Удушит ли школу подушевое финансирование?
Реформы образования, не обеспеченные финансово, – авантюра, которая аукнется и будущим поколениям.
Так как в нынешней «карусели», связанной с так называемой модернизацией образования, натощак не разобраться, необходимо сделать небольшое вступление к предстоящему разговору. Итак, с 1 января 2012 года школы нашей республики переходят на подушевое финансирование, принцип которого в том, что «деньги идут за учеником». То есть, школа получает на год столько денег, сколько в ней учащихся – из среднего расчета 6010 леев на каждого школьника. В течение 2012 года школам еще будет оказываться определенная финансовая поддержка со стороны государства, а, начиная с 2013-го, образование Молдовы отправится в свободное «плавание». Тем школам, которые в таких условиях выживут, – честь и хвала. А тем, у кого не хватит силенок, предстоит, пуская «пузыри», плавно опуститься «на дно», а другими словами, просто быть закрытыми.
Если учесть, что речь все-таки идет о будущем страны и нации, хотелось бы еще сегодня (завтра будет поздно) получить ответ на главный вопрос, волнующий сегодня общественность – да что там общественность! – весь народ Молдовы. Сегодня в республике около полутора тысяч школ. Сколько же из них будут «удушены» подушевым финансированием? Ответа на этот более чем актуальный вопрос власть, конечно же, не дает. Но есть ли в нем необходимость, когда подушевое финансирование школ в двух пилотных районах республики – Каушанском и Рышканском уже дало ответ на все вопросы?
Так что же ждет школы Кишинева в наступающем году? Мы попросили директора лицея им. М.Спэтару Татьяну Валерьевну Зубареву познакомить наших читателей с финансовыми выкладками по душевому финансированию на предстоящий 2012 год.
В этом учебном году в лицее насчитывается 850 учащихся – по нынешним временам это «многолюдное» учебное заведение, а значит и денег на его содержание должно быть больше.
С этого более чем актуального вопроса и начался наш разговор.
– Татьяна Валерьевна, скажите, пожалуйста, в какую сумму исчислялись затраты на лицей до перехода на самофинансирование, то есть в прошлом учебном году?
– Нам было выделено около девяти миллионов леев, и это при жесточайшей экономии каждого лея.
– А сколько денег вы получите с 1 января нового года с учетом перехода на самофинансирование?
– Пять миллионов триста тысяч.
– И все?
– В принципе – да, но, как вы знаете, еще год государство обещает нам оказывать финансовую помощь – в случае крайней необходимости.
– Однако «крайняя необходимость» – понятие весьма растяжимое, так что и столичным школам надеяться особенно не на кого. Вы уже наверняка подсчитали, на что хватит вам этих самых пяти миллионов с небольшим «хвостиком». На что же?
– Только на зарплату сотрудникам – и все! На соцстрах и медстраховку денег на бюджетный год не хватает, не говоря уже о других потребностях.
– Понятно. Знаю, что в вашем лицее до сих пор успешно работало много кружков по интересам, спортивных секций и других объединений школьников. И что же будет с ними?
– У нас действительно проводится большая внеклассная работа. Это позволяло до сих пор охватывать ею более шестисот учащихся из восьмисот пятидесяти: только кружков эстетического цикла у нас семь, добавим к ним еще семнадцать других, спортивные секции. На всю внеклассную работу ежегодно тратились сто сорок четыре тысячи леев. Теперь же наших учащихся, абсолютное большинство которых не в состоянии посещать платные кружки, лишат этой возможности.
– Зато перед многими из тех, кто будет предоставлен сам себе после уроков, открывается широкая дорога в сомнительные компании и уголовный мир. Неужели государству выгоднее содержать тюрьмы и колонии, нежели заботиться о достойном будущем подрастающего поколения? Поразительно! Еще один вопрос: как известно, чем выше профессионализм учителя, тем выше и его зарплата. Так, учителя высшей, первой и второй дидактической степеней получают более высокие зарплаты, чем их неостепененные коллеги. Еще совсем недавно каждый директор стремился брать в свою школу профессионалов высокого класса.
– Я поняла ваш вопрос. С введением подушевого финансирования директору школы будет экономически невыгодно приглашать на работу высококлассных специалистов – слишком дорого они обходятся.
– Говорят, что и летние каникулы не будут оплачиваться учителям, отпуск – да, а август как бы «повисает», хотя понятно, что именно тогда учителя начинают готовиться к новому учебному году.
– Мы тоже слышали такие разговоры, но если школы действительно посадят на голодный паек, то мы сами, имею в виду руководство лицеев, вынуждены будем отказаться практически от всего, что раньше составляло суть и главное предназначение школы.
– Вы правы. Мы не затронули и десятой доли всех тех проблем, которые предстоит решать школе уже в ближайшее время, и потому разговор на эту тему непременно будет продолжен.
Пишите нам, уважаемые читатели, мы готовы ответить на все вопросы, касающиеся перевода школ на самофинансирование.
Майя ИОНКО.