КИЕВ НАМЕРЕН ЗАСУДИТЬ МОСКВУ
Каковы перспективы у возможного иска Украины по Крыму?
Нынешние власти Киева готовят сразу несколько исков против России. Об этом заявил и.о. президента Украины Турчинов. По его словам, речь идет, во-первых, о «газовом шантаже» со стороны Москвы, а во-вторых — об оккупации Россией Крыма. Сумма иска по Крыму, по словам Турчинова, достигает $100 млрд. Мы попробовали разобраться, чего ждать Украине от ее заявлений в международные инстанции.
Турчинов не уточняет, в какие именно инстанции планируется подать иски против Москвы, говоря лишь о международном арбитраже. Очевидно, что в «газовом деле» речь идет о Международном арбитражном суде Стокгольма, созданном именно для разрешения торговых споров. Именно Стокгольмский суд в свое время рассматривал знаменитое дело швейцарской фирмы Noga против российской стороны и в 1997 году удовлетворил два иска компании более чем на $20 млн. За этим последовали многократные факты ареста компанией российского имущества за рубежом.
Что касается крымского вопроса, то Киев, вероятно, намерен обратиться в Международный суд ООН — его не стоит путать с Международным уголовным судом. Если в задачи второго входит преследование и наказание конкретных лиц, ответственных за военные преступления, геноцид и т.п., то первый занимается как раз урегулированием международных споров. Обе структуры расположены в Гааге, в связи с чем часто возникает недопонимание.
О подготовке Киевом иска против России в Международный суд в Гааге еще в начале мая заявил один из кандидатов в президенты Украины — народный депутат Петр Порошенко. По словам политика, речь идет о «привлечении России к многомиллионной ответственности» в связи с действиями российских властей в Крыму. Очевидно, именно об этом иске сейчас и говорит Турчинов.
Вместе с тем Москва уже успела скептически отреагировать на планы Киева относительно иска по Крыму. «Я думаю, что нет никаких перспектив у такого иска, — комментировал заявление Дещицы заместитель министра иностранных дел РФ Василий Небензя. — Но мне трудно комментировать, я не знаю, что они готовят».
Стоит отметить, что на счету суда в Гааге уже есть ряд урегулированных территориальных споров. Так, например, были разрешены противоречия между Ливией и Чадом относительно района Аузу в пустыне Сахара, территория которого составляет ни много ни мало 125 тыс. кв. км в пустыне Сахара. Решение в пользу Чада было вынесено в 1994 году, и вскоре все ливийские войска были при посредничестве международных сил выведены со спорной земли.
При этом Москва, часто ссылающаяся в вопросе о статусе Крыма на «косовский прецедент», может попытаться апеллировать к решению Международного суда от 22 июня 2010 года, когда объявление независимости Косова было признано законным и не нарушающим норм международного права. Впрочем, это было так называемое консультативное решение суда, принятое по запросу Генеральной Ассамблеи ООН, — непосредственные участники косовского конфликта в суд не обращались (но Генассамблея действовала по запросу Сербии).
Киев, к слову, уже однажды был участником дела, рассматриваемого судом в Гааге. Речь идет о споре между Украиной и Румынией относительно делимитации морских границ между странами в Черном море. Иск был подан в суд Румынией в 2004 году, решение было вынесено в 2009 году. Судьи не приняли ни одну из сторон и сами определили границы между государствами — обе страны были удовлетворены таким решением.
Напомним, однако, что рассмотрение дела в суде в Гааге — процесс не из быстрых. Даже на выработку консультативного решения по Косову у судей ушло почти два года (с момента обращения ГА в октябре 2008 года до июня 2010 года). Так что, если иск против России и будет подан, скорого решения ждать не приходится.
Ренат АБДУЛЛИН.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
«Россия должна сама согласиться на суд»
Олег ХЛЕСТОВ, вице-президент Российской ассоциации международного права, профессор Дипломатической академии МИД России:
— Международное право исходит из того, что спор может рассматриваться в суде только с согласия той стороны (государства), которая на это пойдет. То есть для того, чтобы суд принял к рассмотрению это дело, необходимо, чтобы Россия дала на это согласие. Но это полный абсурд, потому что вопрос о Крыме был решен в соответствии с международным правом. Это не аннексия, а добровольное решение населения, выраженное в виде референдума, в условиях, когда в Киеве лица, находящиеся у власти, совершили государственный переворот. Они не легитимные власти, и все, что они сейчас делают на Украине, — например, использование ими вооруженных сил Украины в гражданской войне, которую они развязали, — незаконно. Дело в том, что использование таких войск может быть, согласно Конституции, только после объявления чрезвычайного положения в стране. К тому же киевские власти нарушают свои международные обязательства, в частности, Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и дополнительный протокол к ним от 1977 года.
«У Стокгольма нет оснований для пересмотра соглашения»
Сергей ПИКИН, директор Фонда энергетического развития:
— Необходимо сразу понять, что судебные разбирательства в Стокгольмском арбитражном суде могут длиться годами и даже десятилетиями. Оперативно решить газовую проблему Украины, как того требует нынешняя ситуация, этот иск не позволит. Стокгольмский суд с осторожностью отнесется к исковым заявлениям Киева. Такое отношение всегда применяется к истцу, который должен серьезную денежную сумму ответчику. Напомним, что в 2012 году Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма удовлетворил большую часть требований «Газпрома» к минэнерго Литвы и литовской компании Lietuvos Dujos. Ситуация с Украиной, конечно, иная, однако прецедент решений европейских правовых инстанций в пользу российских государственных компаний уже существует. Действующая в настоящее время формула цены на российский газ определена в соглашении 2009 года, признана на тот момент украинскими чиновниками и завизирована по всем правилам в межправительственном контракте. Россия имеет полное право на выплату долга в соответствии с этим документом. У Стокгольма нет оснований для пересмотра заключенного соглашения.
Кроме того, новое украинское руководство уже неоднократно демонстрировало позицию или делало заявления, логика в которых решительно отсутствовала. Например, требование Киева от «Газпрома» компенсировать газовые запасы, находящиеся в хранилищах «Черноморнефтегаза» в Крыму. Почему претензии предъявлены «Газпрому»? Российская монополия не владеет этим газом ни юридически, ни физически. Причинно-следственная связь в этом требовании явно нарушена.
Стоит признать, что переговоры с большей частью существующего кабинета министров Украины ни по газовому вопросу, ни по какому другому просто невозможны. Для переговоров требуются две адекватные и дееспособные стороны. Нынешний Киев под эти определения не подходит.