О всесильном Рубильнике
С началом нового года внезапно открылась одна из тайн молдавского телевидения
Оказалось, что Кодекс о телерадиовещании не способен противостоять висящему на чьей-то стене рубильнику, дёрнув за который, можно запросто подкорректировать зрительские предпочтения. Например, изъяв из сеток вещания по всей стране сразу несколько телеканалов. Да, на сей раз фокус не удался. Но даже чисто по-обывательски, «по-телезрительски» обидна была эта беспардонная попытка «закрыть» JurnalTV, «РТР -Молдова» и AccentTV. Это на фоне-то усиленно пропагандируемой бархатной революции, якобы свершившейся в отечественном телевизионном поле за последние три года…
За два десятилетия, с момента распада СССР, молдавское ТВ, с неповоротливым слоном «Телерадио-Молдова» во главе, профессионально деградировало, жестоко страдая провинциальными комплексами и хроническим безденежьем. А недостаток средств в телевизионном производстве – вообще дурной тон. Законы жанра требуют, чтобы рассчитанный на миллионные аудитории видеопродукт создавался в дорогих студиях, на современном оборудовании и, желательно, профессионалами. В противном случае у конечного потребителя результат телевизионного творчества вызывает лишь насмешку и желание щёлкнуть пультом ДУ. Очевидно, всё это прекрасно понимал крупный румынский медиамагнат Сорин Вынту, когда приступал к реализации в Молдавии амбициозного проекта – PublikaTV.
Всё было сделано «как надо» – с привлечением значительных инвестиций, мастер-классами для журналистов и персонала, внимательным изучением потенциальной аудитории. Похоже, румыны отнюдь не витали в облаках, явно хорошо представляя себе структуру и потребительского, и рекламного рынка республики. Скажем, замена в написании названия канала положенной литеры «С» на «К» – весьма изящный ход, демонстрировавший понимание факта, что значительный процент молдавских зрителей (и, добавим, рекламодателей) PublikaTV говорит на языке с кириллическим алфавитом.
В общем, нравилось это кому-то или нет, довольно скоро PublikaTV плюс ещё один канал с серьёзным румынским капиталом – JurnalTV, стали задавать в области непуганых местных электронных медиа некие новые стандарты. Помимо чисто «технических» аспектов, как, скажем, бесстрастная, CNN-образная манера подачи новостей, самоуверенные новички телевизионного рынка Молдавии предложили доселе, по сути, невиданную широту взглядов и точек зрения, одновременно присутствующих в эфире. Ну или, по крайней мере, талантливую имитацию этой широты. В любом случае зрителю сии стандарты несомненно пришлись по вкусу. Среди поклонников PublikaTV, похоже, обнаружился даже президент ПМР Шевчук. Коллеги знают, скольких трудов стоит молдавскому журналисту получить аккредитацию в Приднестровье – проблема, совершенно не знакомая PublikaTV, единственному правобережному каналу, вещавшему на территории ПМР. Также показательно, что бывший программный директор PublikaTV Елена Пахомова некоторое время назад была приглашена на должность главного редактора «Первого приднестровского канала».
На пик зрительского ажиотажа вокруг нового телевидения пришлось одно важное событие. В это время руками КСТР с нарушением всех законов и приличий был закрыт NiT – отчётливо оппозиционно-прокоммунистический телеканал. Репортажи его корреспондентов были порою прямолинейны и вызывающи, но его закрытие по факту стало мощным ударом по декларируемым властью в режиме мантры европейским ценностям (Эй, а как же свобода слова?). Однако увлечённая новенькими высокотехнологичными «телеигрушками» зрительская масса этой вопиющей несправедливости почти не заметила.
Тем временем, непредвзятому наблюдателю потихоньку становилось ясно, что и новые, накачанные инвестициями молдавские телеканалы при всех их достоинствах весьма далеки от совершенства. После президентских выборов в Румынии серьёзные проблемы случились у Сорина Вынту, а PublikaTV в итоге сменила владельца (говорили, дескать на неё претендовала даже оппозиционная ПКРМ) – контроль над каналом, как утверждают, взял олигарх Плахотнюк. Кроме того, вице-председатель Демократической партии контролирует ещё один лакомый телевизионный кусок – PrimeTV. Последний вещает «внутри» сетки российского Первого канала и до сих пор, видимо, остаётся самым привлекательным для рекламодателей среди всех молдавский телевизионных компаний, оставляя по этому показателю далеко позади очень затратную PublikaTV. Кроме того, по весьма и весьма неофициальным данным, PrimeTV служит для господина Плахотнюка известной подушкой безопасности в отношениях с российской властью – «Посмотрите, мы с большим пиететом относимся к русскоговорящему зрителю».
Впрочем, своеобразный местный колорит не мог не проникнуть и на телеэкраны. Достаточно вспомнить, как много едкой иронии в своё время вызвал случай, когда в репортаже канала Плахотнюка полностью исчез из кадра бывший в то время премьером Владимир Филат, сопровождающий европейского комиссара Баррозу. И столько же справедливого возмущения вызвал крайне антироссийский фильм «Голгофа Бессарабии», показанный PrimeTV – то есть фактически на российском канале…
Впрочем, посленовогодние атаки на каналы превзошли и эти, и многие другие «странности» молдавского телепространства. Так прямолинейно, по-хамски и, в общем-то, без особого толка. Даже, полагаю, не важно, были ли эти (приписываемые молдавским обществом исключительно Плахотнюку) попытки удаления каналов из эфира продиктованы политическими или экономическими мотивами. Скорее всего, имело место и то, и другое. Важнее то, что люди, вновь взявшиеся за пресловутый рубильник, вдруг получили по рукам. Что, судя по всему, стало для них некоторой неожиданностью.
Конечно, хотелось бы думать, что главную роль здесь сыграли дружные протесты под стенами КСТР и буря возмущения на различных интернет-плащадках. Но боюсь, что на джентльменов с рубильником реально действуют только раздражённо-удивлённые окрики господ Мозера и Тапиолы…
Дмитрий ТЕРЕХОВ.