О жирных столичных котах
Мунсоветник от «Нашей Партии» Илиан Кашу говорит о «крыше» Дорина Киртоакэ, «деревьях-убийцах» и кувшине со сметаной
Мы помним тот энтузиазм, каким горел вице-председатель «Нашей Партии», баллотируясь два года назад на должность мэра Кишинёва. Сегодня констатируем, что Кашу-мунсоветник нисколько ни изменился…
– Господин Кашу, на днях, в ответ на заявление вице-примара Грозаву о неизбежности повышения цены на проезд в городских маршрутках, вы фактически обвинили примэрию в бездействии. А какова, собственно, альтернатива?
– Вопрос стоит несколько иначе. С середины девяностых, когда в столице была введена система частного городского транспорта (временная, как тогда полагали), я как кишинёвец, а теперь и мунсоветник, ни разу не видел результатов профессиональных и независимых аудитов фирм, которые осуществляют перевозки. То есть нет никаких данных об их реальных доходах. Разумеется, я говорил с простыми работягами из этой сферы – водителями, техническим персоналом – у них заработки довольно скромные. А вот владельцы фирм, подозреваю, – жирные коты, сидящие у кувшина со сметаной. Причём сметаны этой вдоволь перепадает и некоторым городским чиновникам. И заметьте, «маршрутчики», в отличие от троллейбусных и автобусных парков, никаких субсидий из муниципального бюджета не получают.
Другая проблема – какое-то запредельно дилетантское отношение городской администрации к транспортной системе вообще. Сами знаете, у нас могут с лёгкостью за ночь изменить какой угодно маршрут, просто поставив население города перед фактом. Об осмысленном планировании, хотя бы краткосрочном, и речи не идёт. Хотя существует разработанная специалистами одной из немецких компаний целая Стратегия развития общественного транспорта Кишинёва. Однако ни одного из её пунктов у нас даже не попытались внедрить.
Когда господин Грозаву заявляет, что маршрутки постепенно исчезнут, он явно не может объяснить, как люди будут добираться в те части города, куда не ходит «большой» транспорт. Слушая его разглагольствования о неизбежности повышения цен, хочется спросить: представляется ли Грозаву столь же неизбежным повышение пенсий и зарплат?
Словом, позиция фракции НП в мунсовете по этой проблеме такова: сначала подробный аудит фирм-перевозчиков, затем чёткий план развития городского транспорта и лишь потом разговоры о тарифах. В противном случае, всё это безответственная и опасная демагогия.
– А что это за немецкая Стратегия? Вы её читали?
– Конечно, ещё будучи кандидатом на выборах примара я был обязан ознакомиться со всеми документами. И больше всего мне в Стратегии запомнился пункт, рекомендующий переходить с бумажных билетов на электронные. Авторы документа выяснили, что часть денег, заплаченных пассажирами в троллейбусах и автобусах, «проскальзывает» мимо бюджета и, предположительно, идёт на… финансирование Либеральной партии. Помнится, в сентябре 2014 Дорин Киртоакэ громко анонсировал переход на электронные билеты – два с половиной года спустя результат у вас перед глазами…
– Как перед глазами и город, задыхающийся скорее от частного, нежели общественного транспорта…
– Как ограничить поток транспорта, разумно организовать парковки – подобные проблемы успешно решаются во многих городах мира. Но для этого нужна воля и искренняя заинтересованность – «ингредиенты», абсолютно, увы, неизвестные нынешней администрации Кишинёва.
– Вы и ваша фракция представляете в примэрии отчётливо оппозиционную «Нашу Партию». Означает ли это, что и в мунсовете фракция НП также находится в глухой оппозиции?
– Формально, наверное, нет, но по сути… Скажем, в прошлом году наша фракция предложила новый регламент по земельным аукционам. Земельные участки в Кишинёве – мощнейший ресурс, если продавать их по рыночным ценам с аукционов, городу не будут нужны никакие иностранные займы и кредиты. Кроме того, мы стремились сместить в этом вопросе акценты с личности примара, передав прерогативу принятия решений мунсовету (он нас единогласно поддержал). А затем сразу же споткнулись о Госконцелярию, у которой, как там выразились, появился ряд «технических поправок». В результате, документ по сей день заблокирован, впереди нас явно ждёт долгая борьба с тупой бюрократической машиной, и всё же мы полны решимости довести начатое до конца.
Добавлю, что примэрия не проводила подобных аукционов с 2013 года. О многочисленных схемах наглого воровства земельных участков в Кишинёве, как и о связанных с этим миллионных суммах убытков городского бюджета, мы могли бы с вами затеять отдельный, длинный разговор…
– В последнее время общественное мнение очень нервно реагирует на вырубку деревьев в Кишинёве. Эти меры действительно необходимы?
– Существует полуофициальный термин «дерево-убийца» – ствол которого высох или прогнил более чем на 20%. В случае сильного ветра такое дерево может упасть, вызвав непредсказуемые, а то и трагические последствия. Именно так в сентябре прошлого года на Буюканах погибла женщина. В Кишинёве сегодня около 2000 деревьев-убийц, и, конечно, от них следует избавляться.
Другое дело, что предприятие «Spatii verzi», как и примэрия в целом, очень неумело работает с информированием населения. А иногда нашей фракции приходится, наоборот, будоражить общественное мнение – как в случае с недавней вырубкой в Долине Роз. Если бы не активность простых кишинёвцев, те качественные саженцы ясеней так и не были бы высажены взамен вырубленных деревьев.
При поддержке прошлой администрации управления образования мы смогли обязать директоров школ и детсадов сообщать о дефектных деревьях на территории детских учреждений. Сейчас идёт работа над тем, чтобы обезопасить от «убийц» хотя бы ребятишек.
– Видел, как недавно вы фактически «вели репортаж» из аварийного здания управления сельского хозяйства и питания. Неужели у примэрии нет средств даже на свои офисы?
– Перестаньте искать в деятельности нынешней примэрии Кишинёва какую-либо эффективность и ясность, их там нет в принципе. Структуру городской администрации нужно было начинать реформировать ещё десять лет назад. А сделать это не даёт сложное «сплетение» экономических и политических интересов отдельных ответственных лиц.
Ещё свеж в памяти жуткий скандал с поставкой просроченных продуктов в детские учреждения. У меня стойкое впечатление, что всю ситуацию в итоге повернули так, чтобы сместить главу управления образования Татьяну Нагнибеду-Твердохлеб и поставить на её место нужного человека. Сегодня обязанности директора управления как бы временно выполняет Александру Фляш – близкий приятель Дорина Киртоакэ, участник нашумевшей «гаражной вечеринки». Формально, конкурс на эту должность объявлен давно, но кандидатов, по разным причинам, из месяца в месяц не находится.
Вообще, мы можем сколько угодно обсуждать каждую из специфических проблем города, но в любом случае всё упрётся в один простой факт. У Дорина Киртоакэ сегодня есть надёжная «крыша» в лице всем известного олигарха, которому всё ещё нужны голоса Либеральной партии в парламенте. А значит, в Кишинёве всё пока останется по-старому…
Олег ВЕТРОВ.