Зачем нам такой парламент?
Правительство решило взять на себя роль законодателей
В понедельник текущей недели кабинет министровнеожиданно собрался на внеочередное заседание. Премьер Юрий ЛЯНКЭдаже назвал его экстренным. Представителям прессы стало известно об этом меньше, чем за два часа. Повестка дня не обнародовалась.
Депутаты обленились?
Что же случилось? А вот что. Народные избранники вот-вот уйдут в отпуск, но целый ряд важных для общества законопроектов, утвержденных правительством, не дошел не то что до пленарного заседания, но даже до обсуждения в профильных парламентских комиссиях. Между тем откладывать их принятие и вступление в силу до конца каникул нельзя: могут затормозиться важные реформы. В этой ситуации правительство пошло на решительный шаг: взяло на себя политическую ответственность за эти самые законопроекты.
Это означает, что кабинет министров принимает решения самостоятельно, а законы вступают в силу без голосования в парламенте. О принятии политической ответственности объявляется в постановлении правительства, которое представляется в парламент.
Конечно, это определенный риск. Закон предусматривает, что если в течение 72 часов с момента принятия правительством ответственности по крайней мере четверть депутатов не предложит вынести ему вотум недоверия или если этот вотум будет отклонён, то программа, общеполитическое заявление или законопроект считаются принятыми и обязательными к исполнению правительством. Если же депутаты впоследствии выскажутся против хотя бы одного законопроекта, за который правительство взяло на себя политическую ответственность, кабинет министров обязан подать в отставку.
Но, как заявил Лянкэ, такой шаг согласован со спикером парламента Игорем КОРМАНОМ, и они оба в сложившейся ситуации другого выхода не видят.
Судьям на заметку
Речь идет в первую очередь о законодательных актах, касающихся иммунитета и наказания судей. Они предусматривают, что прокуроры смогут открывать уголовные дела на судей без согласия Высшего совета магистратуры. Для этого понадобится только разрешение Генерального прокурора или его заместителя. При этом уголовное дело может быть заведено не только в случаях злоупотребления властью и пассивной коррупции, но в тех случаях, когда будет замечено отмывание денег. Эти изменения призваны служить предотвращению коррупции среди судей. Станет также возможным и задержание судей на неопределенный срок и обыск с начала и до конца следствия. Другой законопроект касается ликвидации Апелляционной палаты Бендер. Дела, которые находятся там на рассмотрении, будут переданы в другие апелляционные инстанции, а судьи переведены в другие суды.
Вспомнили об аграриях и бюджетниках
Взяло на себя правительство ответственность и за уточнение государственного бюджета. Изыскали не только средства на хотя бы частичную компенсацию аграриям потерь из-за отказа России закупать молдавскую сельхозпродукцию и продукты ее переработки. Нашлись и деньги на субсидии фермерам из Зоны безопасности, чьи земли находятся за трассой Тирасполь-Рыбница. Из-за действий приднестровской администрации крестьяне не могут обрабатывать свои земли и лишены возможности собрать урожай. Чтобы возместить им убытки, выделены около 13 млн леев.
Кроме того, внесены поправки в расходную часть бюджета, позволяющие повысить с 1 июля зарплаты медикам, учителям, работникам культуры и другим государственным служащим, а также надбавки к пенсиям и пособиям. «Мы пришли к выводу, что экономический рост не отражается на жизни людей, он не приносит требуемого удовлетворения. Мы должны повысить зарплаты, пособия и пенсии», – заявил премьер.
Еще ряд законопроектов касается обеспечения транспарентности в банковском и страховом секторах.
Правительство, в отличие от парламента, в отпуск не уходит. Министры отдыхают по очереди, потому что управлять страной необходимо без каникул.
И тут возникает вопрос: зачем нам такой парламент, без которого так легко можно обойтись? Отдадим все полномочия кабинету министров – может, пользы больше будет?
Елена РОЙТБУРД.