Как министры миллионы делили
Чиновники боролись за контроль над денежными потоками, забыв об аграриях, которым эти деньги нужны позарез
Все ближе выборы, результат которых на самом деле никому неизвестен. И, пока они еще у власти, партии правящей коалиции стараются по максимуму использовать имеющиеся возможности, в частности, распоряжаясь деньгами, поступающими от партнеров по развитию. Борьба за доступ к этим средствам становится все ожесточеннее.
Евросоюз готов помочь. Но…
Свежий пример – история с Национальной стратегией развития сельского хозяйства и сельского развития на 2014–2020 годы. Правительство приняло ее еще в середине марта. Утверждение этого документа было обязательным условием для выделения из фондов Программы европейского соседства по сельскому хозяйству и сельскому развитию гранта в размере 68 млн евро. Первый транш можно будет получить уже в нынешнем году. Деньги эти нашим аграриям нужны, как воздух, их получение позволит практически удвоить субсидии сельхозпроизводителям. Особенно актуальной проблема становится в преддверии подписания Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом, после чего аграриев ждут серьезные шоки. На европейских рынках их продукция пока малоконкурентна, а восточный рынок может существенно сузиться. Отрасли срочно нужна модернизация, что невозможно осуществить без европейских фондов.
И Евросоюз готов помочь. Но… Уже после принятия на заседании правительства стратегия застряла. В Министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности утверждали, что ее не подписал вице-премьер, министр экономики Валерий Лазэр, уехавший в отпуск. А в руководимом им ведомстве заявляли, что свою подпись не поставил глава минсельхоза Василий Бумаков, отправившийся в длительную командировку в Японию. Знающие же люди говорят, что чиновники просто не могли поделить сферы влияния. Бумаков, как известно, представляет в кабинете министров либерал-демократов, а Лазэр – демократов. И ведомства, а, соответственно, и партии борются за контроль над распределением финансов, предназначенных на сельское развитие, требуя, чтобы за внедрение проектов отвечали подчиненные им структуры.
Скандал, ударивший по имиджу Молдовы
Поскольку стратегия предусматривает не только развитие конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора за счет реструктуризации и модернизации рынка, но и существенное улучшение качества жизни в сельской местности, в минсельхозе считают, что должны отвечать за все сами. В минэкономики уверены, что частью проектов должны руководить в Организации по развитию малого и среднего бизнеса и Министерстве регионального развития и строительства, которые также возглавляют демократы.
Министры обменивались обвинениями два месяца, сначала в кулуарах, а потом, когда аграрии пригрозили акциями протеста, если стратегия не будет подписана и опубликована, – публично. Лазэр и Бумаков поочередно упрекали друг друга в том, что каждый из них вводит в заблуждение общественность. В принципе, премьер-министр Юрий Лянкэ мог бы обойтись без автографов этих двух министров, собственноручно подписав документ. Но ведь и он – представитель либерал-демократов и, видимо, не хотел обострять отношения с партнерами по коалиции.
Скандал приобрел неприличные масштабы, изрядно ударив по имиджу Молдовы в глазах партнеров по развитию. К слову, подобный конфликт между теми же ведомствами и практически по такому же поводу – стремлению контролировать европейскую финансовую помощь – имел место и в прошлом году. И глава правительства вынужден был ультимативно потребовать, чтобы проблема была решена немедленно.
За властями еще один должок
В конце концов решили, что в ходе реализации утвержденной стратегии минсельхоз будет управлять распределением фондов на сельское хозяйство и сельхозинфраструктуру, а все другие центральные органы власти сохранят свои обязанности, в том числе в части, касающейся развития сельских районов. И свои подписи поставили все министры, а потом и Юрий Лянкэ.
Однако фермеры не собираются отказываться от намеченных акций протеста, которые намерены провести 28 мая. Потому что за властями еще один должок – либерализация рынка нефтепродуктов. Два года назад правительство одобрило поправки в Закон о нефтепродуктах, согласно которым аграриям предоставлялось право самим, минуя посредников, импортировать горючее для собственных нужд без права последующей реализации. По подсчетам Национальной федерации фермеров, в этом случае каждый литр топлива стал бы дешевле как минимум на три лея, а общая экономия бюджета аграриев составила 600 млн леев в год. Потому что в Молдове сегодня самые высокие торговые наценки на нефтепродукты – 250 евро за тонну, в то время как в Германии – 81 евро, Финляндии – 56 евро, а в Бельгии – 145 евро.
Однако до парламента законопроект так и не дошел. В результате после роста цен на горючее (только в нынешнем году оно дорожало уже дважды, в целом больше, чем на лей за литр) потери фермеров составили 200 млн, а фонд субсидий в сельском хозяйстве был увеличен всего на 100 млн. То есть результат уже сейчас, в разгар весенних полевых работ, отрицательный. А что же будет к осени?
Угрозу аграриев услышали?
По словам глава Ассоциации «Uniagroprotect» Александра Слусаря, еще в середине марта фермеры потребовали встречи с премьер-министром, чтобы выяснить, почему задерживается утверждение принятого законопроекта. Но правительство, занятое самолюбованием в связи с евроуспехами, это обращение проигнорировало. Не услышали аграриев и в Министерстве экономики. И они объявили, что в мае выйдут на протесты. Их намерение, что любопытно, поддержал министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Василий Бумаков. Однако он прозрачно намекнул, не называя, впрочем, никаких имен, что, если фермерам позволят напрямую закупать горючее, это ударит по интересам некого монополиста на рынке топлива.
На этот раз угрозу аграриев, наконец, услышали. Во всяком случае, Национальное агентство по регулированию в энергетике, которое до сих пор разводило руками: «Мы, мол, не можем указывать импортерам нефтепродуктов, а лишь следим, чтобы их рентабельность не превышала 10%» вдруг активизировалось и уговорило владельцев заправок снизить цены. Как же это НАРЭ удалось то, что не получалось четыре года? Неужто тут просто совпадение?
Импортеры любое повышение цен мотивировали ситуацией на международных рынках, а последнее подорожание – еще и ослаблением курса национальной валюты. И вдруг оказалось, что эти обстоятельства не столь уж важны, если по «просьбе» властей топливо может подешеветь. Выходит, его подорожание было ничем, кроме жажды наживы, не оправдано.
Но фермеры требуют решить вопрос кардинально, им надоело, что за их счет делают не только политические, но и вполне реальные капиталы. Хотя, честно говоря, слабо верится, что требование аграриев законодатели воспримут всерьез. По крайней мере, в число приоритетов на вторую половину весенней сессии проект Закона о либерализации рынка нефтепродуктов не вошел. Никто не захочет за здорово живешь расставаться с миллионами, которые можно сделать просто из воздуха.
Елена РОЙТБУРД.