Тим Себастиан: Плахотнюк – вор?
Об избирательном правосудии, давлении ДПМ на правительство, парламент, политические партии, полицию и судебную систему.
Уже после ухода в оппозицию Демократической партии, в Кишинев прилетел известный британский журналист Тим Себастиан (Т.С.). Он пообщался с бывшим министром юстиции, высокопоставленным функционером ДПМ, Владимиром Чеботарем (В.Ч.).
В беседе немало любопытного, особенно смешно слушать, как на прямые вопросы доверенное лицо олигарха пытается беззастенчиво врать. Журналист даже, не выдержав такой наглости, прямо спрашивает Чеботаря: вы действительно считаете весь мир такими дураками? И тут же на следующий прямой вопрос: «Плахотнюк – вор?», получает уверенный отрицательный ответ. Приводим отрывок из интервью, демонстрирующий то, как демократы пытались и пытаются «пудрить мозги» европейцам.
Т.С.: В резолюции Европарламента 14 ноября 2018 года было сказано «Молдова оказалась в ловушке олигархических интересов…». ДПМ оказывала давление на правительство, парламент, политические партии, полицию, судебную систему. Таким образом, ваши заявления о европейских стандартах ничего не стоят.
В.Ч.: Это было политическим заявлением. У нас разные мнения на этот счет.
Т.С.: Но оно было основано на результатах визита в страну, переговоров, которые они (депутаты Европарламента, ред.) провели.
В.Ч.: Я не видел по этому поводу никакой аналитики. Те замеры, что были проведены, говорили о значительных успехах.
Т.С.: Эту точку зрения не разделяют Совет Европы, Freedom House, Госдепартамент США, Amnesty International, ОБСЕ. Удивительное единогласие всех этих институтов о состоянии демократии и коррупции в вашей стране.
В.Ч.: Позвольте объяснить, если вообще хотите меня услышать? Я бы отдельно рассматривал коррупцию и демократию. С 2016 года в области борьбы с коррупцией были достигнуты самые значительные успехи за всю историю Молдовы. Впервые судебному преследованию подверглись премьер-министр, министры, другие высокопоставленные чиновники.
Т.С.: США назвали это избирательным правосудием.
В.Ч.: Избирательное правосудие предполагает, что ему подвергаются все, кроме своих. Но это был не тот случай.
Т.С.: Также есть мнение, что вы препятствовали проведению судебных процессов.
В.Ч.: Было лишь несколько дел, но это не имеет отношения к…
Т.С.: Было больше чем несколько дел, не так ли господин Чеботарь?
В.Ч.: Да в судебной системе есть определенные недостатки. Но это был самый серьезный период борьбы с коррупцией в Молдове. В 2016-м коррупция в социологических опросах как проблема стояла на первом месте, а в 2019-м уже на пятом.
И этот разговор шел уже после публичного заявления бывшего независимого кандидата в депутаты Дмитрия Чеботареску. Вот лишь одна из цитат, в которой бизнесмен рассказывает, как финансировались сторонники демократов: «Зарплата для депутатов, зарплата для карманного правосудия, зарплаты для примаров, зарплаты для большинства руководителей государственных структур, зарплаты для всех, кто поклялся в верности партии… Это было основой системы. Ты работаешь на того, кто тебе платит. Просто и «гениально», и это могло бы работать долгое время, если бы было законным, но это слабое место системы, построенной партией. Платились большие деньги за дела незаконные и часто аморальные». Плахотнюка и его окружение обвиняют в контрабанде наркотиков, незаконной переправке в Румынию сигарет, поборах, рейдерских захватах прибыльных предприятий. Президента Панамы Норьегу в 1989 году войска США захватили, вывезли из страны и осудили примерно за такой же список преступлений. Риторический вопрос: почему Плахотнюк до сегодняшнего дня спокойно разгуливает по Майами?