«ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ
Какое будущее готовит Саудовской Аравии молодой наследный принц?
На днях читатели американского журнала Time выбрали человеком 2017 года наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана ас-Сауда. И этот выбор не случаен. Молодой принц был объявлен наследником трона (а значит, и будущим королем) Саудовской Аравии лишь пять месяцев назад. И за это время 31-летний сын короля Салмана бин Абдулазиза уже успел громко заявить о себе. Его отцу 31 декабря исполнится уже 82 года, а посему эксперты не исключают, что Мухаммед бин Салман займет трон в самое ближайшее время.
Борьба с коррупцией или — за власть?
Мухаммеда бин Салмана некоторые называют «темной лошадкой», но политического опыта у него хватает. Восемь лет назад он занял пост специального советника короля — своего отца, а уже в 2012 году стал заместителем министра обороны. С января 2015-го он возглавил Королевский суд и министерство обороны Саудовской Аравии.
Именно Мухаммед бин Салман (или, как его порой называют в прессе, МБС) стоял за вмешательством королевства в дела других стран. При нем Саудовская Аравия начала борьбу с повстанцами-хуситами в Йемене, которых, как считают в Эр-Рияде, поддерживает Иран.
В начале ноября наследный принц встал во главе антикоррупционного комитета королевства и сразу же взялся за дело: были задержаны 11 принцев, а также десятки чиновников. Некоторые аналитики, впрочем, усмотрели в этом не столько борьбу с коррупцией, сколько попытку Мухаммеда бин Салмана переформатировать политические элиты Саудовской Аравии под себя.
«Думаю, тут присутствуют оба фактора, — отмечает в этой связи востоковед, автор книги «Саудовская Аравия. XXI век на родине ислама» Константин ДУДАРЕВ. — Сама по себе борьба с коррупцией имеет большое значение, особенно на нынешнем этапе, когда поставлена задача привлечь инвестиции в страну, — для достижения весьма амбициозных экономических целей. Принц говорит, в частности, о том, что королевство намерено в ближайшие годы вступить в «клуб» десяти держав с самыми мощными экономиками. И аресты принцев, экс-министров, крупных бизнесменов показывают серьезность этих намерений. Конечно, не может не удивлять резкость этих действий: раньше подобного в Саудовской Аравии не наблюдалось. Но ведь почему в мире говорят о том, что происходит некая зачистка элит? Аресты это не просто эпизод, их нельзя рассматривать в отрыве от тех радикальных реформ — не только экономических, но и социальных, и духовно-нравственных, которые были начаты королем Салманом и которые реализуются в рамках стратегии «Видение-2030». Власть старается консолидировать свои позиции перед лицом тех, кто не готов мириться с изменениями».
Еще один немаловажный фактор — состояние правящего короля Салмана. «Он был прекрасным менеджером, прекрасным губернатором Эр-Рияда, — подчеркивает эксперт. — Но ему уже за восемьдесят, у него было несколько инсультов. А по некоторым данным, он страдает деменцией. И ни для кого не секрет, что он готовит себе замену в лице Мухаммеда бин Салмана: уже идут разговоры о том, что король может отречься от престола в пользу наследного принца. И, конечно, перед этим необходимо укрепить позиции МБС».
«Оппонентам есть в чем упрекнуть его»
В борьбе с политическими оппонентами за укрепление собственных позиций очередь дошла и до членов королевской семьи. Некоторые из них, с одной стороны, в принципе недовольны Мухаммедом бин Салманом, а с другой — готовы и конкурировать с ним.
«Им есть что предъявить ему в качестве упреков, — напоминает Константин Дударев. — Это и события в Йемене, где Саудовская Аравия увязла, а дело дошло уже до ракетного удара хуситов в направлении Эр-Рияда. Это и ситуация в Сирии, где саудовцы вложили большие деньги в поддержку оппозиции, но сейчас они фактически потеряны. Главным требованием Эр-Рияда был уход президента Асада, однако он остался у власти. И наконец, отставка премьер-министра Ливана Саада Харири, который является подданным Саудовской Аравии и провел большую часть жизни в королевстве, возглавляя там крупнейшую строительную компанию. Не секрет, что Эр-Рияд поддержал назначение Харири ливанским премьером, поставив перед ним задачу: ограничить влияние в стране проиранской «Хезболлы». Но в результате событий в Сирии позиции этой группировки в Ливане лишь усилились, что вызвало недовольство в Саудовской Аравии.».
Не только саудовцы отмечают внешнеполитическую активность Мухаммеда бин Салмана. В зарубежных СМИ наследного принца то и дело именуют «азартным игроком», способным даже перекроить карту Ближнего Востока по сферам влияния. Но пока что ощутимых успехов на счету МБС немного.
«Что касается Йемена, то, очевидно, вмешательство в этот конфликт было не очень хорошо продуманным решением, — считает эксперт. — Йемен — горная страна, и, как говорят, на каждого ее жителя приходится по два автомата Калашникова… И вряд ли военная победа там достижима. Проблему надо решать путем переговоров, в чем Россия, насколько мне известно, принимает посреднические усилия».
Москва нужна Саудовской Аравии и для решения основного для саудовцев конфликта — противостояния Эр-Рияда с Тегераном.
«Огромное преимущество России в том, что в отличие от, например, США у нашей страны есть устоявшиеся дружественные отношения и с Ираном, и с самой Саудовской Аравией, и с Йеменом, и с Ираком, а о Сирии уж и говорить нечего… — подчеркивает Константин Дударев. — Необходимо, чтобы у Эр-Рияда было осознание необходимости мирного решения конфликтов».
Слезть с нефтяной иглы
Но Мухаммед бин Салман прославился не только прокси-войнами. В его планах — серьезные преобразования внутри страны, которые станут продолжением реформ, начатых его отцом.
«Уже после прихода к власти короля Салмана в Саудовской Аравии начались масштабные изменения, — рассказывает Константин Дударев. — Он, в частности, отказался от патерналистского подхода, при котором государство обеспечивало благополучие подданных за счет доходов от нефти. Ведь субсидировались цены на воду, на электричество и на бензин, в результате чего страна несла огромные убытки: вода и электроэнергия расходовались без надобности, получила распространение контрабанда бензина за рубеж… После же того, как цены на нефть упали, стало ясно, что доходы от углеводородов не могут более рассматриваться как надежный источник для устойчивого экономического развития страны — таковым может стать лишь диверсифицированная, полноценная, многоотраслевая экономика.
Кроме того, ранее в Саудовской Аравии преобладающим был государственный сектор. В итоге была поставлена задача: увеличить роль частного сектора. В «Видении-2030» речь идет о полноценном развитии горнодобывающей промышленности, сталелитейной, автомобильной, фармацевтической. Кроме того, в стране бурно развивается внутренний туризм, что принесло ощутимый эффект: легко и быстро создаются рабочие места, инфраструктура. Принято и революционное решение о развитии индустрии развлечений — кинотеатров, театров, музыкальных концертов; было создано управление, объявившее о строительстве в Эр-Рияде в скором времени оперного театра. Также на окраине столицы будет построен парк развлечений наподобие Диснейленда».
Ренат АБДУЛЛИН.