворянские корни портили его имидж.
Доподлинно известна склонность Рейли к авантюрам. Совсем юным он покинул родной дом. Будущий агент направился… в Бразилию, где взял себе имя Педро, работал на плантациях и в доках. История его приключений легла в основу книги Этель Лилиан Войнич «Прерванная дружба», или «Овод в изгнании», – продолжения романа о революционере Артуре Бертоне. Писательница и авантюрист Рейли вместе путешествовали по Италии по возвращении из Южной Америки. Современники Войнич уверяли, что с Рейли ее связывала не только дружба, но и страстный любовный роман. Впрочем, увлечение продолжалось недолго – ловелас из Одессы был на редкость ветреным мужчиной. Дамы питали к мрачному, но обаятельному шпиону слабость, а тот пользовался этим без зазрения совести.
Беглец из России Соломон Роземблюм, трудившийся в поте лица в Бразилии, стал носить другое имя благодаря случайности. Рейли нанялся чернорабочим в британскую экспедицию, во время которой спас важного агента разведки. Тот помог юноше выправить документы и переправил его в Англию. Здесь предприимчивый одессит соблазнил богатую вдову священника Маргарет Рейли. Наивная особа подарила супругу не только свою фамилию, но и приданое, которое Сидней быстро промотал. Некоторые исследователи жизни разведчика уверены: знавший в химии толк Рейли отравил предыдущего мужа Маргарет, чтобы самому занять его место.
Вскоре новоявленного британца завербовал отдел Скотленд-Ярда. Рейли был в восторге: по заданию ему предстояло покинуть порядком надоевшую жену и отправиться на родину, в Россию. В Петербурге Сидней официально работал в английском посольстве и стал известен обществу как крупный коллекционер вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом (которого всю жизнь называл своим кумиром), и увлеченный авиатор. Со стороны могло показаться, что англичанин с русскими корнями ведет жизнь размеренную и праздную.
На самом деле агент Рейли исполнял свое первое крупное задание. К 1903 году он проник в русский Порт-Артур под видом торговца. Ловкий агент выкрал военные планы укреплений, выгодно продал их японцам и фактически обеспечил им успешное взятие порта в ходе Русско-японской войны. Рейли ничуть не волновала судьба своей бывшей родины. Казалось, он готов пуститься в любую авантюру – и совершенно не важно, кем будет его заказчик.
После той операции Рейли вернулся в Петербург, не переживая по поводу подозрений в шпионаже. Больше того, он умудрился повторно жениться (не будучи при этом разведенным) на некой Надежде. Впоследствии разведчик женился и в третий раз; ни одна из женщин не подозревала о том, что супруг имел связь на стороне. В России Рейли оставался до начала Первой мировой войны. А в 1914 году уехал в США, бросив несчастную Надежду.
Властелин Советов
Почти на четыре года следы Рейли затерялись. Агент со стороны наблюдал за тем, как Российская империя превращается в страну большевиков. Когда началась Гражданская война, Сидней вернулся на историческую родину – восстанавливать связи и контакты. Вернулся с твердым намерением подорвать авторитет нового правительства. Координировал мятежи, имел свободный пропуск в Кремль под именем Сиднея Релинского, вербовал советских чиновников, словом, чувствовал себя как рыба в воде. Не обошлось и без любовных приключений – куда же без этого прототипа любвеобильного Джеймса Бонда! Рейли без труда соблазнил принципиальную Ольгу Стрижевскую, секретаря ЦИКа, которая впоследствии поставляла ему информацию.
Некоторые историки указывают на прямую связь Рейли с покушением на Владимира Ленина в августе 1918 года. Случай вошел в учебники под названием «Заговор трех послов». Здесь было все: тайные встречи, подкуп латышских стрелков, взятка в размере одного миллиона двухсот тысяч рублей… После неудавшейся попытки убийства (стреляла небезызвестная Фанни Каплан) британского шпиона заочно осудили и приговорили к расстрелу. А неуловимый Сидней уже находился в Англии, где стал консультантом Уинстона Черчилля по «русским вопросам».
Страну Советов Рейли откровенно ненавидел: «Любой ценой эта мерзость, народившаяся в России, должна быть уничтожена». В Англии он задержался на месяц, а затем устремился обратно, в пекло Гражданской войны. Суперагента не пугал вынесенный ему приговор, он продолжал путешествовать по России, создавая организации и спонсируя белогвардейцев. Утративший связь с реальностью, Рейли был уверен: если уж Бонапарт, простой корсиканец, смог стать правителем государства, то и он сможет быть «хозяином Москвы». По словам этого тщеславного шпиона, он был в миллиметре от того, чтобы стать властелином России.
Операция «Трест»
Врожденный авантюризм и чрезмерный энтузиазм Сиднея Рейли начали пугать его английских боссов. Его отстранили от важных операций: образцовый шпион все чаще становился неуправляемым, называл себя Иисусом Христом, спасителем цивилизации. И если британцы видели в таком эксцентричном поведении бахвальство, то советские начальники находились в уверенности: Рейли – ключевая фигура антибольшевистских заговоров. Феликс Дзержинский дал команду любой ценой заманить Рейли в Россию. Легендарная операция советской контрразведки «Трест» была посвящена именно «королю шпионажа». Большевики создали фальшивую подпольную организацию, которая должна была объединить диверсантов – лакомый кусочек для непримиримого противника Страны Советов. Рейли без одобрения начальства отправился в Россию. В 1925 году его поймали на советско-финской границе и пустили слух: шпион расстрелян. Английский штаб не стал помогать своему агенту, уверенный, что тот мертв. Разведчика допрашивали в течение двух месяцев, сломать его пытались Мессинг, Ягода и Стырне. Последняя запись в дневнике Рейли гласила: «Меня посадили в машину. В ней были палач, его молодой помощник и водитель. Шел дождь, знобило, было очень холодно. Ожидание казалось бесконечным… говорят, что казнь отложена на двадцать часов. Ужасная ночь. Кошмары».
Последнюю свою операцию «король шпионов» проводил без прикрытия спецслужб, отвергнутый английским штабом, ушедший от третьей жены, актрисы Пепиты Бобадиллы. Не похожий на своего экранного брата, Джеймса Бонда, Рейли остался в истории как самый известный и отчаянный агент британской разведки, авантюрист, в котором, по словам дипломата Локкарта, соединились темперамент еврея с безумной смелостью ирландца.
Агния ЛИСИЦЫНА.