В. П. Тарлев: «Через год в обанкротившейся Молдове вряд ли останется хоть один местный товаропроизводитель»
Экс-премьер-министр считает, что нынешняя власть без команды или разрешения олигархов не способна принять ни одного решения
За время независимости Республики Молдова в стране было десять премьер-министров. Дольше всех эту должность занимал Василий Павлович Тарлев, с 2001 по 2008гг. Этот период запомнился выходом Молдовы из застоя, из долговой ямы, в том числе по заработной плате и пенсиям, стабильным ростом экономики, отсутствием социальных потрясений, переходом на выплату бюджетникам заработных плат деньгами, а не товарами, реальной поддержкой местных товаропроизводителей и другими успехами… После ухода из правительства Василий Тарлев защитил в Киеве диссертацию на тему использования передовых технологий в аграрно-промышленном комплексе. Читает в нескольких университетах лекции, в том числе и по экономике. Возглавляет второй срок подряд Национальный конгресс промышленников и предпринимателей Молдовы (НКППМ). Бывший глава кабинета министров Молдовы принял приглашение поговорить о жизни после премьерства за чашкой чая в гостиной «МК»
– Вы в свое время тоже столкнулись с запретом на ввоз вина и фруктов в Российскую Федерацию. Можете Лянкэ дать совет, как договориться с Москвой о снятии эмбарго?
– Эти случаи похожи лишь формально. Их первопричина существенно разнится. На этот раз Кишинев совершил кроме политической еще и грубую абсолютно необоснованную стратегическую экономическую ошибку. Молдавская власть сказала российской: «Извините, у нас другой путь, нам Восток не нужен, мы идем на Запад, и говорить тут не о чем». Москва ответила: «Братья-молдаване, если вы не хотите работать с нами на взаимовыгодных условиях в едином экономическом пространстве и смотрите только на Запад, то, извините, мы ваши товары обложим европейскими пошлинами. Тогда будете импортировать в Россию и в зону Таможенного союза на тех же условиях, что Франция или Германия».
– То есть у Лянкэ безвыходная ситуация?
– Поле для маневра всегда есть, но нынешняя власть слишком оторвалась от реальности. Если ознакомиться с последним указом президента страны, согласно которому высшими орденами награждаются премьер и министр сельского хозяйства, то можно сделать вывод о том, что, с точки зрения действующей власти, в Молдове все распрекрасно. Но ведь общеизвестно, что ни правительство, ни парламент, ни глава государства не ведут диалог с Россией. Почему? Ведь мы на грани серьезнейших экономических катаклизмов. Может, им западный обком не позволяет? Тогда это просто глупо и недальновидно.
– Сторонники евроинтеграции убеждают, что лишь вначале будет трудно. Ну а со временем придем к тому же, что, например, и Польша.
– Все это сказки, дешевые обещания и пустые разговоры. Пока непонятно, станет ли Молдова членом ЕС, если да – то когда? Зачем республике, не получив взамен практически ничего, отказываться от традиционного рынка? Только в прошлом году Молдова экспортировала в Россию от 180 до 200 тысяч тонн яблок. Сейчас урожай яблок будет вдвое выше. ЕС нам выделил квоту до 40 тысяч тонн в год. Что делать производителям яблок с выращенной продукцией? Недавно встречался с сельхозпроизводителями. С их точки зрения, в создавшейся ситуации урожай лучше оставить в садах и на полях. Зачем генерировать дополнительные убытки? Общался с виноделами. В прошлом году они набрали кредиты под закупку сырья и вспомогательных материалов, в том числе собрали без оплаты виноград у сельчан. Ныне почти у девяноста процентов из них все емкости заняты прошлогодним вином. Надо рассчитываться с селянами за прошлогодний виноград, отдавать деньги банкам, а готовая продукция не продается. И на этом фоне правительство выделяет всего лишь 20 миллионов леев на покупку яблок для армии и детских садов. Это смешно. Разве это выход из ситуации? Так ведь только в результате экспорта этих яблок в Россию Молдова могла бы получить более 100 миллионов долларов!
– В этих условиях могут закрыться немало сельхозпредприятий. Как вообще сегодня чувствует себя бизнесмен среднего уровня?
– В большинстве своем предприниматели Молдовы на грани выживания, хорошо живут лишь олигархи, да и то не все. Любой бизнесмен с опаской идет в банк за кредитом. Он осознает: как только начнется движение денег по счетам, за него возьмутся определенного рода люди. Выдержать такой прессинг по силам далеко не каждому бизнесмену.
– Вы хотите сказать, что банки сливают информацию «нужным людям».
– А чему вы удивляетесь? За редким исключением, уже давно ни о какой банковской тайне в принципе говорить не приходится. Место рэкетиров заняли ряд силовиков и контролирующие органы. А учитывая потерю основных рынков сбыта, не найдете ни одного рядового бизнесмена, который уверенно стоит на ногах. И еще. Со вступлением в силу Соглашения о свободной торговле с ЕС через год ни один местный товаропроизводитель не выживет. Они исчезнут как динозавры. Посмотрите, как обстоят дела в винодельческой Италии. В маркетах Италии на первой полке вино французское, потом немецкое, а местное – на пятой. Где в таком случае будет молдавское?
– Вы упоминали олигархов. Однако либералы утверждают, что именно во времена коммунистического правления появилась эта особая каста. Насколько это соответствует действительности?
– И пять, и десять лет назад были люди с большими финансовыми возможностями. В рыночной экономике это нормально. Мы немало делали для того, чтобы создать бизнесменам комфортные условия развития. Но если тогда и были олигархи в зародыше, то они не рисковали соваться в политику. Не было дикой приватизации, мы зубами держались за «Banca de Economii»…
– Василий Павлович, а как же продажа гостиничного комплекса «Кодру»?
– Он продан после меня. Это большая глупость, за которую я активно критиковал коммунистов. Комплекс был на балансе Госканцелярии. Мы вкладывали немалые средства в саму гостиницу и резиденцию президента. Только на ее модернизацию и обеспечение системы безопасности высокопоставленных гостей государство выделило 3,5 миллиона. И вот все это продали за бесценок. Я не против приватизации, но надо продавать неэффективно действующие объекты, а не те, которые приносят стабильную прибыль государству. Сегодня, к сожалению, олигархи не только имеют решающее влияние на руководство страны, без их одобрения не принимается ни одного решения. Так что олигархия как система в Молдове – это уже порождение исключительно либерального правления.
– Примем Вашу версию, а есть ли такие решения правительства Тарлева, которые были «убиты» во время правления Филата-Лянкэ?
– Не люблю использовать термины «правительство имени кого-либо». Премьер, конечно, важная фигура, но он все же управляет коллегиальным органом. Отвечая на вопрос, напомню, что мы впервые инициировали снижение уровня налогов. И в реалии выяснилось: чем меньше налоговое обложение в стране, тем больше получаем инвестиций, интенсивней становится рост экономики, сокращается коррупция и улучшается благосостояние народа. Мы ввели даже нулевую ставку налога на прибыль в случае ее реинвестиции, освободили от уплаты НДС предприятия-банкроты при продаже своих активов и много других привлекательных условий для реального сектора экономики. Все это «убили», конечно, напрасно. Сегодня прибыль вновь облагается ставкой в 18%. Бизнесмены, как в 90-е, не показывают прибыль, растет коррупция, бюджет теряет огромные деньги.
– Говорят, еще будучи премьером, Вы собирались идти на выборы 2009 года по спискам Центристского союза. Это правда?
– Разные сказки были в прессе, в том числе и эта. Я ушел, когда понял, что нет взаимопонимания и поддержки. В Коммунистической партии много порядочных и умных людей. Но в окружении руководства были большие проблемы. Я пытался объяснить, что мне не безразлична судьба страны, но этого тогда не услышали. После ухода решил с группой политиков создать альтернативный политический проект.
– Вас вынудили написать заявление об уходе с поста премьера? Как все происходило?
– Это было пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, мы в правительстве разработали программу развития страны на ближайшие десять лет. Предложили ее президенту. Без большинства в парламенте и промульгации президентом соответствующих законов ничего бы не получилось. Когда увидел, что наши предложения не поддерживают в полной мере, сказал: «Или мы что-то делаем радикально, или я ухожу».
– После выборов 2009 года Вы заявили об уходе из политики. А что ныне?
– Я располагаю точной информацией о том, что у тогдашнего политического проекта в результате ряда фальсификаций отобрали немало голосов. Увидев ситуацию на тот момент, я заявил, что ухожу из политики, но уточнил: при необходимости могу вернуться. Дела в Молдове, куда не посмотришь, в последнее время все хуже и хуже. Множество граждан мне говорили: «Мы оценили, что было до Вас, что было при Вас и что после Вас. Период с 2001 по 2008г. был наилучшим. Просим вернуться в политику, и мы Вас поддержим». После некоторых раздумий я согласился. Стал одним из создателей партии «Возрождение». Сегодня являюсь ее сопредседателем.
– Ваш прогноз на предстоящие парламентские выборы.
– Ну, это не ко мне, а к метеорологам… Я обычно не занимаюсь прогнозами. Но уверен, что исходя из реальной ситуации в стране на данный момент, если будет создан широкий блок левоцентристских партий, то он возьмет абсолютное большинство голосов на следующих парламентских выборах. И здесь многое зависит от Партии коммунистов. Уверен, что надо оставить личные обиды, партийные интересы и спасать страну. Если блок не состоится, а выборы будут честными и прозрачными, то в парламент пройдут: ПКРМ, ЛДПМ, ЛП (у нее стабильный процент сторонников радикал-унионистов), может быть, ДПМ (там ситуация 50/50), «Возрождение» и, возможно, Партия социалистов. У остальных нет никаких шансов.
Александр ТОКАРСКИЙ.