Газета "Кишиневские новости"

Политика

Как министры миллионы делили

Как министры миллионы делили
22 мая
00:00 2014

Чиновники боролись за контроль над денежными потоками, забыв об аграриях, которым эти деньги нужны позарез

Все ближе выборы, результат которых на самом деле никому неизвестен. И, пока они еще у власти, партии правящей коалиции стараются по максимуму использовать имеющиеся возможности, в частности, распоряжаясь деньгами, поступающими от партнеров по развитию. Борьба за доступ к этим средствам становится все ожесточеннее.

Евросоюз готов помочь. Но…

Свежий пример – история с Нацио­нальной стратегией развития сельского хозяйства и сельского развития на 2014–2020 годы. Правительство приняло ее еще в середине марта. Утверждение этого документа было обязательным условием для выделения из фондов Программы европейского соседства по сельскому хозяйству и сельскому раз­витию гранта в размере 68 млн евро. Первый транш можно будет получить уже в нынешнем году. Деньги эти на­шим аграриям нужны, как воздух, их по­лучение позволит практически удвоить субсидии сельхозпроизводителям. Осо­бенно актуальной проблема становится в преддверии подписания Соглашения о зоне свободной торговли с Евросою­зом, после чего аграриев ждут серьез­ные шоки. На европейских рынках их продукция пока малоконкурентна, а восточный рынок может существенно сузиться. Отрасли срочно нужна модер­низация, что невозможно осуществить без европейских фондов.

И Евросоюз готов помочь. Но… Уже после принятия на заседании прави­тельства стратегия застряла. В Мини­стерстве сельского хозяйства и пище­вой промышленности утверждали, что ее не подписал вице-премьер, министр экономики Валерий Лазэр, уехавший в отпуск. А в руководимом им ведомстве заявляли, что свою подпись не поставил глава минсельхоза Василий Бумаков, отправившийся в длительную коман­дировку в Японию. Знающие же люди говорят, что чиновники просто не могли поделить сферы влияния. Бумаков, как известно, представляет в кабинете ми­нистров либерал-демократов, а Лазэр – демократов. И ведомства, а, соответ­ственно, и партии борются за контроль над распределением финансов, пред­назначенных на сельское развитие, требуя, чтобы за внедрение проектов отвечали подчиненные им структуры.

Скандал, ударивший по имиджу Молдовы

Поскольку стратегия предусматри­вает не только развитие конкуренто­способности сельскохозяйственного сектора за счет реструктуризации и мо­дернизации рынка, но и существенное улучшение качества жизни в сельской местности, в минсельхозе считают, что должны отвечать за все сами. В минэ­кономики уверены, что частью проектов должны руководить в Организации по развитию малого и среднего бизнеса и Министерстве регионального развития и строительства, которые также воз­главляют демократы.

Министры обменивались обвинениями два месяца, сначала в кулуарах, а потом, когда аграрии пригрозили акциями проте­ста, если стратегия не будет подписана и опубликована, – публично. Лазэр и Бума­ков поочередно упрекали друг друга в том, что каждый из них вводит в заблуждение общественность. В принципе, премьер-министр Юрий Лянкэ мог бы обойтись без автографов этих двух министров, соб­ственноручно подписав документ. Но ведь и он – представитель либерал-демократов и, видимо, не хотел обострять отношения с партнерами по коалиции.

Скандал приобрел неприличные масштабы, изрядно ударив по имиджу Молдовы в глазах партнеров по разви­тию. К слову, подобный конфликт между теми же ведомствами и практически по такому же поводу – стремлению контро­лировать европейскую финансовую по­мощь – имел место и в прошлом году. И глава правительства вынужден был ультимативно потребовать, чтобы про­блема была решена немедленно.

За властями еще один должок

В конце концов решили, что в ходе реализации утвержденной стратегии минсельхоз будет управлять распреде­лением фондов на сельское хозяйство и сельхозинфраструктуру, а все другие центральные органы власти сохранят свои обязанности, в том числе в части, касающейся развития сельских райо­нов. И свои подписи поставили все ми­нистры, а потом и Юрий Лянкэ.

Однако фермеры не собираются от­казываться от намеченных акций проте­ста, которые намерены провести 28 мая. Потому что за властями еще один дол­жок – либерализация рынка нефтепро­дуктов. Два года назад правительство одобрило поправки в Закон о нефте­продуктах, согласно которым аграриям предоставлялось право самим, минуя посредников, импортировать горючее для собственных нужд без права по­следующей реализации. По подсчетам Национальной федерации фермеров, в этом случае каждый литр топлива стал бы дешевле как минимум на три лея, а общая экономия бюджета аграриев составила 600 млн леев в год. Потому что в Молдове сегодня самые высокие торговые наценки на нефтепродукты – 250 евро за тонну, в то время как в Гер­мании – 81 евро, Финляндии – 56 евро, а в Бельгии – 145 евро.

Однако до парламента законопро­ект так и не дошел. В результате после роста цен на горючее (только в нынеш­нем году оно дорожало уже дважды, в целом больше, чем на лей за литр) потери фермеров составили 200 млн, а фонд субсидий в сельском хозяйстве был увеличен всего на 100 млн. То есть результат уже сейчас, в разгар весенних полевых работ, отрицательный. А что же будет к осени?

Угрозу аграриев услышали?

По словам глава Ассоциации «Uniagroprotect» Александра Слусаря, еще в середине марта фермеры потре­бовали встречи с премьер-министром, чтобы выяснить, почему задерживается утверждение принятого законопроекта. Но правительство, занятое самолюбова­нием в связи с евроуспехами, это обра­щение проигнорировало. Не услышали аграриев и в Министерстве экономики. И они объявили, что в мае выйдут на про­тесты. Их намерение, что любопытно, поддержал министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Василий Бумаков. Однако он прозрачно намекнул, не называя, впрочем, никаких имен, что, если фермерам позволят напрямую за­купать горючее, это ударит по интересам некого монополиста на рынке топлива.

На этот раз угрозу аграриев, нако­нец, услышали. Во всяком случае, На­циональное агентство по регулирова­нию в энергетике, которое до сих пор разводило руками: «Мы, мол, не можем указывать импортерам нефтепродуктов, а лишь следим, чтобы их рентабель­ность не превышала 10%» вдруг акти­визировалось и уговорило владельцев заправок снизить цены. Как же это НАРЭ удалось то, что не получалось четыре года? Неужто тут просто совпадение?

Импортеры любое повышение цен мотивировали ситуацией на междуна­родных рынках, а последнее подорожа­ние – еще и ослаблением курса нацио­нальной валюты. И вдруг оказалось, что эти обстоятельства не столь уж важны, если по «просьбе» властей топливо может подешеветь. Выходит, его подо­рожание было ничем, кроме жажды на­живы, не оправдано.

Но фермеры требуют решить во­прос кардинально, им надоело, что за их счет делают не только политические, но и вполне реальные капиталы. Хотя, честно говоря, слабо верится, что тре­бование аграриев законодатели воспри­мут всерьез. По крайней мере, в число приоритетов на вторую половину весен­ней сессии проект Закона о либерали­зации рынка нефтепродуктов не вошел. Никто не захочет за здорово живешь расставаться с миллионами, которые можно сделать просто из воздуха.

Елена РОЙТБУРД.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,61–0,39%
EUR19,00–0,63%
GBP22,23–0,33%
UAH0,45–0,25%
RON3,82–0,59%
RUB0,19–0,46%

Курсы валют в MDL на 28.03.2024

Архив