Газета "Кишиневские новости"

Новости

УЧЕНЫЕ ИЗОБРЕЛИ ЛАСТИК ДЛЯ ПАМЯТИ

УЧЕНЫЕ ИЗОБРЕЛИ ЛАСТИК ДЛЯ ПАМЯТИ
26 июня
12:44 2014

Опыты на крысах доказали: наши воспоминания можно корректировать

На днях мир взбудоражила но­вость: ученые из Калифорний­ского университета научились стирать и восстанавливать па­мять. Правда, пока только кры­сам. Но, по мнению ученых, не за горами тот день, когда такие же манипуляции можно будет прово­дить и с человеком. Более того: ис­следователи полагают, что вскоре смогут разработать действенное лекарство против болезни Альцгей­мера — страшного недуга, при ко­тором человек теряет память. По­нять, действительно ли достижение американских ученых можно счи­тать прорывом или значимость его несколько преувеличена, а также разобраться со спецификой челове­ческой памяти нам помог директор Института высшей нервной деятель­ности и нейрофизиологии РАН про­фессор Павел БАЛАБАН.

— Думаю, в эксперименте американских коллег речь идет скорее о так называемой пластичности, чем о памяти, — рассказывает Павел Милославович. — Пластичность — это кратковременные «запоминания», и неиз­вестно, отложатся ли они в памяти или нет. Американцы использовали относительно но­вую технологию, когда стимуляция мозговых клеток производится путем «засветки»: в го­лову грызуна вставляют специальную свето­вую палочку и в определенный участок моз­га дают пучок света, «стирая» память. Очень важно, что такое воздействие идет только на память, клетки мозга не повреждаются. Но еще раз отмечу, что долговременную память «стереть» таким образом не удастся.

— А что такое память с физиологиче­ской точки зрения? Что она собой пред­ставляет?

— Несколько лет назад было выявлено, что у нас в мозгу есть специфические молеку­лы памяти, которые получили название проте­инкиназа м-зета. Она фактически уникальна, поскольку, отживая положенные белковым молекулам 3–4 дня, сама себя производит в аналогичном виде. Таким образом поддер­живается в неизменном состоянии память у живых организмов. Однако вскоре после это­го открытия между учеными начались суще­ственные разногласия — одни придержива­лись этой теории, другие были противниками. И вот буквально недавно выяснилось, что про­тивники «молекулярной теории» проводили ошибочные опыты. Они полагали, что суще­ствует одна молекула памяти, а их оказалось целое семейство. И вот ученые «выбивали» одну молекулу, а память не исчезала. И не должна была, ведь организм себя резервиру­ет. И для того чтобы стереть память, выбивать надо все резервные молекулы.

— Получается, блокируя эти молеку­лы, можно управлять памятью?

— Именно так, но здесь надо учиты­вать, что в молекулярной памяти существует определенная иерархия: одни молекулы кон­тролируют множество других. И вот, чтобы стереть память, достаточно «выбить» только доминантные молекулы — их «подчиненные» тут же выйдут из строя.

— И все же: можно ли стереть долго­срочную память?

— Можно. Сейчас мы проводим такие эксперименты: крыса живет в своей клетке, потом мы помещаем ее в другую клетку, где грызуна бьют небольшим разрядом тока. Осо­бенность памяти такова, что если ее через ме­сяц поместить в эту клетку, она сразу вспом­нит, что ее били током. Вот такую память мы уже научились стирать. Объясню: когда мы вспоминаем о каком-то конкретном событии, мы, как правило, вспоминаем его со всей об­становкой — коридор, картины на стене и так далее, все целиком. И вот в этот момент это конкретное воспоминание становится доступ­ным для стирания: если в организм поступит химический агент в нужное место мозга, то эта память исчезнет. Опыты с крысами и улит­ками это доказали.

— А разве память улиток и грызунов настолько схожа с человеческой?

— Вы будете удивлены, но они почти со стопроцентной точностью идентичны.

— То есть уже можно стереть память и у человека?

— Теоретически да, а практически нет, ведь большинство химических агентов, ко­торые вызывают исчезновение молекул па­мяти, токсичны. На крысах хорошо работает и на улитках. Но токсичность в том-то и про­является, что в других отделах могут пойти неконтролируемые изменения. И что будет у людей — никто не знает.

— Что собой представляют эти пре­параты и возможно ли в будущем создать им подобные, но безопасные для челове­ка вещества?

— Препарат представляет собой бло­катор синтеза белка, ведь молекулы памяти — белковые. Вводится прямо в мозг, в нуж­ную часть. Что касается безопасных средств, то уже появились нехимические пептидные блокаторы. Но здесь есть еще одна пробле­ма — выявление адресности памяти, то есть в каком участке мозга и какая память базиру­ется. Но, думаю, этот вопрос будет решен в ближайшие 5–10 лет.

—Философ по имени Ребекка Роучи предложила при помощи химических ве­ществ «загрузить» разум заключенного таким образом, что он запомнит, что от­был тысячелетнее заключение, хотя си­дел всего 8,5 часа.

— Нет, это типичная фантастика. Это сра­зу убьет мозг человека.

— Какие сейчас исследования по из­учению памяти проводятся в вашем ин­ституте?

—Пытаемся отследить вот эти молеку­лы, увидеть их в динамике при обучении. Для этого мы «цепляем» к ним светящийся белок. Это позволит нам узнать, где конкретно они накапливаются в мозге при разных состояни­ях животных.

— Цель — повышение возможностей памяти человека?

— Конечно. Возьмем способность детей к обучению — она разная. Мы сможем кор­ректировать эти особенности, включая соб­ственные механизмы данного ребенка: его мозг будет производить больше одних бел­ков, меньше других.

— Все дети будут вундеркиндами?

— Нет, на мой взгляд, вундеркиндов нельзя будет создать в обозримом будущем, но корректировать патологии вполне будет можно.

Ирина БЛИННИК.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,90+0,17%
EUR19,05–0,13%
GBP22,26–0,01%
UAH0,45–0,15%
RON3,83–0,13%
RUB0,19+0,36%

Курсы валют в MDL на 18.04.2024

Архив