Болезни-невидимки
Официальная статистика «не замечает» профессиональных заболеваний
Сегодня в Молдове на вредном и опасном производстве заняты около 85 тыс. человек. При этом за 2012 год (итоги 2013-го еще не подведены) в республике были официально зарегистрированы всего 12 случаев профессиональных заболеваний. В то же время в развитых странах, таких, скажем, как Швеция или Финляндия, где и стандарты жизни, и уровень организации труда неизмеримо выше молдавских, ежегодно регистрируются до 7000 таких заболеваний.
Неужели мы настолько здоровее шведов и финнов, что никакие болячки нас не берут? Увы… Основные причины такого «благополучия», и это признают и представители властей, и представители профсоюзов, в отсутствии единой автоматизированной системы профессиональных заболеваний, государственной политики в сфере охраны труда, недостаточной квалификации медиков и низкой культуре организации рабочих мест. Не заинтересованы в создании объективной картины и работодатели.
Вот и получается, что в настоящее время в Молдове средний коэффициент профессиональной заболеваемости составляет… 1,7 случаев на 100000 работающих. Не надо быть специалистом, чтобы понять: цифры эти далеки от реальности, поскольку в стране масса рабочих мест с вредными и опасными условиями. По словам вице-директора Инспекции труда Национальной конфедерации профсоюзов Георгия БУРБУЛИ, ни в одном государственном учреждении, включая Министерство здравоохранения, Министерство труда, социальной защиты и семьи, Государственную инспекцию труда нет квалифицированных специалистов, способных оценить условия труда и выявить профессиональные заболевания. Более того, отсутствует и официально утвержденный перечень таких заболеваний, действовавший в советское время.
По далеко не полным данным Министерства здравоохранения, в период 2008-2012 гг. в республике были зарегистрированы 88 случаев профессиональных заболеваний с 93 пострадавшими. Половина из них – механизаторы, заболевшие вследствие длительного воздействия вибрации. За ними следуют работники промышленных предприятий, пострадавшие от вредных химических веществ. В числе самых опасных и самых тяжелых остается и профессия строителя.
В результате зачастую суды не признают ущерб, нанесенный здоровью работников, следствием профессионального заболевания, даже если это подтверждено документально. Если же будут утверждены законодательная база и перечень профессиональных заболеваний, статистика окажется существенно подпорчена неблагополучной картиной, приближенной к реальности. А это мало кому выгодно. Поэтому, как считает председатель Национальной конфедерации профсоюзов Олег БУДЗА, особенно важно, чтобы специалисты, которые будут заниматься медицинским контролем за здоровьем работников, не зависели ни от какого ведомства и их труд оплачивался напрямую из госбюджета, и соответствующая структура тоже.
Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки: на 2013-2016 гг. разработана Национальная программа в области безопасности и здоровых условий труда, которая предусматривает приближение к европейским стандартам. Однако внедрение документа может занять гораздо больше времени, чем предполагается. Пока процедура признания заболевания профессиональным достаточно сложна. Сначала работник должен обратиться в Республиканскую клиническую больницу. Если там подтвердят наличие болезни, случай будет рассмотрен в Национальном центре общественного здоровья, и только после тщательной проверки можно будет говорить, что заболевание стало следствием факторов риска на рабочем месте. И, как утверждает заведующий Отделом здоровья работников этого учреждения Вячеслав ВАСИЛЬЕВ, все зарегистрированные в последние годы случаи профессиональных заболеваний были выявлены после обращения работников. А в результате медицинского контроля – ни одного. В общем, спасение утопающих по-прежнему в руках самих утопающих…
Елена РОЙТБУРД.