Газета "Кишиневские новости"

Новости

«Будем жёстко блюсти интересы своей страны»

«Будем жёстко блюсти интересы своей страны»
15 декабря
00:00 2016

Игорь Додон собирается в Тирасполь, планирует встречу с Путиным и не намерен миндальничать с унионистами

На исходе прошлой недели побе­дивший на президентских выборах оппозиционный кандидат дал большое и предельно откровен­ное интервью ведущему одной из программ телеканала Accent TV. «МК-Молдова» предлагает своим читателям наиболее интересные высказывания Игоря Додона, про­звучавшие в этом эфире.

О намеренных проволочках

– Я знаю, что Конституционный суд был готов, как это и предписывает за­конодательство, в десятидневный срок после окончания выборов вынести ре­шение о признании меня президентом. Документы из ЦИКа ушли в КС уже 21 ноября. Однако наши политические оп­поненты, проигравшие выборы, попы­тались опротестовать результаты го­лосования, обращаясь в суды разных уровней. И явно умышленно затянули этот процесс. Случайно ли? Лично я в случайности не верю. Пока Санду и Нэстасе ходили по судам, не позво­ляя КС официально объявить Додона президентом, власть успела назначить Генерального прокурора, внести кор­рективы в пенсионную систему страны и дать добро на открытие в Молдове офиса НАТО. То есть провести именно те решения, о которых я неоднократно высказывался критически и которые, успей я вступить в должность, непре­менно бы заблокировал…

О Тимофти и генпрокуроре

В конце ноября мы смогли прове­сти важную реформу, согласно которой отныне Генеральный прокурор будет назначаться с одобрения президента. Это даст главе государства дополни­тельные рычаги, для того чтобы влиять на ситуацию в стране. По новому зако­ну, в Совет прокуроров, выдвигающий кандидатов на пост генпрокурора, обя­зательно должны входить представи­тели гражданского общества, а также лицо, делегированное президентом.

К сожалению, Николай Тимофти утвердил кандидата согласно старой редакции закона. Учитывая, что это произошло уже после президентских выборов, можно было ожидать, что Тимофти хотя бы под занавес своего четырёхлетнего мандата проявит ха­рактер – откажется делать то, на что, по сути, у него больше нет полномо­чий. Но, видимо, обещанные ему вла­стью кабинет, автомобиль и секретарь оказались важнее…

В любом случае, мы рассматрива­ем решение Тимофти как абсолютно незаконное и считаем, что есть все основания добиваться аннулирования результатов этого «конкурса».

О пенсионной реформе

Пока шла избирательная кампа­ния, власть, разумеется, и не помыш­ляла о том, чтобы затеять столь не­популярную реформу – её рейтинг и без того стремится к нулю. После из­брания президента, представляющего оппозицию, многим и вовсе стало ясно, что теперь контролировать главу госу­дарства они не смогут. Потому парла­ментское большинство, заседая по 12 часов в день, так торопится успеть до моей инаугурации принять как можно больше законов.

Я уже говорил, что победа на пре­зидентских выборах промолдавского кандидата-государственника – проме­жуточная. Нам ещё предстоит нешу­точная схватка с «проевропейской» властью – в том числе и за то, чтобы отменить эту бесчеловечную пенсион­ную реформу. Если нынешний состав законодательного органа к нам не прислушается, полагаю, не останется другого варианта, кроме как выйти к обществу с инициативой референдума о досрочных парламентских выборах.

О Приднестровье

Моим первым официальным ви­зитом в должности президента станет поездка в Москву. Но прежде, чем это произойдёт, мне очень хотелось бы посетить Тирасполь. У меня пока не было контактов со структурами, пред­ставляющими формат «5+2», но на интуитивном уровне я чувствую, что на ближайшие несколько лет у нас появляется «окно» возможностей для преодоления противоречий между дву­мя берегами Днестра. Если упустим момент сейчас, это «окно» закроется ещё на десятилетия.

Да, наверное, с руководством не­признанной ПМР у нас на многое раз­ное видение. Я считаю, что Придне­стровье было, есть и будет частью РМ. Но этот визит и не предполагает пока некой амбициозной повестки дня – просто встреться, познакомиться, наладить общение. Но объединение страны в качестве президента и по­литика я вижу одной из своих главных задач.

О Евросоюзе

В Молдове внешняя политика – традиционно прерогатива президента. При этом, думаю, не для кого уже не секрет, что я – убеждённый евроскеп­тик. Молдова не сможет стать членом Евросоюза ни в обозримом, ни в от­далённом будущем. Да нам это и не нужно.

Была бы моя воля, Соглашение об ассоциации с ЕС, которое крити­кую все эти годы, я бы пересмотрел или даже аннулировал. Однако пре­зидент подобными полномочиями не располагает, по закону это решение может принять только парламентское большинство.

Я, впрочем, никогда не отрицал не­обходимости поддерживать с Европой добрые, дружеские отношения. Более того, многие совместные программы весьма выгодны для Молдовы, их нуж­но развивать и впредь. А вот эконо­мическая часть Соглашения об ассо­циации представляет собой большую проблему для республики. Молдавский рынок сегодня почти безоговорочно, настежь открыт для европейских то­варов, что буквально убивает отече­ственного производителя. В последние годы мы стали импортировать из ЕС фактически весь перечень товарных позиций, которые можем производить сами.

О ЕврАзЭС

Как профессиональный экономист я чётко понимаю, что для Молдовы вы­годнее всего углублять сотрудничество и интеграцию в евразийском экономи­ческом пространстве. Принять подоб­ное решение – это тоже прерогатива парламента. Но на данном этапе, ис­ходя из полномочий президента, уже в начале следующего года мы начнём переговоры с нашими российскими коллегами, чтобы для начала попы­таться решить проблему с трудовыми мигрантами и экспортом молдавских товаров на рынок РФ. Аргументы рос­сийской стороны просты: пока у Мол­довы действует соглашение о свобод­ной торговле с Европой, Россия не может полностью открыть свой рынок для молдавских товаров ввиду рисков реэкспорта. На первом этапе нам нуж­но снять таможенные пошлины на про­дукцию из Молдовы, которая уже при­сутствует на российском рынке. Далее можно будет вести разговор о полном снятии эмбарго.

Вступление Молдовы в Евра­зийское экономическое сообщество противоречило бы уже подписанной ассоциации с ЕС. Но подписание с ЕврАзЭС рамочного соглашения, ме­морандума о сотрудничестве – вполне реальная перспектива.

Ну а после следующих парламент­ских выборов в Молдове, на которых, я уверен, ПСРМ получит большинство, можно будет говорить о полноценной интеграции республики в ЕврАзЭС.

О встрече с Путиным

Мой визит в Москву пройдёт в са­мом начале 2017 года, главной его частью станет встреча с президентом России Владимиром Путиным. С моей стороны для обсуждения с главой рос­сийского государства будут предложе­ны три темы.

Во-первых, проблема молдавских трудовых мигрантов. Сегодня в Рос­сии, по официальным данным, рабо­тают около 500 тысяч наших граждан, по неофициальным – думаю, под мил­лион. Примерно 200 тысяч из них так или иначе нарушили миграционный режим и годами просто не рискуют приезжать домой, к семье, боясь, что их не пустят обратно в Россию. Идеальным решение, на мой взгляд, могла бы стать единовременная ам­нистия для всех.

Во-вторых, вопрос отмены тамо­женных пошлин на молдавских экспорт и полное снятие эмбарго – о чём я уже сказал.

И в-третьих, тема приднестров­ского урегулирования. РФ является ключевым игроком в формате «5+2», я уверен, что у российского руковод­ства есть и желание, и возможности способствовать возврату отношений между двумя берегами Днестра в кон­структивное русло.

В целом, хочу отметить открытость России, её готовность к диалогу. В преддверии визита я встречался с по­слом РФ в Молдове, представителями всех четырёх фракций Госдумы, и эти встречи были полны позитивного на­строя.

Добавлю, что после Москвы запла­нирован визит в Брюссель.

О противодействии унионизму

– Пребываю в некотором недоуме­нии после того, как несколько дней назад премьер Румынии высказался в том смысле, что, дескать, планы по объединению с Молдовой не следует откладывать в долгий ящик. Молдав­ские власти, как всегда, ответили на это молчанием.

Мы уважаем наших соседей, ценим их дружбу и действенную помощь. Но как президент независимой страны я буду требовать – если надо, то доволь­но жёстко – от румынского руководства взаимного уважения, отказа от вмеша­тельства во внутренние дела РМ. Не­желание подписывать договор о гра­нице, финансирование унионистских партий в Молдове – не лучший способ продемонстрировать уважение.

Я за то, чтобы в молдавских шко­лах преподавалась история Молдовы, а не другого государства. В ближайшее время мы выступим с соответствую­щей инициативой и проектом учебни­ка. Мы будем последовательно блюсти интересы своей страны.

О председателе ПСРМ

– Не стоит переживать за буду­щее Партии социалистов только по­тому, что Игорь Додон, следуя букве закона, сложил мандат председате­ля. За каких-то пять лет мы смогли построить самую сильную партию в Молдове, которая сегодня присут­ствует в каждом населённом пункте республики и пользуется доверием 45% граждан страны.

В условиях парламентской ре­спублики, президент, у которого нет поддержки сильной партии в законо­дательном органе, ничего сделать не сможет. ПСРМ и её фракция будет надёжной опорой для президента в течение следующих нескольких лет. Я знаю, что Партия социалистов оста­нется в оппозиции нынешней власти, не пойдёт ни на какие коалиции, будет добиваться досрочных парламентских выборов.

На внеочередном съезде ПСРМ, который пройдёт 18 декабря, будет избрано новое руководство партии. Некоторое время назад мы предложи­ли нашим территориальным организа­циям провести отчётно-выборные со­брания, и потому я сегодня уверенно утверждаю: большинство молдавских социалистов на должности председа­теля ПСРМ хотят видеть Зинаиду Пе­тровну Гречаную.

Подготовил к печати Олег ВЕТРОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,24+0,37%
EUR19,00–0,19%
GBP22,82–0,25%
UAH0,44–0,10%
RON3,82–0,18%
RUB0,18–1,33%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив