Газета "Кишиневские новости"

Новости

ТАИНА БЕЛОВЕЖСКИХ СОГЛАШЕНИИ

ТАИНА БЕЛОВЕЖСКИХ СОГЛАШЕНИИ
01 декабря
00:22 2016

Правда ли, что главы трех республик разрушили Советский Союз случайно во время охоты

В этом году мы отмечаем чет­вертьвековые юбилеи целого ряда событий, решавших судь­бу Советского Союза: мартов­ского референду­ма о сохранении СССР, июльских выборовпервого Президента России, августовско­го путча… Точку в этой цепи поста­вили Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря в Виску­лях главами России, Белоруссии и Украины. Это был документ, в ко­тором говорилось о прекращении существования СССР как «субъекта международного права и геопо­литической реальности». О леген­дах, связанных с Беловежскими соглашениями, и о том, как на са­мом деле развивались события на переговорах в Вискулях и в пред­шествующие им дни, нам расска­зал участник тех событий, советник первого Президента России Сергей ШАХРАЙ.

Охота

— Существуют версии о том, что Бе­ловежские соглашения были импровиза­цией. Или — что об их сути заранее знал только Ельцин. А как на самом деле? Го­товились ли они и в каком составе, было ли несколько вариантов итогового доку­мента?

— Готовых проектов соглашения не было. Может быть, кто-то зашил их в пиджаке, но я этого не видел. В Минске проходила заранее запланированная двусторонняя встреча, ви­зит делегации РСФСР в Белоруссию, который начался 7 декабря. Планировалось обсудить программу сотрудничества республик. По ходу встречи у Шушкевича или у Ельцина воз­никла идея позвонить Кравчуку и пригласить его. Причем и Ельцин, и Шушкевич потом рас­сказывали, что в телефонном разговоре они предлагали ему обсудить вопрос Союзного договора с учетом состоявшегося на Украи­не 1 декабря референдума о независимости. (Напомним, что еще 17 августа Ельцин па­рафировал Союзный договор, под которым, если бы не путч, были готовы подписаться девять союзных республик. — Авт.) Но в ходе референдума на Украине 96% граждан респу­блики высказались за независимость, поэто­му Кравчук сказал примерно следующее: «Ни­чего подписывать не буду и даже обсуждать. От Союза остались две республики: РСФСР и Казахстан. Все остальные ушли, говорить не о чем».

Почему-то до сих пор в голове у многих не складывается, что СССР развалился не вслед­ствие Беловежских соглашений, а еще до них. Ну, например, если предположить, что Союз «развалился» 8 декабря в Беловежской Пуще, то датами образования новых государств должны быть даты ПОСЛЕ 8 декабря!

И сразу ничего не клеится: с августа и до конца ноября текущего, 2016 года наш президент (как и лидеры других государств) поздравлял с 25-летием образования неза­висимых государств Узбекистан, Киргизию, Туркменистан и всех остальных, включая Украину.

Тогда вопрос: если ВСЕ эти государства возникли ДО 8 декабря, до «развала» Союза, то что тогда «развалили» три президента?!

25 лет ни у кого в головах не складывается историческая арифметика! Ну подождем — 25 лет, наверное, мало.

К августовскому путчу можно по-разному относиться, но то, что он стал спусковым крюч­ком распада, — факт. В период с 24 августа по 1 декабря 1991 года из Союза ушли все, кто еще не ушел до этого.

— Почему же Кравчук, которому не о чем было говорить с Ельциным и Шушке­вичем, все-таки приехал в Вискули?

— Наверное, определенную роль в том, чтобы он все-таки приехал, сыграло пригла­шение на охоту. «Я ничего подписывать не буду, но приехать поохотиться готов», — ска­зал Кравчук. А приехав, он согласился обсуж­дать сложившуюся на руинах СССР ситуацию, чтобы не повторить югославский сценарий. Это тогда было общим рефреном. К счастью, лидерам постсоветского пространства хвати­ло выдержки, чтобы не пойти по пути войны всех со всеми, а относительно вовремя при­знать, что единого государства больше нет, и попробовать цивилизованный бракоразвод­ный процесс постепенно перевести в интегра­цию по европейскому принципу.

Cправка о смерти

— И в ходе этого обсуждения возникла аббревиатура СНГ?

— Как вариант она появлялась и прежде на разных дискуссионных площадках, да и в рамках Новоогаревского процесса. Но только в Вискулях возникла идея использовать слово «Содружество» как замену слову «Союз» и как качественное обозначение уже не федератив­ного государства, а международно-правового объединения.

Преамбула состояла в том, что в Бело­вежской Пуще собрались три из четырех госу­дарств, которые в 1922 году основали СССР, то есть учредители. Они создали — они и ре­шают, что дальше делать с распавшимся госу­дарством. В 1922 году был четвертый участник — Закавказская Федерация, но она исчезла в 1936-м: на ее месте возникли три республики — Армения, Грузия, Азербайджан.

В итоге на долю трех создателей Союза ССР выпала тяжелая миссия выписать «меди­цинскую справку», что СССР умер, но на этом пространстве создается новое объединение — Содружество Независимых Государств.

— Вы — один из тех, кто присутствовал при подписании документа. Как это было: атмосфера, антураж… Был ли флер тай­ного сговора?

— От кого — тайный сговор? Горбачев сложил полномочия лидера КПСС. Союзного правительства уже не было. Только три респу­блики остались. Остальные — ушли.

Я не лукавлю, когда говорю, что заранее ничего не готовилось. Ну судите сами: на сле­дующий день, 8 декабря, оказалось, что нет даже ксероксов, чтобы скопировать бумаги. И варианты соглашения размножались через факсимильный аппарат.

Президенты сидели в отдельном зале, нас, советников, туда не допускали, оттуда только возвращали исправленные, зачеркну­тые, переписанные варианты.

Когда мы все исправили и появился го­товый проект, президенты вышли и сказали, что готовы к подписанию. Начались звонки и приглашения. Назарбаев вылетел к нам из Алма-Аты, но его в Москве Михаил Горбачев перехватил обещанием поста председателя нового Правительства СССР. Какого прави­тельства? Какого СССР? Но сработала инер­ция сознания.

Когда соглашение было подписано, пре­зиденты решили позвонить Горбачеву и Бушу. Горбачев долго не отвечал на звонки, хотя знал примерно, о чем с ним хотят поговорить (объект в Вискулях находился под охраной КГБ); американский президент соединил­ся быстрее. Потом выяснилось, что Михаил Сергеевич в это время звонил Шапошникову (последний министр обороны СССР. — Авт.) и командующим округами, призывая армию к чему-то. Все ему отказали.

Это какой-то российский рок: если взять стенограммы переговоров Николая Второго, когда к нему приехала делегация Госдумы и предложила отречение, он тоже стал звонить командующим, включая Великого князя Ни­колая Николаевича (последнего Верховного главнокомандующего Российской империи. — Авт.), и все ему сказали: отрекайся, уже поздно что-то исправлять. Так же все «посла­ли» Михаила Сергеевича…

— О чем в итоге поговорили с Горба­чевым и Бушем?

— Ельцин сказал Бушу о самом главном, что интересовало США: в беловежском доку­менте четко прописан вопрос о руководстве ядерными силами. Оно остается полностью в руках России. Остальное для американско­го президента было неважно, хотя его уди­вило происходящее. А Шушкевич объяснял Горбачеву: исходя из того, что страна уже фактически распалась, и чтобы не допустить братоубийственной войны по югославскому сценарию, мы учредили СНГ. Это был очень длинный разговор. Михаил Сергеевич никак не мог понять, что Союза больше нет, и пред­лагал все взвесить еще раз.

Подарок из Эстонии

— Горбачев сказал стране, что СССР больше нет только 25 декабря. А что он де­лал в промежутке между 8 и 25 декабря?

— Предпринимал попытки собрать какие-то остатки власти. Когда ему все отказали — он стал предлагать формы переходного пе­риода, но с ним уже никто не общался.

— В какой момент можно было предот­вратить распад СССР?

— Союзный договор был подписан в 1922 году, но в 1936-м, когда была принята Конституция СССР, он исчез, перестал дей­ствовать. В Конституции 1977 года Союзно­го договора тоже не было. Как, почему, из каких кустов возникли Новоогаревский про­цесс и новый Союзный договор в условиях, когда старого не было уже полвека? Ответ: 18 ноября 1988 года эстонская делегация привезла в Москву идею Союзного договора и «подарила» ее Михаилу Сергеевичу. Чем руководствовались эстонцы, а потом латы­ши и литовцы — понятно. У них логика была такая: «Спасибо России за то, что на руинах империи возникли независимые прибалтий­ские государства, но мы не согласны с тем, как были присоединены к СССР в 40-м году, в итоге пакта Молотова–Риббентропа». Поэ­тому, утверждали эстонцы, нужно подписать новый Союзный договор, иначе их пребыва­ние в составе страны нелегитимно, нет для этого юридической базы. На тот момент уже была готова новая Конституция СССР (кол­лектив по ее подготовке возглавлял академик Кудрявцев). Но этот вполне демократичный и современный документ выбросили в кор­зину и стали дружно писать новый Союзный договор в условиях нарастающего экономи­ческого кризиса. Вот с этого началось, а чем закончилось — мы знаем.

— Горбачева пойти на эту и другие уступки республикам подталкивала обо­стряющаяся борьба за власть в партии…

16_47_tab— Да, вопрос взаимоотношений Горбаче­ва и КПСС был ключевым, и Михаил Сергеевич в этой партийной борьбе всегда жертвовал всем, лишь бы сохранить власть. Чтобы не по­терять власть, он созвал съезд и сделал его высшим органом власти, потом избрал себя президентом. На ноябрьском Пленуме КПСС в 1990 году украинская делегация поставила вопрос о том, что нужно менять Генерального секретаря. На следующем пленуме — в апре­ле 1991 года — этот вопрос в кулуарах был решен, и на 3 сентября готовили внеочеред­ной съезд партии с заменой Горбачева на по­сту генсека, а на 4 сентября — внеочередной съезд народных депутатов СССР с отставкой президента Горбачева. Михаил Сергеевич не стал этого ждать и начиная с мая форсировал переговоры с лидерами Украины, Белорус­сии, Казахстана и России. Он брал на себя обязательства резко расширить полномочия союзных республик, поменять союзного пре­мьера, заменить председателя КГБ Крючкова, министра обороны Язова и вообще весь сило­вой блок. Естественно, Крючков все эти пере­говоры записывал, складывал, потом положил на стол коллег с примерно такими словами: «Ребята, 20 августа будет подписан Союз­ный договор, и никого из нас не останется». И когда 17 августа Ельцин парафировал этот договор, и никаких препятствий к его подпи­санию не осталось, — это стало сигналом к путчу ГКЧП.

То есть ничего благородного в событиях, которые довели до Беловежских соглашений, не происходило — чистая борьба за власть. Теряя вес в партии, Горбачев ее разрушал, не создавая другого механизма власти.

Михаил ЗУБОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,900,00%
EUR19,01–0,20%
GBP22,19–0,30%
UAH0,450,00%
RON3,82–0,22%
RUB0,19–0,14%

Курсы валют в MDL на 19.04.2024

Архив