Достоверность финансового баланса примэрии установить невозможно
В примэрии большие проблемы с учетом
На одном из последних в нынешнем году заседаний Муниципальный совет принял бюджет столицы на год 2019-й. Главный финансовый документ муниципия утвержден с дефицитом в 325 млн леев.
Между тем, если бы в примэрии было все в порядке с учетом столичного имущества, бюджет был бы не дефицитным, а профицитным. Но по этой части, как выяснила проверка Счетной палаты, в столичной администрации далеко не все в порядке.
Кто хозяин здания примэрии?
В отчете аудиторов сообщается, что в финансовой отчетности не хватает данных о земельных участках, принадлежащих муниципалитету, о строящихся зданиях, столичных дорогах, мостах и подземных переходах. Так, в финансовом балансе мэрии не учтены участки площадью 7,8 тыс. га общей стоимостью 9,7 млрд леев (по нормативной стоимости, которая значительно ниже рыночной) и строящиеся объекты на сумму 2,7 млрд леев. Кроме того, Муниципальное предприятие Exdrupo не обновляло реестр улиц, нет данных об их ремонте, в результате чего существенно увеличились и размер, и оценка. А Муниципальное предприятие Lumteh, отвечающее за освещение столицы, не указало в отчете электросети и фонари на общую сумму 124,5 млн леев.
Доходит до смешного. Само здание примэрии, например, в реестре числится как культурно-развлекательное сооружение, а владельцем его значится не местная публичная администрация, а Республика Молдова. А у некоторых объектов национального культурного наследия, таких как Триумфальная арка и колокольня Кафедрального собора, вообще нет владельца, и они не внесены в Регистр недвижимости.
В финансовом балансе мэрии не хватает данных о расходах и долгах на общую сумму 41,3 млн леев, информации об аренде и приватизации еще почти на 10 млн леев. В частности, аудитом установлено искажение показателей дебиторской и кредиторской задолженностей, связанных с арендой и использованием земельных ресурсов в сумме 41,3 млн леев и, соответственно, 4,7 млн леев; приватизации земельного фонда в сумме 0,98 и, соответственно, 1,9 млн. леев, которые находятся в ведении Управления архитектуры. Главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства передало по решению Муниципального совета ряд участков под жилищное строительство, с условием, что определенное количество квартир будет передано примэрии, но в документах указан лишь процент построенных квартир (5-20%) без обозначения их конкретного количества и площади.
Ущерб – невосполнимый
Аудиторы отмечают, что в балансе мэрии не отражены долги муниципальных предприятий перед Moldindconbank на 11,6 млн леев. Как следствие, в 2018 году муниципальный бюджет понес невосполнимый ущерб в сумме 2,85 млн леев для выплаты займов под залог. Главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства не располагает полной информацией об использовании муниципальными предприятиями финансовых средств для замены окон в подъездах 216 жилых корпусов. Сравнивая указанные в документации данные с объемом реально выполненных работ в некоторых домах, проверяющие обнаружили большие расхождения. Материалы переданы в Агентство технического надзора. Кроме того, аудиторы констатировали, что контракты на выполнение указанных работ были заключены с грубыми нарушениями действующего законодательства, в обход публичных аукционов.
Не указано в балансе примэрии увеличение на 72 млн леев расходов Управления транспорта. А из-за неправильных отчетов отдела кадров и нарушений при выплате зарплат расходы бюджета мэрии неоправданно выросли минимум на 13,4 млрд леев, хотя должны были составить 2,9 млрд.
В общей сложности муниципальная администрация не учла в финансовом балансе за 2017 год имущество, расходы и долги Кишинева на общую сумму около 32,5 млрд леев. Таким образом, из-за многочисленных нарушений и недочетов в финансовой отчетности экспертам Счетной палаты так и не удалось установить достоверность финансового баланса мэрии.
Ознакомившись с результатами аудита, исполняющий обязанности примара Руслан Кодряну пообещал обратиться в Национальный центр по борьбе с коррупцией и прокуратуру и наказать всех виновных, для чего создаст дисциплинарную комиссию. Он также потребовал, чтобы в течение двух недель ему представили план действий для улучшения ситуации, а всех чиновников, которые «восемь лет читали отчеты Счетной палаты и ничего не делали», попросил подать в отставку.
Поживем – увидим.