Деградация почв набирает скорость
Около половины сельскохозяйственных земель в республике – в неудовлетворительном состоянии
Сельское хозяйство, как известно, один их важнейших секторов экономики. В 2013 году его доля в ВВП составила 13%. Этот сектор обеспечивает работой 26% трудоспособного населения страны. И главное богатство Молдовы – ее плодороднейшая почва.
Согласно данным Кадастра, в 2013 году в земельном фонде страны были зарегистрированы 3,38 млн га. Из них почти 60% площадей имеют сельхозназначение. На каждого жителя республики приходится 0,6 га – на уровне среднего показателя для стран Восточной Европы. Недавно Счетная палата подвела итоги аудита по рациональному использованию сельхозземель страны. И итоги эти неутешительны.
Ущерб считают миллиардами
Как показала проверка, более половины молдавских почв в неудовлетворительном состоянии, а 10% – в критическом. По разным данным, ежегодный экономический ущерб от деградации земель составляет в Молдове от 1,5 до 3 млрд леев. В реальности ситуация может быть значительно хуже. Порождена такая ситуация, по мнению специалистов, тем, что государство проблемами этой сферы практически не занимается.
С 2013 года Министерство экономики противится принятию Национальной стратегии развития сельского хозяйства и сельской местности. В результате Молдова потеряла многомиллионные европейские гранты для развития сельского хозяйства, потому что отечественное законодательство соответствует европейскому не больше, чем на 20%. Между тем, зарубежные гранты позволили бы обрабатывать земли с использованием современной техники и технологии. По словам министра, молдавские фермеры тратят в два раза больше только горючего, работая по давно устаревшим технологиям. Отсюда низкое качество и высокая себестоимость сельхозпродукции.
Как считают аудиторы, из-за хронического безденежья крестьяне стараются получить от земли все, что возможно, сейчас, не думая о завтрашнем дне. А ответственности за состояние почв и необоснованное выбывание сельскохозяйственных угодий из оборота нет. К тому же у большей части населенных пунктов отсутствуют планы развития территорий, поэтому уязвимость сельхозземель не учитывается.
В очередь за черноземом
Если учитывать, что субсидии аграриям в Молдове не превышают 20 евро на гектар, а в Европе они в десятки раз больше, не стоит удивляться, что огромное количество земель не обрабатывается и пребывает в запустении. Эти сотни гектаров уже массово скупаются, причем чаще всего на черном рынке. Официально земли сельскохозяйственного назначения продаже иностранцам не подлежат. На самом деле в законе столько дыр, что обойти его не составляет никакого труда. С помощью подставных лиц, например. Есть и другие окольные пути. Вот и становятся богатые господа из-за рубежа обладателями поистине бесценных молдавских черноземов, концентрируя в своих руках большие площади сельхозугодий, ожидая, что в ближайшее время стоимость этих площадей возрастет во много раз. Но пока этого не произошло, земли не используются и продолжают деградировать.
Вместо орошения – экологическая катастрофа
Многолетние наблюдения показывают: в среднем раз в три года Молдову поражает засуха. Не в последнюю очередь поэтому считается, что республика – зона рискованного земледелия. Понятно, что в таких условиях без орошения говорить об устойчивых урожаях не приходится. И возможности для этого вроде бы есть: страна находится между двух больших водных артерий – Днестра и Прута. Но существовавшая в советские времена система ирригации безжалостно разрушена. А сегодня немалые деньги, которые выделяются (чаще всего из средств зарубежных кредитов и грантов) на орошение, зачастую тратятся нерационально или вовсе не по назначению. Так, 1,6 млн леев в ходе реализации проекта «Мелиоративные работы в пойме реки Когылник на территории села Логэнешть Хынчештского района» были израсходованы на очистку и углубление реки и каналов. Однако специалисты, которых пригласили на место аудиторы, пришли к выводу, что эти технические работы должны были производиться за счет местных властей. А в рамках проекта «Гидротехнические антиэррозионные работы в селе Минжир» того же района 700 тыс. леев были потрачены на восстановление дороги и сооружение придорожных канав. Та же история – в селах Пыржолтень Каларашского района, Курки и Брэичень Оргеевского района и многих других. Еще хуже дело обстоит в Криулянском районе: там оросительная система вообще превратилась в карьер. Причина, как считают в минсельхозе, в том, что его специалистов при согласовании таких проектов если и спрашивают, то в последнюю очередь, чаще и вовсе забывают это сделать.
Сомнительный закон
Парламент в первом чтении принял законопроект о капельном орошении в сельском хозяйстве из подземных вод. А это, по мнению специалистов, прямой путь к засолению и еще большей деградации почв. Потому что более 80% подземных вод не подходят для орошения по своему минеральному составу. Эксперты утверждают, что законопроект бесперспективен. Дорогое проектирование, высокая стоимость работ по бурению делает процесс добывания воды из подземных источников неподъемным для фермеров. Не говоря о том, что условия использования этой воды пока не получили должного нормативного обоснования.
Перспективу решения выявленных проблем даже при том, что Соглашение об ассоциации с ЕС требует перехода аграрной отрасли на новые стандарты, эксперты оценивают без оптимизма. Для этого требуются даже не многомиллионные, а многомиллиардные инвестиции, но инвесторов пока что-то не видно. А как только закончится переходный период и на молдавский рынок хлынет сельхозпродукция из Европы и Турции, главной отрасли отечественной экономики грозит окончательное запустение. О чем свидетельствует опыт многих «новых» членов ЕС – тех же Болгарии, Румынии, стран Балтии. И это, к сожалению, означает, что нищета нашего народа будет только усиливаться.
Елена РОЙТБУРД.