Идет раскол
В Киеве объявили о создании своей поместной церкви
В Киеве состоялся Собор новой церкви, признанной Константинопольским патриархатом и не признанной Россией. Называться она будет на греческий манер — Православная церковь Украины, на Фанаре считают, что православная церковь в мире одна, а ее национальные подразделения должны быть просто отмечены …в Болгарии, …в Сербии, …в Румынии.
«Тут концерт непонятно когда закончится, домой билеты на автобус по 70 гривен, наверное, не будем ждать — поедем!» — говорит по телефону человек из группы людей за моей спиной. Группа из продрогших жителей явно Киевской области (уж больно билеты недорогие) отстояла молебен и часть концерта на Софийской площади и теперь чапает, не спеша, по мокрому снегу в поисках туалета и теплого помещения. Людьми забиты подходы к станциям метро «Золотые ворота» и «Майдан незалежности», группы прихожан греются внизу — на улице от -1 до +1, снежно и мокро, а многие съехались стоять под Святой Софией с ночи. Всю субботу свезенные со всей Украины священники и прихожане стояли на Софийской площади в ожидании решения Собора. Пускали туда через оцепление Национальной гвардии с выборочной проверкой паспортов и обязательной — сумок и рюкзаков. Возле палаток для досмотра в снегу стоял «конфискат» — бутылки с алкоголем.
Над толпой хоругвей не видно, все больше украинские национальные флаги и одинокий черно-красный стяг УПА, выступления тоже все больше не церковные — местные фольклорные ансамбли и известные группы с патриотическими песнями. «Мы ехали ночь, здесь с пяти утра стоим!» — отвечают мне священники из Самборовского района Львовской области. Представляют они УАПЦ. Украинская автокефальная православная церковь больше не непризнанная, ее с 11 октября просто нет — она распущена решением Константинопольского патриархата. Ее духовенство самое тихое — пытается удержаться на шпагате между спонсорами из Восточной Украины и прихожанами из Западной, — свою кандидатуру на место предстоятеля не выдвигало и шансов особо на это не имело. Там на Соборе у них 12 епископов, еще 42 от Киевского патриархата и всего 2 от УПЦ Московского патриархата. Каждый из епископов привел с собой прихожанина и священника, каждый из них голосовал за предстоятеля в первом туре, во втором — только епископы.
Перед Собором по Украине шла невидная, но тяжелая полупартизанская борьба — УПЦ Московского патриархата вела тяжелые оборонительные бои за своих епископов. Десять из почти ста епископов подписали в свое время письмо в Константинопольский патриархат с просьбой об автокефалии, и то, что на Собор явились только двое из перебежчиков, — настоящий подвиг. Епископа Могилев-Подольского Агапита вывез из отеля в Киеве лично главный спонсор церкви народный депутат Вадим Новинский. Как стало известно нам из своих источников, Агапит был одним из тех самых десяти подписантов. До этого сообщалось, что Агапита в Киев привезли сотрудники СБУ, сам епископ это опровергал.
Не приехал в Киев епископ Генический Филарет — он был одним из трех участников встречи в Украинском доме с президентом Украины Петром Порошенко, на которую отказались идти все остальные архиереи церкви, они готовы были принять Порошенко только в Киево-Печерской лавре. Филарет вначале пошел на встречу с Петром Порошенко, а потом подписал покаянное письмо с отказом от участия в мероприятиях, связанных с новой поместной церковью.
Самыми проукраинскими в УПЦ МП из правящих епископов (то есть имеющих административное влияние на определенные территории) считались Симеон Винницкий и Софроний Черкасский. Так вот Софроний тоже на Собор не приехал — сослался на болезнь. На Соборе были только викарный епископ Киевской митрополии Александр (Драбинко) и близкий к Петру Порошенко митрополит Винницкий Симеон. Без поддержки из родной церкви Симеон проиграл голосование епископу Епифанию из УПЦ КП со счетом 28 против 36 голосов.
Теперь 6 января в Стамбуле митрополит Епифаний вместе с Порошенко получит из рук патриарха Варфоломея тот самый томос.
Что будет дальше? Еще более жаркая партизанская война в судах и приходах за храмы, монастыри и другое имущество. Недаром на Соборе вместе с президентом Петром Порошенко был спикер Верховной рады Андрей Парубий. Парламент в этой схватке — ключевое звено.
Сейчас в украинском законе о религиозных организациях есть статья 8, допускающая право религиозных общин менять церковную юрисдикцию, но никак не прописан механизм этого перехода. Десятилетиями храмовое рейдерство было в Украине крайне затруднено. Все в итоге решалось в областных судах, и хрестоматийным стал случай в городе Стрый Ровенской области, где двое прихожан из пяти сотен отказались покидать Московский патриархат и отстояли в суде свой храм.
В Верховной раде третий год лежит законопроект 4128, регламентирующий механизм перехода общин, определяющий, кто может голосовать, как и какой процент голосов прихожан должен стать решающим. Все последние годы закон, открывающий дорогу для церковного рейдерства, УПЦ МП удавалось блокировать массовыми протестами.
И там же лежит законопроект 5309, который должен обязать УПЦ МП переименоваться в Русскую православную церковь в Украине. Возможно, после Нового года самые жаркие законотворческие баталии в Киеве пойдут вокруг этих двух законопроектов.
Какие настроения в церквях Московского патриархата? В Винницкой области, родной для Порошенко, после того как митрополит Симеон без благословения главы церкви пошел на встречу с президентом Украины, сотня священников и настоятелей монастырей уже без благословения и разрешения Симеона провели свое собрание и высказались за верность РПЦ. В поддержку позиции митрополита Симеона в свою очередь подписали письмо пятьдесят священников. Всего в этой епархии священников около 800, и из них только 150 четко высказали свое мнение. Остальные — болото — выжидают и размышляют, чью сторону принять. Митрополит Черкасский Софроний проводил закрытый опрос, у него в пользу поместной украинской церкви высказалось только 30% священников. Это, повторяю, два епископа с проукраинской позицией, на Востоке Украины настроения наверняка несколько другие. Попавшие в СМИ результаты закрытого опроса АП Украины говорят о 30% за поместную церковь, 30% колеблющихся с отношением «скорее положительно» и 40% противников перехода.
По православному украинскому миру идет раскол.
Дмитрий ТРОФИМЕНКО.