112-я степень несвободы…
Зависимость молдавских средств массовой информации – относительная и безусловная
Вот уже 20 лет подряд третьего мая отмечается Всемирный день свободы прессы (к слову, когда-то практически на месте этой даты вкалендаре стоял День советской печати; иные наши коллеги празднуют его до сих пор). Внынешнем году как раз к началу мая подоспел и отчёт американской неправительственной организации Freedom House, которая регулярно исследует состояние политических и гражданских свобод по всему миру. Согласно свежему документу организации, по степени свободы средств массовой информации Молдова занимает сегодня 112-е место…
Разумеется, это более чем спорный вопрос: правомерно ли конвертировать святое для многих философское понятие Свободы в социологическую «табель о рангах», аккуратно оформленную в программе Exel. Однако сколько бы условными и субъективными ни были такого рода исследования, их результаты неизменно становятся неким азартным раздражителем – и отнюдь не только лишь для профессиональных журналистов. Все, к кому корреспондент «МК-Молдова» обратился с просьбой прокомментировать «112-ю степень несвободы» отечественных СМИ по версии американских исследователей, откликнулись с исключительным энтузиазмом.
Писатель и журналист Олег Краснов:
– Независимый журналист – это человек, который пишет или говорит то, что думает (или о чём хочет, если речь не идёт о политике) и может найти среди многообразия изданий и каналов такие, которые бы не только интересовались его творчеством, но и платили бы за это деньги. Независимых журналистов сегодня в Молдавии совсем немного, и сотрудничают они, как правило, с третьестепенными изданиями. Но, тем не менее, они всё же существуют, что оставляет некоторую надежду.
К результатам «исследования» Freedom House лично я всерьёз относиться не могу – поскольку эта организация финансируется правительством США, а господин Джозеф Байден про «историю успеха» нам всё уже объяснил. Отечественные медиа сегодня не представляют весь спектр взглядов молдавского общества. Скажем, сколько- нибудь заметные телеканалы откровенно не жалуют левых, центристов и молдавенистов, слабо представляют интересы русскоязычных граждан РМ. Бумажные издания и интернет-ресурсы несколько более разнообразны, но, как правило, и они жёстко выдерживают «линию партии», не позволяя пробиться на свои страницы инакомыслию. В молдавской прессе нередки случаи нарушения журналистской этики, проявления ксенофобии, на что никак не реагируют ни власти, ни организации журналистов. Центр независимой журналистики – не более чем грантовая организация, обслуживающая интересы спонсоров.
Ещё на первом курсе журфака студентам объясняют, что в демократическом обществе свободные СМИ – это законодательно оформленная кость в горле любой действующей власти. Та часть системы сдержек и противовесов, которая (в идеале – от имени общества) контролирует и, если говорить совсем просто, не позволяет политикам зарываться в погоне за собственной выгодой. И примеры такой исключительной эффективности в истории зафиксированы – достаточно вспомнить «Уотергейт» и президента Никсона, по сути, отправленного в отставку американской прессой. Впрочем, блестящие исключения только подтверждают правило: профессиональный политик по-настоящему начинает радеть за свободу слова, лишь оказавшись в глухой оппозиции…
Башкан Гагаузии Михаил Формузал:
– Нельзя сказать, что в республике не было проблем со свободой прессы во времена правления ПКРМ. Но при нынешней власти эти проблемы приняли совсем извращённый характер. И сплошь обросли «финансовыми обязательствами», конечно.
Просматривая каналы, читая газеты, без всякого труда определяешь, какая из политических сил Молдовы в данном случае «заказывает музыку». А также распределяет лакомые куски рекламного пирога.
Сегодня у нас дошло до того, что в электоральных интересах политических партий КПП скупаются даже кабельные телевизионные сети. Всё это говорит о том, что на пути к выборам нынешней осени избиратель будет получать всё более и более искажённую информацию. Да и сами выборы, уверен, не будут соответствовать ни демократическим нормам, ни требованиям прозрачности.
Но чему удивляться? Столь ныне воспеваемые молдавскими властями «демократические ценности» – это в том числе и СМИ Европы, США. И мы не раз убеждались, насколько тенденциозными, предвзятыми бывают массмедиа этих стран. То, как они освещают текущие события на Украине – вопиющий пример двойных стандартов, когда за одни и те же действия «своих» гладят по головке, а «чужих» объявляют преступниками и террористами…
Напомним: Freedom House сегодня не единственная международная организация, выставляющая странам «отметки» за независимость. «Репортёры без границ» также обнародовали свой «Индекс свободы слова» за минувшую часть 2014 года. Любопытно, что в этом (всё же более профессиональном) рейтинге Молдова заняла довольно приличное 56-е место. Обойдя при этом не только все страны СНГ за исключением Грузии, но и такие вполне демократические государства как Южная Корея и Венгрия. Однако придётся уточнить, что в последние годы в списке «Репортёров» республика неуклонно теряет позиции. Если присмотреться к динамике, это падение действительно приходится на годы правления молдавской «проевропейской» власти.
Председатель движения «Антимафия» Сергей Мокану:
– Полагаю, цифра «112» вполне соответствует реальной ситуации со свободой слова в нашей стране. Важно понять, что молдавские СМИ принципиально не могут сегодня существовать вне той коррумпированной системы политических кланов, которая сложилась в республике к сегодняшнему дню. Они – её часть.
При этом, сейчас уже нельзя говорить о цензуре в её классическом понимании, какой она была, скажем, во времена СССР. Сегодня в массмедиа правит бал самоцензура, что во многом гораздо более опасно. Молдавский журналист крепко привязан к системе, экономически полностью от неё зависим. Следовательно, ему не нужен внешний цензор, он сам прекрасно знает, что и как он должен писать, говорить и снимать, чтобы потрафить «хозяину», чтобы система не выкинула его, оставив на произвол судьбы безработного журналиста…
Можно ли это изменить? Да, изменив политическую систему. Скажу вам больше: по итогам грядущих выборов, когда вышеназванных кланов не станет, многие средства массовой информации Молдовы ждёт банкротство буквально в течение нескольких недель…
Странно, что едва ли не меньше всего в этих, всё же довольно умозрительных, рассуждениях о свободе слова отводится главному «актеру» массмедиа – репортеру. Ремесленнику, которого – в отличие от всё ширящейся армии аналитиков-политологов – кормят железные ноги и быстрое перо (микрофон). Для которого слово «дедлайн» неизмеримо важнее всех рейтингов «свободы СМИ» вместе взятых.
Репортёр телеканала Publica TV Виктория Крюкова:
– Знаете, я бы все эти «призовые» места вообще отменила и просто делила прессу всего мира на две категории: «относительно зависимую» и «зависимую безусловно». Так вот, с 2009 года, на мой взгляд, молдавские СМИ в большой степени избавились от тотального контроля, стали не только хвалить, но и критиковать, копать, добывать информацию. Даже если она не вписывается в редакционную политику одного СМИ – непременно появится в другом. Плюрализм, о котором еще 5 лет назад сложно было и подумать, сейчас в журналистике есть. В этом смысле многие страны СНГ уж точно могли бы нам позавидовать. И я ничуть не лукавлю, когда с гордостью говорю, что мне повезло начинать в профессии именно в такой рассветный период…
… Печальные одесские события последних дней получили ошеломляющую «визуализацию» посредством любительских видеороликов на «Ю-тьюбе», на страницах блогеров. Эту часть украинской трагедии можно было отслеживать практически в режиме реального времени. Кажется, никакое самое оперативное и объективное СМИ не могло бы сработать эффективнее, нежели простые зеваки с мобильными телефонами и планшетами в руках. Так, может быть, свободу слова, Блог, спаси и сохрани?
Сергей Узун, молдавский блогер-тысячник, известный в Сети как frumich:
– Нет-нет, блог – это не СМИ. Просто частная площадка, не более того. Он не заменит новостное издание и труд профессиональных журналистов. Хотя в арсенале у блогера есть некоторые средства, чисто организационно недоступные «настоящим» СМИ, он может лишь внести свою скромную лепту в общее информационное пространство, но не занять его место. В сущности, это обычный гражданин, который что-то кричит на людной площади…
Когда молдавский КСТР закрывает неугодный власти канал, это, нравится нам или нет, реальный пример давления на свободу слова. Сколько бы честных людей потом ни высказались по этому поводу в ЖЖ или на Фейсбуке…
И несколько простых и довольно известных фактов в заключение. Рынок наиболее влиятельных электронных массмедиа Молдавии сегодня распределен между считанными владельцами. Так, олигарх Влад Плахотнюк контролирует телеканалы PrimeTV, 2Plus, Canal3 и PublikaTV, семья бывшего президента Лучинского – TV7, ТНТ, братья Виктор и Виорел Цопа – Jurnal TV. Нет никаких сомнений и в том, что скандал начала года с попыткой изъятия из большинства телесетей сразу нескольких каналов – был борьбой за «pole position» на старте предвыборной гонки. Как очевидно и то, что совсем не за «отсутствие плюрализма» был закрыт в своё время NiT…
Дмитрий ТЕРЕХОВ.