Молодежь власти «до лампочки»
Ежегодно в нашей стране «за бортом» лицеев, ПТУ и колледжей остаются тысячи юношей и девушек
Когда тебе 17-18 лет и ты прощаешься со своимдетством, тебе кажется, что главные трудности уже позади, на самомже деле главные проблемы, главные огорчения, слезы и обретения – все еще впереди. И очень хочется надеяться на то, что у сельского паренька Васи, проживающего в одном из сел Оргеевского района, впереди светлая жизненная дорога, пусть и не усыпанная розами, но и не сплошь утыканная шипами. Тем более, что «по шипам» он уже план выполнил.
Куда податься Васе?
Дело в том, что Вася входит в число тех выпускников лицеев, которые не сдали БАК-2014 и потому не получили заветный документ о лицейском образовании. А таких, как он, в этом году в нашей стране ого сколько!
Напомним уже известные цифры: после повторной экзаменационной сессии положительные оценки получили лишь 45,25% выпускников, то есть меньше половины, а около семи тысяч повторную сессию провалили. Утешительным «призом» для них должно было стать «крылатое» выражение министра образования Майи Санду о том, что главное в данном случае – не оценки, а знания. Сомневаемся, однако, потому как в те же вузы принимают все-таки по конкретному среднему баллу, а не за красивые глаза. Если эту «сермяжную» истину взять за основу, то следует также напомнить о том, что у 4500 выпускников этого года средний балл аттестата – пять баллов! Чем не повод для размышлений?
Ежегодно в нашей стране «за бортом» лицеев, ПТУ и колледжей остаются тысячи молодых людей, свою судьбу не устроивших, выпускные экзамены не сдавших и потому оказавшихся в глубокой жизненной яме.
Особую же тревогу вызывает дальнейшая судьба той части сельской молодежи – именно сельской, которая из года в год остается не у дел и «рассасывается» неизвестно по каким углам.
Лучше «подай-принеси», чем ничего
Ехать в город и искать там работу, как это делают более благополучные сверстники, на это у нашего Василия и у его друзей по несчастью нет денег, заводить свое дело без родительской поддержки – фантазия, становиться фермером в 18-20 лет – тем более. И потому многие несостоявшиеся бакалавры выбирают участь мальчиков «подай-принеси-разгрузи-сбегай». Знаю одного старательного и скромного юношу, который, блестяще закончив курсы поваров и кондитеров, вынужден несколько раз менять место работы, потому что каждый раз был обманут, обсчитан и оскорблен своими работодателями. Очень хотелось бы ошибиться, но сдается, что именно такая судьба ждет и нашего героя. Отца давно нет в живых, мать работает в местном медпункте медсестрой, а на Василия – старшего из четверых детей, у мамы самые большие надежды, которые, как заметил, вздохнув, мой собеседник, он не оправдал, потому что на БАКе завалил два экзамена – физику и математику.
Не найдя никакой работы в родном селе, Василий вместе со своими друзьями отправился в Кишинев, на Центральный рынок, где и перебивается случайными заработками. Пока на улице тепло друзья ночуют, где придется, а что будет осенью и зимой?
Про двести тысяч рабочих мест…
Факт очевидный: в нашей стране, может, чуть позже, чем в других, появилась свободная молодежная энергетика – в том числе и за счет таких молодых людей, как Василий. Растущее число преступлений среди молодежи и есть самое убедительное доказательство того, что нынешней власти «до лампочки» как молодежные проблемы, так и сама молодежь. О ней с учетом грядущих выборов власть вспомнит в сентябре-октябре, и интерес этот будет проявляться ровно до 30 ноября. Наобещают столько всего, что у очень наивных молодых людей возникнет желание отдать свой голос «кому надо», а дальше снова – тишина. В том числе и с рабочими местами для молодежи. В этой связи приходят на память прошлые предвыборные обещания господина Филата. А обещал он ни много, ни мало, а создание двухсот тысяч рабочих мест для конкретного «адресата» – молодежи, то есть в том числе для сельского паренька Василия. Сколько на деле открылось рабочих мест, известно всем. Потому, по словам Василия, он подумывает уехать за границу на заработки, и мама – не против. Заметим, что средний возраст тех, кто уезжает из страны в поисках работы – от двадцати до тридцати девяти лет. Домой готовы вернуться не более 15%, но с каждым годом этот показатель все «худеет» и «худеет», – конечно не в пользу Молдовы.
У выпускника должен быть выбор
Мы предложили людям разных возрастов и профессий ответить всего на один вопрос, а именно: «Каково ваше личное отношение к бакалавриату?».
«Суммированный» ответ звучит так: – У выпускника должен быть выбор: сдавать экзамены в форме БАКа или в прежней, традиционной форме!
А еще наши респонденты обратили внимание на некоторые, на их взгляд, непонятные и даже странные правила, которым следуют при госпоже Санду. А именно:
* Учить детей педагогам доверяем, а принимать экзамены – в присутствии комиссии и при полной открытости, – не доверяем. Где же логика?
* С конца мая и почти до конца июня лицеи парализованы: видеокамеры, охрана, десанты учителей и учеников – якобы для организации и для сдачи экзаменов. Шума много, а во имя чего?
* Огромная армия контролеров получает неплохую зарплату. А если бы эти деньги на поддержку развития творчества детей? Ну что вы, у нас БАК по-европейски.
А наш Вася по-прежнему проходит жизненные университеты на центральном рынке и потихоньку собирает бануцу к бануце, чтоб накопить денег на Италию. А накопит – прощай, Молдова!
Мария ТОМИНА.