Чиновники-бояре
Чем больше госслужащий «переживает» за народ, тем становится… богаче.
Новая власть формально начала лишать бывших и нынешних чиновников незаслуженных или чрезмерных привилегий. Вот только круг людей, попавших под «зачистку», весьма узок, и значимого эффекта для бюджета это не даст.
Так в парламенте решили, что бывшие председатели законодательного органа и премьер-министры после окончания сроков полномочий не будут находиться под охраной соответствующих органов. Ранее в правительстве отменили привилегии бывших президентов страны на пользование за госсчет личным кабинетом, помощником и автомобилем. Экономия около полумиллиона леев. Негусто «наэкономили».
В свое время экс-депутаты парламента, бывший коммунист Сергей Стати и в прошлом либералка Анна Гуцу, публично возмущались тем, что народным избранникам мало платят, и им стыдно за свое материальное положение перед зарубежными коллегами. Это было сказано после того, как выяснилось: законодатели в виде отпускных получили на руки в среднем по тридцать тысяч леев. А еще депутаты имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Ученика школы, у которого нет вообще никаких доходов, могут из троллейбуса выставить, а народного избранника с не самой маленькой зарплатой – нет.
Молдавские депутаты после ухода из парламента имеют право на бесплатное лечение. Да, законодательная деятельность у нас, оказывается, сродни труду шахтера. Народные избранники также могут потребовать компенсации при оплате коммунальных услуг. Члены Европейского парламента получают, конечно, больше, да и льготы у них не такие мизерные. Естественно, наши законодатели хотят жить не хуже. Да, но есть, например, и Швеция, где месячный заработок депутата меньше, чем получает учитель средней школы. В стране нет понятия «парламентский иммунитет», который в Молдове собираются отменять уже двадцать лет. Пообедав в столовой, депутаты сами за собой моют посуду. После ухода из парламента шведские депутаты могут до года получать 85% от своего заработка, но регулярно доказывать службам соцобеспечения, что ищут новую работу. А вот борцу за права обездоленных Михаю Гимпу, как он сказал в одной из телепередач, «стыдно за свою пенсию» в шесть тысяч леев. Другой «борец» Андрей Нэстасе покупает автомобиль за сорок с лишним тысяч евро.
Комментируя в соцсетях поведение наших чиновников, бывший вице-премьер Александр Муравский написал: «По этому поводу хочу заметить, что восемь лет проработал в проекте Агентства Германии по международному развитию. Это государственное агентство. И все его служащие, в том числе самого высокого ранга, как за границей, так и в Германии, получая очень хорошие зарплаты, ведут себя достаточно скромно. Ездят на машинах обычного среднего класса, живут в домах ничем не выделяющихся. И этот кодекс поведения – правило для всех государственных служащих, даже если они пришли на госслужбу из бизнеса и имеют солидные накопления. А уж проявление роскоши на фоне нищего населения вообще недопустимо». Справедливое замечание, но вряд ли этот довод заставит кого-либо из нашей политической «элиты» изменить себя.
Александр Боц