ПРОТИВ КАРЦИНОМЫ ЕСТЬ ПРИЕМЫ
Раковые клетки важно уничтожить в тот момент, когда они только-только еще «задумались»
И по сей день найти панацею от коварной злокачественной болезни, как когда-то от чахотки (туберкулеза легких, от него умирали вплоть до ХХ века), пока не удается. По данным ВОЗ, через 15 лет произойдет даже повышение заболеваемости онкологией примерно на 18%. Хотя в крупных специализированных центрах с некоторыми формами рака врачи уже успешно справляются.
Какие новые возможности для лечения рака появились в России и в мире? И почему таких больных во всем мире становится все больше? Наш эксперт — генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра радиологии Минздрава РФ и директор МНИОИ им. П.А.Герцена, академик РАН, д.м.н., профессор Андрей КАПРИН.
— Появилась информация, что ежегодная летальность первого года заболевания уменьшилась на 27%. Так ли это? И о чем это говорит?
— Да, это так. Однозначно: улучшилось качество диагностики. Сегодня, по сути, на каждом первичном приеме у врачей есть реальная возможность отправить пациента сделать УЗИ и обнаружить опухоль любой локализации. Практически во всех поликлиниках установлены аппараты соответствующего уровня. На УЗИ попасть совсем не сложно. Но с помощью такой диагностики можно выявить большое количество заболеваний: почти все гинекологические патологии у женщин и практически все патологии мочеполовой системы у мужчин. На современной аппаратуре хорошо виден весь кишечник, а значит, легче обнаружить опухоли в нем, хорошо видно состояние лимфатических узлов и многое другое.
И очень важно, что сегодня медики стали чаще проявлять онкологическую настороженность при первичном осмотре больных в поликлиниках, когда те приходят к ним на прием совсем по другим поводам.
Многие врачи-терапевты поликлиник по месту жительства, куда приходят на диспансеризацию пациенты, стали предлагать мужчинам сдать анализ крови на ПСА (простатспецифический антиген). А эта проба может указать на наличие злокачественного процесса, выявить опухоль предстательной железы на самой ранней стадии. А женщинам опытные терапевты в поликлиниках советуют сдать мазок на флору и сделать тест по Папаниколау (соскоб тканей поверхностного слоя шейки матки). Все это тоже дает возможность на ранней стадии выявить наличие опухолей репродуктивных органов у женщин.
Врачи сейчас стали более внимательно осматривать пациентов, что позволяет на ранней стадии обнаружить, например, злокачественную родинку. Первичный прием пациентов — это не диспансеризация как таковая. И если на первичном приеме врач не предлагает мужчине, например, сдать анализ на ПСА, то сам он не догадается это сделать.
— Как часто мужчинам и женщинам нужно проходить такие обследования и сдавать такие анализы, чтобы не пропустить начало образования опухолей репродуктивной системы?
— Мужчинам анализ на ПСА достаточно сдавать один раз в год после 50 лет. Женщинам, если они живут половой жизнью, начиная с 28 лет каждый год сдавать мазок на флору и ПАП-тест. А маммографию им надо делать каждый год.
— И тогда люди перестанут умирать молодыми? Но смертность от рака уже почти догнала смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, хотя еще совсем недавно была на втором месте. Какова ситуация в других странах? Вы часто встречаетесь с коллегами из-за рубежа…
— Сегодня cтандартизованные показатели смертности в РФ сопоставимы с показателями в США и странах Евросоюза. Так, в США этот показатель составляет 105,8 человека на 100 тысяч населения, в странах Евросоюза — 109,4, в РФ — 117, 1.
«Опухоли нужен паспорт. Морфологический»
— Андрей Дмитриевич, а что можете сказать о лекарствах? Активных препаратов против рака не удавалось найти вплоть до 40-х годов прошлого века. Какое место сегодня занимает химиотерапия в лечении онкозаболеваний?
— Большое. Мы лечим больных в основном так называемыми дженериками — препаратами-аналогами, выпускаемыми в России. Анализируя ситуацию в мире, могу сказать, что и в Германии для лечения раковых больных тоже используются в основном дженерики японских препаратов. Оригиналы стоят очень дорого.
Проблема в другом. К сожалению, каждый пятый пациент поступает к врачам с болезнью в запущенной стадии, и ему требуется комплексное лечение — не только лекарственная, но и хирургическая, и лучевая терапия. Поэтому хочу предостеречь своих коллег, работающих в обычных клиниках: не берите на себя ответственность за лечение сложных онкологических больных, направляйте их в специализированные центры, где есть химио- и лучевая терапия. Иначе больной потратит впустую время, а потом окажется, что ему уже никто не сможет помочь.
И самим больным следует опасаться клиник, где врачи не могут провести консилиум. А это минимум три врача: онколог, химиотерапевт и радиолог. В обычных клиниках таких специалистов, как правило, нет.
К тому же именно в специализированных клиниках доктора имеют возможность оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь тяжелым больным по программе ВМП.
— Но ВМП, как всем известно, дорогостоящее удовольствие для государства. Денег сейчас достаточно, чтобы оказывать такую помощь всем нуждающимся?
— Достаточно. Когда мы встречались с министром здравоохранения Вероникой Игоревной Скворцовой, она сказала, что по поручению Президента России намечается еще большее увеличение финансирования медицинской помощи именно в области онкологии. С нынешнего года появятся также квоты на химиотерапию, чего раньше не было. И что очень важно: квоты распределены по субъектам. И теперь в регионах онкологи смогут без проблем проводить больным химиотерапию.
— Какие прорывные технологии сыграли наибольшую роль в том, что смертность от рака потихонечку начала снижаться?
— Мы никогда раньше не говорили о генетических факторах заболеваний в онкологии, о молекулярных механизмах мутаций, о генетической гетерогенности. Теперь врач не скажет, что у больного, например, опухоль легкого. Мы характеризуем ее по морфологическому паспорту после получения морфологического диагноза. А это уже совершенно другой подход к терапии. Во-первых, он индивидуальный, во-вторых, это возможность назначать и отслеживать процесс на всех этапах лечения.
Сейчас на вооружении у онкологов также есть аппарат «человек-на-чипе», который создан нашими учеными, благодаря этому можно наблюдать за развитием живой опухоли вне организма человека с помощью питательных сред, поместив ее в специальную ячейку. Если эта опухоль метастатически переходит в другую ячейку, мы начинаем на нее воздействовать химиотерапевтическим препаратом, который раньше вводили больному. Таким же образом на опухоли вне организма можно проверить токсичность того или иного химиотерапевтического препарата, а не испытывать его на больном.
А это совсем новые возможности лечения онкологических больных.
— Известно: с 2015 года радионуклидная диагностика и терапия включены в систему ОМС. Расскажите, какие новые возможности дает эта методика?
— Считаю, очень вовремя онкологи вернулись к радионуклидам и для диагностики, и для терапии. Было время, когда о них совершенно забыли, хотя это очень мощное оружие в руках врачей. Дело в том, что сегодня можно дистанционно применить не только химиотерапию, но и предпослать такой радионуклид, который поможет и выявить опухоль и с помощью эндоваскулярных технологий ухудшить ее питание за счет сужения и облучения сосуда. В результате, вместо того чтобы питаться за счет человека и расти, опухоль получает губительный радионуклид. Такой способ сегодня мы используем при неоперабельных случаях, например, при первичном раке печени или когда опухоль находится в таком месте, где хирург не может ее ни удалить, ни резецировать, например, в сосудистых воротах печени. Для таких больных эта методика — настоящее спасение.
Российские онкологи нуждаются в большой линейке радионуклидов, а это тирозин, метионин, галий и др. Но мы пока работаем только на одном. Линейку будем расширять. В этом направлении уже идет работа вместе с Курчатовским институтом и с Физико-энергетическим институтом им. Лейпунского. А через три года в Обнинске вырастет, надеюсь, первый в России суперсовременный центр по испытанию радионуклидов на экспериментальных животных.
— Какие результаты показала протонная терапия с использованием отечественного ускорителя медицинского назначения? Со дня его пуска прошло два года. Есть ли противопоказания, негативные последствия?
— Уже принято 200 человек, результаты хорошие. В чем суть? Если облучать головной мозг другим способом (захватывать широкие поля), то радиация будет попадать на здоровые структуры мозга. И будет много осложнений из-за отека головного мозга. А эффект протонной терапии как раз и заключается в том, что пучок протонов попадает точно в место локализации раковой опухоли. И получается суперселективное обучение именно конкретной опухоли. Если судить по опыту наших коллег из Японии и Америки, применяющих такую же технологию, то больным гарантирована пятилетняя выживаемость. Мы такой методикой пользуемся пока только два года. Но уже получен хороший клинический эффект. И негативных последствий нет, и противопоказаний пока не зафиксировано.
«Одна из причин заболевания раком — жирная пища и избыток употребляемого белка»
— Андрей Дмитриевич, среди известных причин онкопатологий ученые давно называют курение, плохую экологию, вредные продукты… Что еще? О чем говорят последние исследования, если таковые имеются?
— Проводившиеся в последнее десятилетие исследования показали: употребление высококалорийной пищи с большим содержанием жиров вызывает серьезную опасность развития многих видов рака. Когда человек ест много жирного, у него повышается уровень эстрогенов, которые вызывают рост опухолей ткани, и возникает рак. Оказалось, что полные люди болеют раком на 20% чаще, чем худые. Очень сильно вредят также избыточная белковая пища и сыроедение, что тоже доказано. Но самая первая причина возникновения онкозаболевания, известная всем, это наследственность.
— Людям с наследственными факторами риска и предупредить рак невозможно? Или возможно?
— Рак боится только одного: раннего визита к врачам. В Японии, к примеру, смогли победить рак желудка. В этой стране очень многие страдали от опухолей желудка из-за традиционного увлечения морепродуктами, а это чистейший белок. Избыток употребляемого белка и приводит, как теперь ясно, к онкологии. Как поступили японцы? Перестали выдавать лицензии компаниям на любую деятельность, пока сотрудники не пройдут эндоскопическое обследование: гастроскопию желудка и эндоскопию прямой кишки. А с помощью «электроплуга» прямо во время исследования убирают часть слизистой желудка, где на сто процентов может развиться опухоль.
P.S. Вот уже на протяжении тысячелетий весь мир пытается разгадать причины рака. Хотя он и назван чумой ХХI века, признаки раковых опухолей были обнаружены еще в ископаемых костях времен неолита, у египетских мумий и в костях американских индейцев. А их описания найдены в египетских папирусах и древнеиндийских манускриптах. Знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ (примерно 460 лет до н.э.) уже мог различить доброкачественные и злокачественные опухоли. Среди его работ есть даже трактат «О карцинозе». А для описания опухолей Гиппократ использовал термин «onkos», откуда и произошло слово «онкология»…
Александра ЗИНОВЬЕВА.