Газета "Кишиневские новости"

Без категории

«Мы были на краю пропасти. Только дурак пошел бы тогда на досрочные выборы»

«Мы были на краю пропасти. Только дурак пошел бы тогда на досрочные выборы»
15 мая
17:53 2014

В этом убежден председатель парламента Игорь КОРМАН

Гостем очередного заседания Международного пресс-клуба «Со­циальный резонанс» стал давно ожидавшийся спикер законода­тельного органа Молдовы, вице-председатель Демократической партии Игорь КОРМАН. Встреча не­сколько раз откладывалась по при­чине большой занятости руководите­ля парламента. Апообщаться с ним нашлось много желающих – не толь­ко журналистов с правого и левого берегов Днестра, но и экономистов, экспертов, представителей деловых кругов.

По традиции, первые вопросы го­стю задал руководитель пресс-клуба Артур Ефремов:

Станет или не станет Украина федеративным государством?

– Это очень сложный вопрос. Все, что произойдет в этой стране, для Молдовы действительно очень важ­но. Потому что у нас тоже ведутся разговоры по этому поводу, у нас есть Гагаузия, есть Приднестровье. Сей­час самое главное – стабилизировать ситуацию в Украине и чтобы противо­борствующие стороны пришли к вы­воду, что надо остановиться, надо го­ворить. И большим игрокам – России, США, Евросоюзу, от которых в конеч­ном счете все зависит – надо иметь политическую волю. И потом уже на­чинать обсуждать, что надо сделать для тех или иных регионов, чтобы они успокоились и увидели свое будущее в составе Украины. Но есть вопросы к официальным властям Украины. В состоянии ли они стабилизировать си­туацию? Одно всем уже ясно: ситуа­цию с Крымом теперь никто не сможет изменить.

Как бы Вы объяснили россий­ским партнерам, что всем нам, жите­лям Молдовы с обоих берегов Дне­стра, даст подписание Соглашения об ассоциации с ЕС?

– В силу географического положе­ния Молдова находится на границе с Европой, поэтому не использовать экономический потенциал ЕС — не­разумно и недальновидно. У наших партнеров в Москве в этом смысле существуют определенные клише. Поэтому я еще в ноябре 2013 года настаивал на необходимости начала консультаций отраслевых специали­стов с коллегами из РФ, и первые такие консультации уже прошли. Вы­сказываются опасения, что с открыти­ем европейского рынка для Молдовы через нас западные товары хлынут в Россию. Подобное — невозможно, и мы готовы вместе с российской сторо­ной работать над созданием дополни­тельных механизмов для недопущения этого. Угроза нелегального перехода из ЕС неких лиц также маловероятна, учитывая существующий паспортный контроль в РМ и на границах СНГ. А безвизовый режим с Евросоюзом по­могает нам усилить молдавскую го­сударственность, потому что теперь наши граждане не будут бегать за гражданством Румынии или других стран, чтобы иметь возможность вы­езжать в Евросоюз. Об этом я говорил на недавней сессии Парламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге председателю Государственной Думы России Сергею Нарышкину и предсе­дателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. Я им прямым текстом по­старался объяснить, что Республика Молдова – это дружественная страна по отношению к России, что большин­ство молдаван за нормальные пар­тнерские отношения с Россией.

Елена Ройтбурд,

«МКв Молдове»:

Согласны ли Вы, что политика правящей коалиции по отношению к национальным меньшинствам дис­криминационна? Ни в одном органе исполнительной власти не то что на уровне первых лиц, но даже тре­тьих – пятых – десятых нет ни одно­го представителя нацменьшинств. Насколько это соответствует евро­пейским принципам? Иесли по ито­гам предстоящих выборов Демо­кратическая партия снова окажется в составе правящего большинства, намерены ли Вы как-то решать этот вопрос?

– За четыре с лишним года после возвращения из Германии я тоже зада­вал себе этот вопрос. Есть же большой потенциал – свыше 30% русского и рус­скоязычного населения. Почему же он не используется ни в правительстве, ни в государственных учреждениях? Соз­дается впечатление, что у нас в стране существуют параллельные миры. Это большая проблема. Демократическая партия стремится к тому, чтобы все слои общества, в том числе нацио­нальные меньшинства, чувствовали себя комфортно в Молдове. Я думаю, что тогда у нас будет спокойствие в обществе и в стране в целом. Над этим мы будем очень хорошо думать в про­цессе подготовки к выборам.

Наталья Узун, РЕНТВ:

– Как случилось, что правящий альянс вдруг так резко перешел от внутренних споров к внутреннему миру?

– Все поняли, какую глупость дела­ли раньше, когда каждый вечер появ­лялись на экранах телевизоров и напа­дали на партнеров по коалиции. Когда, наконец, все поняли, как упал уровень доверия к нам со стороны граждан, в самый последний момент удалось все-таки остановиться и спасти эту конструкцию. Мы были ведь тогда на краю пропасти. Только дурак пошел бы в той ситуации на досрочные выборы. Лучше бы уж тогда без выборов пере­дать власть коммунистам, сказав им: рулите дальше, потому что сами мы уже не в состоянии. Это было просто осознание реалий, когда все поняли, что дальше так нельзя, что надо круто менять свое прежнее поведение.

– Аконцепцию о выборах, страте­гию, тактику участия в выборах вы тоже совместно разрабатываете?

– Не надо ожидать, что коалиция у нас – это действительно «одна семья» и мы пойдем дальше вместе уже на­веки веков. Между Демократической партией и Либерал–реформаторской партией есть большие различия. Но по-другому нельзя было, вот мы и очутились в этой коалиции. Я ду­маю, очень важно будет объяснять людям, с чем мы идем дальше. И тут, я думаю, иметь единую страте­гию невозможно. Потому что даже в этой ситуации, когда мы говорим о европейском векторе как о приори­тете, тоже есть разные видения, раз­личные подходы. Поэтому я думаю, что у Демократической партии будет отдельная стратегия.

Юлия Семенова, eNews.md:

Очень странно, что Демокра­тическая партия ни разу, даже на уровне парламентской фракции не вступилась за национальные мень­шинства. Например, тогда, когда го­спожа Анна Гуцу, которая почему-то представляет Молдову в ПАСЕ, тре­бовала перевести русские школы на платное обучение, нападала на рус­ский язык…

– Я как спикер парламента стара­юсь нормально, нейтрально вести его заседания. Но даже если мы в одной коалиции, либерал-реформаторы без оглядки на коалицию проводят свои брифинги и пресс-конференции, гово­рят там все, что хотят, без того, чтобы спрашивать наше мнение. Мы должны обсуждать такие вопросы в коалиции, чтобы снова не случилось то, что было раньше. Мы, демократы, ведем себя правильно. Но вопрос здесь есть.

– По всем опросам по итогам предстоящих выборов в парламент пройдут те же партии, что и сейчас. Понятно, что в таком случае снова будет коалиционное правитель­ство. Скем войдет в новый альянс Демократическая партия?

– Думаю, сейчас вообще преждевре­менно об этом говорить. Сейчас важно в нормальной ситуации дожить до осе­ни, когда будет дан старт предвыборной кампании. Естественно, мы говорим, что будем искать партнеров и вступать в союз со здоровыми политическими си­лами. Конечно, было бы здорово, если бы Демократическая партия в новом Парламенте имела минимум 51 мандат. Тогда нам было бы намного легче, по­тому что мы считаем, что у нас позиция правильная и по внешней политике и с Евросоюзом, и с Российской Федераци­ей. Но скорее всего этого, к сожалению, не случится, и придется дружить с дру­гими. А с кем именно – решение будем принимать по итогам выборов.

Борис Шаповалов, фонд «Содружество»:

Какова Ваша точка зрения по НАТОи нейтралитету Молдовы? Это же связано с отношениями с Российской Федерацией.

– Всем известно, что согласно Конституции Молдова – нейтральная страна. Этот вопрос никто сейчас не затрагивает. И даже если бы кто-то у нас начал дискуссии по этому поводу, его не услышали бы в НАТО и в стра­нах Евросоюза. Отношение к членству в НАТО в Молдове отрицательное, о чем свидетельствуют все опросы. Тем более, если мы действительно наде­емся в дальнейшем прийти к решению приднестровской проблемы, нейтра­литет и в этом контексте очень важен. Он важен и в контексте наших отноше­ний с Российской Федерацией.

Роберт Западинский, ежене­дельник «Коммерсант ПЛЮС»:

– Есть мнение, что сразу же по­сле летней сессии парламента в стране будет введено чрезвычай­ное положение и на два года будут отложены выборы, чтобы поста­вить окончательно точку в вопросе об оппозиции. Вы верите, что вы­боры состоятся?

– Выборы обязательно будут. И мое мнение, что дату выборов надо определить до конца этой сессии.

Я думаю, что после этого все успо­коится в стране, у всех будет цель, и партии будут думать о стратегии. Это нужно, чтобы такого рода вопросы не возникали.

Руслан Шевченко, доктористорических наук:

Как получилось, что Демпар­тия внезапно отказалась от канди­датуры Мариана Лупу на пост пред­седателя парламента и выдвинула Игоря Кормана?

– Мы все прекрасно понимаем, что случилось, начиная с этой охоты в «Пэ­дуря Домняскэ», и что произошло до мая того года. Напомню и о решении Конституционного суда – что предсе­датель Либерально-демократической партии Влад Филат не мог быть даль­ше премьер-министром. Было по­нятно, что либерал-демократы ни на каких условиях не пойдут на то, что­бы Мариан Лупу оставался дальше председателем парламента. И реше­ние принял сам Мариан Лупу. Партия стала искать другую кандидатуру. И коллегам почему-то показалось, что лучше попробовать мне. Это было коллегиальное решение. Таким обра­зом у нас решаются все вопросы. И я думаю, что на следующие выборы мы тоже пойдем командой.

АлександрКуркин, Jurnal TV:

– На фоне бесконечных раз­говоров о борьбе с коррупцией мы видим лишь какие-то мелкие случаи – полицейские, судьи, учителя, врачи. Ни одного гром­кого дела, касающегося крупного чиновника, никакого реального эффекта. Увидим ли мы, наконец, наказание настоящих коррупцио­неров?

– Это, возможно, самая большая проблема, существующая в Молдове. И низкий уровень доверия населения во многом объясняется этим.

Не думаю, что нужно устраивать показательные процессы перед вы­борами. Всем будет понятна их цель. Главная проблема – ситуация внутри судебной системы. И это после того, как мы приняли хорошие законы, пош­ли на такой непопулярный шаг, как существенное повышение зарплат судьям. Мы дали Высшему совету магистратуры рычаги для наведения порядка в системе. Но судьи привык­ли к таким неофициальным платежам, что и это повышение зарплаты для них ничего не значит. История с судьей Но­гаем из Каушан, которого оправдали за историю с акциями «Молдоваагро­индбанка», – очень тревожный знак. Боюсь, что в этой ситуации нет друго­го выхода, кроме как всех коррумпи­рованных судей уволить и привлечь новое поколение юристов, не заражен­ное вирусом коррупции. Но делать это надо спокойно, а не накануне выбо­ров. Пока мы не создадим нулевую то­лерантность к взяточничеству, ситуа­ция не изменится. Но я, честно говоря, не верю, что Молдова сможет своими силами от этой болезни избавиться. Ее нигде в мире до конца не вылечи­ли, но у нас такие масштабы… Еще и поэтому я сторонник евроинтеграции, что убежден: европейцы помогут нам решить проблему коррупции.

Елена РОЙТБУРД.

О чем еще говорил Корман:

– Нас упрекают, что решение о парафировании и подписании Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и Договора о зоне свободной торговли мы приняли без совета с народом и игнорировали требования общественности о проведении референдума по этому вопросу. А разве, подписывая Договор о свободной торговле с СНГ, мы проводили референдум? По-моему, своего рода референдумом, который покажет, поддерживает ли молдавское общество Соглашение об ассоциации с ЕС, станут парламентские выборы. Если граждане проголосуют на них за партии, входящие в Коалицию проевропейского правления, это будет означать, что они поддерживают курс европейской интеграции.

– Для меня нет проблемы в названии языка – молдавский или румынский. Я считаю себя молдаванином, потому что мои деды-прадеды, а я их помню, были молдаванами. В то же время я утверждаю, что говорю по-румынски, может быть, потому, что учился в Яссах. Но меня нисколько не коробит, когда кто-то заявляет, что говорит по-молдавски. Каждый имеет право на самоидентификацию, и не надо политизировать этот вопрос.

– Представители оппозиции жалуются, что ни один их законопроект не принимается к обсуждению. Но еще в прошлом году мы предложили им, чтобы раз в месяц после пленарного заседания они делали свои предложения в повестку дня. Они не соглашаются, считая это подачкой. На их месте я бы тоже написал сотни прекрасных законопроектов – о повышении зарплат, предоставлении льгот и т.д. Но надо исходить из реальных возможностей страны.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,170,00%
EUR19,03–0,01%
GBP22,87–0,05%
UAH0,44–0,47%
RON3,820,00%
RUB0,18–0,01%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив