Что скрывается за неразберихой в ЦИКе?
О вероятности фальсификации итогов голосования на парламентских выборах 2014 года
В неофициальных беседах с чиновниками, как представляющими нынешнюю власть, так и с теми, кто был при ней пять лет назад, иногда озвучивается одна «волшебная» цифра – полпроцента. Именно столько, располагая административным ресурсом, можно приписать на парламентских выборах «нужной» партии, не опасаясь, что обман будет раскрыт. Обычно это делается на зарубежных избирательных участках, утверждают собеседники. Ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию мы не можем. Однако мало у кого возникают сомнения, что подтасовки на выборах неизбежно происходят.
Выступая в ходе одной из телепередач, председатель ЦИКа Юрий Чокан заявил: невозможно сфальсифицировать результаты голосования. «Желательно, чтобы политики вели себя более честно и открыто. Как правило, они не признают свое поражение и заявляют, будто выборы были сфальсифицированы. Ну а средства массовой информации тиражируют такие заявления. Призываю всех проявлять больше ответственности», – выговаривал журналистам и политикам Юрий Чокан. Глава Центральной избирательной комиссии сообщил: на пересчет голосов тратится из государственного бюджета от семи до девяти миллионов леев. В 2009 году оппозиция сожгла здания парламента и резиденции президента, подозревая власть в фальсификации итогов выборов и требуя пересчета голосов. В 2011 году Дорину Киртоакэ не понравилось, что в Кишиневский муниципальный совет прошло много коммунистов, и мэр заявил о необходимости перепроверки бюллетеней.
Заместитель Юрия Чокана – Штефан Урыту – не разделяет точку зрения своего начальника. По его мнению, в апреле 2009 года было около двухсот сорока тысяч «проблемных» голосов. Впрочем, через полгода после выборов все документы уничтожаются, так что сегодня уже ничего нельзя доказать. Недавно в Китае были закуплены новые кабины для голосования. Как утверждает вице-председатель ЦИКа, это исключит возможность выноса бюллетеней за пределы избирательных участков или их фотографирование.
Тридцатого ноября, по словам Юрия Чокана, международных наблюдателей будет около двухсот. Ранее приезжало и за тысячу. Это, считает глава ЦИКа, признак доверия к нашей системе выборов. Однако, как утверждают политологи, фальсификации совершаются не на избирательных участках, а в чиновничьих кабинетах. Впервые наблюдатели усомнились в честности подсчета бюллетеней в 2003 году, когда за кресло мэра бились Серафим Урекян и Василий Згардан. Последний шел впереди, потом вдруг надолго в окружной комиссии «зависли» компьютеры. Когда с неполадками справились, действующий городской голова оказался победителем. На местных выборах в 2011 году в ЦИКе бюллетени по Кишиневскому муниципию подсчитывали двое суток!
Голосование, как всегда, состоялось в воскресенье. В понедельник в 6.00 Окружная избирательная комиссия распространила информацию: обработано 99% бюллетеней, Додон набрал 52%. А в 11.00, спустя пять часов, Юрий Чокан вдруг объявляет, будто были подсчитаны лишь 43,33% голосов. И только во вторник к 14.00 председатель ЦИК сообщает, что ни один из кандидатов не преодолел пятидесятипроцентный барьер, а потому предстоит второй тур. Что скрывалось за этой неразберихой в ЦИКе, остается только догадываться. Во всяком случае, доверие к организаторам выборов было существенно подорвано. И пока нет никаких оснований полагать, что ситуация на предстоящих парламентских выборах будет иной.
Александр ЧУДАК.