«Широкий жест» в ущерб народу
Уже в ближайшее время Молдова может стать родиной для тысяч апатридов – лиц, не имеющих гражданства и странствующих по свету в поисках пристанища, пропитания и безбедной жизни. То есть для желающих на даровщинку и в короткий срок получить все блага, которыми сегодня обделено большинство молдавского народа.
Заметим, что пакет законопроектов, согласно которым наша страна обязуется предоставлять особую защиту и права иностранцам и лицам без гражданства, уже принят парламентом в первом чтении голосами трех правящих партий.
Показательно, что сам этот факт власть старается не предавать широкой огласке. Фракция ПКРМ в парламенте решительно не поддержала ратификацию данной конвенции, а выступивший на заседании вице-спикер парламента, депутат от ПКРМ Артур Решетников привел убедительные аргументы, доказывающие губительность для нашей страны подобных широких жестов – в ущерб собственному народу.
Сегодня Артур РЕШЕТНИКОВ – гость нашей редакции.
– Артур Валентинович, наши читатели интересуются содержанием конвенции, спрашивают, давно ли она принята мировым сообществом.
– Сама конвенция была принята еще в середине прошлого века, тогда она являла собой несомненный шаг вперед в защите гражданских свобод и прав человека. Но не следует забывать, что с тех пор в мире произошли геополитические изменения, мир сотрясают военные конфликты, меняются политические режимы, что способствует появлению беженцев и лиц без гражданства из слаборазвитых стран, а это создает серьезные проблемы для европейских государств. Не случайно же в настоящее время многие страны Европейского Союза считают необходимым закрывать свои границы для беженцев. В ряде случаев рассмтривается возможность и приостановления действия Шенгенского соглашения.
– Заметим, что в данном случае речь идет об экономически благополучных странах, заботящихся о благополучии собственных граждан, хотя им живется в десятки раз лучше, чем народу Молдовы. Что же произойдет, если Молдова ратифицирует данную конвенцию? Какие обязательства возьмет на себя наше государство?
– Таковых, явно неподъемных для нашей экономики, столь много, что одно перечисление вызывает шок.
– Если не возражаете, с перечисления и начнем.
– Итак, человек без гражданства и без гроша в кармане – налегке в полном смысле этого слова, попадает в Молдову.
Как правило, такие люди не очень образованы, тем не менее они хорошо знают, куда им следует обратиться в первую очередь: апатрид направляется в офис ООН по беженцам и там заявляет, к примеру, что потерял паспорт, был подвергнут насилию во время очередного военного конфликта, что его жизни угрожала опасность, и потому он вынужден был бежать из родной страны – вариантов множество, и ни один из них не проверяется. Сразу же после регистрации дальнейшей судьбой апатрида должны заняться, если конвенция будет ратифицирована, соответствующие службы Молдовы.
– И какие же блага ждут пришельцев?
– Судите сами. Прежде всего, их уравняют в правах со всеми гражданами нашей страны, предоставят жилье, и не бросовое, а соответствующее международным нормам. А так как такого в стране немного, то придется выделять деньги из государственной казны на строительство нового. Кроме того, вчерашние иностранцы получают право на пенсию, хотя ни одного дня не трудились во благо Молдовы. Да что там Молдовы! Многие из них вообще нигде и никогда не работали, и тем не менее наше государство будет обязано взять на себя заботу об их старости.
– Значит, работая на другую страну, пенсию будет получать в Молдове? Ничего себе логика! А как будут обстоять дела с медицинским обслуживанием, образованием апатридов?
– Очень хорошо будут обстоять, они получат полный доступ и к образованию, и к медицинскому обслуживанию, и к социальной защите, и к рынку труда. И все на тех же условиях, что и граждане Молдовы. Таково одно из главных требований, изложенных в пакете документов.
– Вы правы, Артур Валентинович: все услышанное действительно вызывает шок. Одно утешение: не всех же апатридов станут свободно пропускать через границу.
– Должен вас огорчить: большинство из них не станет вообще спрашивать разрешения, потому что спокойно может попасть в Молдову через Приднестровье, где визы не требуются. И потому у нашей страны есть шанс стать землей обетованной для многих тысяч странствующих по миру беженцев, которые будут жить за счет нашего народа. А народу придется трудиться и за себя, и за того парня.
– А если государство не сможет создать такую, поистине райскую жизнь беженцам?
– Совершенно очевидно, что нашей стране такой финансовый груз – не по силам. Но взявшись за гуж, не говори, что не дюж. А так как многие далеко не наивные беженцы хорошо знают о Европейском суде, то Молдове в случае невыполнения любого положения Конвенции, грозят такие штрафы, которые могут оказаться неподъемными для экономики.
– Выходит, только такие «светлые» перспективы открывает перед Молдовой ратификация данной конвенции?
– Зато как прочувствованно о них говорят сами разработчики данного законопроекта! Оказывается, «ратификация Молдовой данной Конвенции будет способствовать укреплению и защите прав и свобод человека».
– Но при этом почему-то никто не озаботился правом на достойную жизнь самого молдавского народа, за счет которого нынешняя власть так старается угодить европейским структурам.
Майя ИОНКО.