Куда ведут антирекорды лея
Национальный банк не в состоянии контролировать ситуацию на валютном рынке
Вчера Национальный банк установил рекордный обменный курс на единуюевропейскуювалюту: 19,28 леяза один евро. Это беспрецедентный показатель на молдавском финансовом рынке с момента появления на нем евро. Примерно так же растет и курс доллара, и 2 июля он составлял 14,08 лея.
Вообще доллар перешагнул в конце июня психологический барьер в 14 леев впервые за десятилетие. В последний раз такой отметки курс американской валюты достигал в 2003 году.
Падение лея началось не сегодня. Зимой губернатор Национального банка Дорин Дрэгуцану объяснял это необходимостью больше платить за импортируемое углеводородное топливо. И обещал, что, когда отопительный сезон закончится и потеплеет, валютный рынок придет в норму и снижение курса лея прекратится.
И вот пришло жаркое лето, но ситуация развивается прямо противоположно уверениям господина Дрэгуцану. Во вторник его вызвали для объяснений в постоянную парламентскую Комиссию по экономике, бюджету и финансам. На удивление, на сей раз он явился, хотя прежде приглашения законодателей неоднократно игнорировал. Глава Нацбанка нашел новую причину хаоса на валютном рынке. По его словам, все дело в нехватке валюты. Спрос на нее, мол, превышает предложение: оно за последние шесть месяцев сократилось примерно на 18%, а спрос упал лишь на один процент. Разница – 200 млн долларов.
Теперь Дорин Дрэгуцану опять надеется «на улучшение положения с курсом национальной валюты уже в ближайшие месяцы». В то же время он заявил: «Мы не стремимся укрепить лей, а желаем передать сигналы на рынок о том, что следим за ситуацией и готовы помочь рынку в поиске нового курса». При этом губернатор отказался прогнозировать возможный курс лея, подчеркнув, что ведомство «не нацелено на валютный курс, а на инфляцию, которая за первые 5 месяцев 2014 года составила 4,7%».
А вот глава профильной парламентской комиссии Вячеслав Ионицэ уверен, что Нацбанк предпринимает все необходимые меры для стабилизации курса лея: «Объемы интервенций Нацбанка в этом году почти в три раза меньше, чем в 2013-м. Пока преждевременно говорить о стабилизации ситуации, однако у Национального банка есть все необходимые инструменты для вмешательства. И Нацбанк вмешается, когда посчитает это нужным».
По словам Ионицэ, от девальвации лея выигрывают экспортеры и получатели денежных переводов. В свою очередь, для импортеров ситуация складывается негативно. Однако эксперты подчеркивают, что в Молдове практически нет «чистых» экспортеров: абсолютное большинство экономических агентов импортируют сырье, материалы, оборудование. Так что выигрыш тут весьма сомнительный.
Вот кто точно проиграет, так это население. Потому что любое падение национальной валюты тянет за собой рост цен. Чтобы понимать это, экспертом быть необязательно.
Стоит заметить, что Вячеслав Ионицэ отказался ставить на голосование вопрос о вынесении на пленарное заседание предложения об отставке Дорина Дрэгуцана. Этот господин явно выгоден правящей коалиции на посту главы Нацбанка: не мешает прибирать к рукам европейские кредиты и гранты. Вот это и есть евроистория молдавского успеха: обрушили экономику, обвалили национальную валюту, обворовали население. Неужели в коалиции думают, что народ верит только в декларируемые благие намерения и мнимые достижения, не понимая, что происходит на самом деле?
Елена РОЙТБУРД.