Танки сдуло «ветерком»
40-летнюю перебежчицу соблазнял не мачо из СБУ, а программа «Тебя ждут дома»
Предательство или похищение? Судьба перебежчицы, бывшей начальницы штаба танкового батальона 11-го отдельного мотострелкового полка ДНР Светланы Дрюк с позывным «Ветерок» продолжает будоражить умы жителей самопровозглашенной республики. По уверению народной милиции ДНР, героиню-танкистку, чей образ лег в основу фильма «Ополченочка», похитили сотрудники СБУ и теперь заставляют ее под давлением давать странные признания на камеру. Однако выступления Светланы Дрюк по украинскому ТВ вовсе не выглядят вынужденными.
Светлана Дрюк появилась на украинском ТВ 3 марта. Улыбчивая женщина рассказала о том, что в 2014 году она воевала на стороне ДНР, а теперь влюблена в сотрудника СБУ и надеется, что в ближайшее время ее жизнь «станет идеальной». Она нисколько не оправдывает себя за участие в боевых действиях. Но, по ее уверению, «прозрев», она компенсировала это, якобы доставив через линию фронта секретные документы о поставках новых российских танков в Донецк. По ее словам, в Москве разработан специальный план, по которому в случае нападения Киева на Донбасс будут переброшены около 100 тысяч российских солдат. А еще Дрюк утверждает, что уничтожила 8 танков Т-72, принадлежащих самопровозглашенной республике. Теперь она готова свидетельствовать против России в Гаагском трибунале и даже воевать против нее на украинском танке.
Ополченцы не сомневаются, что Дрюк никто не похищал. Перебраться на Украину она решила самостоятельно. Спорят лишь о том, изначально ли она была заброшена к ним СБУ в 2014 году, или ее и в самом деле позже завербовал мачо-сбушник, играющий на ее нежных чувствах. Большинство сходится во мнении, что женщина не вынесла военных тягот и ей захотелось простого счастья под крылом у СБУ…
Знающие ее люди говорят, что Светлана Дрюк напористо шла к своей цели. Сейчас ей 40 лет. В народное ополчение она вступила с началом боевых действий в 2014 году, став «военнослужащей» после 15 лет работы в строительной бригаде. В одном интервью танкистка говорила, что смена деятельности — самое правильное на тот момент решение, поскольку она не могла видеть, как гибнут люди. Сначала Дрюк попала в медотряд, затем оказалась на передовой в должности санитарного инструктора, а через два года после переподготовки стала механиком-водителем. Женщина служила в ракетном дивизионе в батальоне «Чебурашка» во время операции в Дебальцево и в «девятке» во время боев за Широкино. За активное участие в боевых действиях была награждена медалью «За воинскую доблесть». В военном командовании самопровозглашенной ДНР обратили внимание на «феноменальную память и работоспособность» женщины, и вскоре ее назначили начальником танкового батальона 11-го отдельного мотострелкового полка.
Биография Дрюк легла в основу фильма «Ополченочка», съемки которого проходили летом прошлого года. В картине три девушки — мирные жительницы Донбасса разными путями попадают в ряды народного ополчения и становятся экипажем танка Т-64БВ. Позже, правда, автор фильма отказался от этой информации и заявил, что героиня фильма не имеет с «Ветерком» ничего общего.
Как уверяют в МВД ДНР, в начале года Светлана Дрюк была отправлена в запас. Якобы женщине требовалось лечение, после чего она с детьми отправилась к родне в Молдавию. Оттуда уже и попала на Украину. Глава СБУ Василий Грицак утверждает, что сотрудники ведомства действовали на территории ДНР. Однако одно дело просто бросить дом и службу и перебраться на Украину, и другое — заниматься диверсиями. Ведь сейчас Дрюк бахвалится тем, что именно она подорвала в ДНР 8 танков.
Взрывы бронетехники в ДНР неофициально, но подтверждают. Диверсия произошла в январе. Боевые машины должны были охранять 11-й и 5-й полки. Но бойцы не вышли на охрану объекта. Тогда взрывы списали на обрыв линии электропередач, что привело к детонации боекомплектов танков, однако силовики были уверены, что диверсанты применили радиоуправляемое взрывное устройство. Это подтверждалось и тем, что в распоряжении Киева оказалось видео взрыва танков.
По мнению источника, близкого к руководству ДНР, история танкистки о ее большой любви, из-за которой она решила стать предателем, — это очевидный пропагандистский прием СБУ. В реальности женщина с двумя детьми могла воспользоваться программой «Тебя ждут дома», в рамках которой многие бывшие сторонники ДНР вернулись на территорию Украины. При этом он подчеркнул, что переход Дрюк является страшным просчетом донецких спецслужб.
Программа «Тебя ждут дома», по которой СБУ принимает и освобождает от ответственности бывших бойцов и чиновников самопровозглашенных республик Донбасса, — не самая массовая на сегодняшний день. На начало 2019 года ею воспользовались 360 человек, и если порыться в архивах, то выяснится, что 80% из этих людей вышли на СБУ до 2016 года, в период горячей фазы войны. Первый перебежчик из ДНР появился 18 августа 2015 года, когда программа и стартовала. На конец осени 2016 года по ней вышли на украинскую сторону уже 300 человек. После такие случаи стали единичными.
Перебежчика всегда ждет разбирательство — возбуждение уголовного дела, суд, и только по его итогам юридическая реабилитация. Впрочем, танкистку с позывным «Ветерок» наверняка к следователю с бумажками гонять не будут, она пойдет по вип-программе, тем более что она такая не первая. На украинскую сторону перебегали не только заместители командиров полков, СБУ переправляла через фронт и целых министров ДНР.
Летом 2018 года на украинскую сторону контрразведка СБУ вывела бывшего министра культуры и туризма ДНР Юрия Лекстутеса, он тоже давал интервью украинскому телевидению. Довольно громко СБУ подавала и переход бывшего министра «аграрной политики и продовольствия ДНР». Фамилию поначалу не называли, но она угадывалась — темнокожий выпускник донецкого вуза министр Алию Камара пробыл на должности три недели и потом очень долго сидел в донецком СИЗО при Александре Захарченко. Ареста в Донецке, кстати, в свое время не избежал и Юрий Лекстутес. Так что до сих пор СБУ добывала из Донецка бывших и очень обиженных властью министров.
Танкистка «Ветерок» — гораздо более серьезный прокол контрразведки и МГБ ДНР, она была действующим заместителем командира танкового полка, имела доступ ко многим секретным документам. И что важно — она не имела «довоенной истории», а значит, не была особо заметна органам.
Арестованные в ДНР «агенты СБУ», как правило, имеют довоенную историю работы в Партии регионов или структурах Рината Ахметова. В конце февраля был арестован за «связь с СБУ» самый высокопоставленный чиновник ДНР с довоенной историей. Николай Николаевич Загоруйко был начальником департамента правительства, одно время был даже управделами Совмина ДНР, но до войны он был депутатом, руководителем фракции Партии регионов в Донецком областном совете, и в этом качестве он стал самым высокопоставленным представителем донецкой элиты, пошедшим работать в ДНР.
Между тем Светлане Дрюк на украинской стороне вряд ли придется легко. Это для СБУ она удачный проект. Националисты же в соцсетях наперебой обсуждают ее подвиги под Дебальцево и Широкино, где она из танка «не по воробьям стреляла». Ее любовная история вряд ли станет для радикалов индульгенцией.
Артур АВАКОВ,
Дмитрий ТРОФИМЕНКО,
Дарья ЗЕЛЕНСКАЯ.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Юрий МИЛЬЧИНСКИЙ, продюсер фильма «Ополченочка», телеведущий:
— Мне сегодня с самого утра все звонят со всего мира, друзья, знакомые, журналисты: «Юр, что случилось?» — а что я могу сказать? Я фамилию этой перебежчицы только сейчас услышал! Сначала вообще пошла волна, что на сторону Украины перешла актриса, сыгравшая в «Ополченочке» главную роль, потом стали говорить о прототипе.
Заявляю официально для всех: Светлана Дрюк с позывным «Ветерок» не имеет никакого, подчеркиваю, НИКАКОГО отношения к «Ополченочке». Судить о том, перебежчица она, предательница ли, я не могу просто потому, что я ее не знаю. Пусть это выясняют компетентные органы. Мое предположение, что такая «консерва» — законспирированный агент, она давно была наготове, но чтобы скандал вышел как можно более громким, ее бегство привязали к выходу фильма. СБУ настолько торопилась совершить эту провокацию, что даже не подумали о главной несостыковке: Дрюк воевала в ДНР, у нас же события происходят в ЛНР.
— То есть это все равно не случайно совпало — выходит фильм про женский танковый экипаж, и тут же на Украину бежит сдаваться девушка-танкистка-ополченка?
— Нет, это явно не случайно. Наш фильм снят на войне и о войне. Идею предложили реальные ополченцы Роман Разум и Владислав Плахута. Съемка шла в Луганской народной республике рядом с линией соприкосновения, иногда слышно было, как неподалеку идут реальные бои. У нас все танки участвовали до этого в боевых действиях. В фильме вместе с профессиональными актерами играют и обычные жители — самих себя. Понятное дело, что той стороне это не нравилось. Нам еще во время съемок постоянно сообщали, что украинская сторона живо интересуется тем, над чем мы работаем, и может произойти все что угодно. Поступали угрозы группе, в социальные сети писали гадости, столько ненависти на нас вылили. Актер Вилен Бабичев, например, попал в базу «Миротворец», чем очень гордится. Наталья Поклонская сыграла саму себя, причем была согласна на любой график работы. Как-то в Луганске к нам влезли в офис, искали исходники, чтобы выкрасть или уничтожить, но, слава богу, не нашли. Так что фильмом активно интересовались еще на этапе съемок.
— Вы видели интервью, которое Светлана Дрюк дала уже на Украине?
— Да, и к нему у меня, как у профессионала, тоже масса вопросов. Оно было смонтировано из нескольких бесед, у нее и маникюр разный, и одежда разная, и психологический фон тоже разный везде. Могли в принципе и одним дублем все снять, но почему-то этого не сделали, что наводит на определенные мысли. Но ни я, ни мои коллеги эту девушку ни в чем не обвиняют. Это не наша задача — мы просто делали правдивое кино.
— Актрисы не боялись сниматься на войне?
— Ты только представь: их, молоденьких, пришлось загнать в танк. Это ж не макет был. Их посадили, показали, как ехать, и они поехали, стреляли как положено. Холостых снарядов на фронте не бывает. Все было по-настоящему. Девчонки изначально знали, на что шли. Одна из актрис даже специально побрилась наголо. Разумеется, чтобы войти в роль, они общались со своими прототипами. Их было несколько.
— Так главная героиня — все же не собирательный образ?
— В луганском ополчении было много девчат, девушек, которые сражались наряду с мужиками. Слово «ополченочка» — не грубое «ополченка», а нежное, ласковое, сестричка, родилось здесь. «Ах, ополченочка, моя ты девочка», — есть такая местная песня, народный фольклор, она тоже у нас звучит. Были женские танковые экипажи, не так много, но и не один, чтобы говорить, что кроме этой Светланы Дрюк не было других танкисток на Донбассе. Война научила женщин обращаться с мужскими игрушками… В этом плане вымысла нет. Фильм заканчивается многоточием. Но война еще не закончена. И если наш фильм повлияет как-то на политиков и даст возможность показать, что происходит, что сопротивление народа не сломить, то мы свою задачу выполнили.
Екатерина САЖНЕВА.